Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Образовательная система и информационная индустрия

Содержание:

Введение
Роль информационных технологий в развитии российского государства и экономики (ФЦП "Электронная Россия")
Глобальные тенденции рынка информационных технологий и российские реалии
Образовательная система и информационная индустрия
Рынок оффшорного программирования

Говоря о текущем состоянии системы подготовки кадров IT в России, Игорь Агамирзян, Microsoft Research, отмечает следующие моменты:

  • всего около 250 из примерно 1000 российских вузов готовят специалистов в области информационных технологий;
  • общее число студентов на таких специальностях не превышает 100 тыс. человек (из более чем 3,5 млн. студентов, включая заочных);
  • ежегодный выпуск составляет менее 10 тыс. специалистов (с тенденцией к увеличению до 20-22 тыс. в год);
  • ни один из университетов в России не дает в полном объеме даже ACM/IEEE CS "Computing Curricula 1991" (в лучших - 70-80% курсов).

Ключевые элементы успешного сектора IT:
  Россия США
Сильная образовательная система с фокусом на науку и технологии

Технологическая инфраструктура; наличие оборонного сектора

Благоприятная для предпринимательства бизнес-среда

Доступность венчурного финансирования

Инженерные кадры по странам:



Источник: Morgan Stanley по данным AmCham, май 002

Среди преимуществ российского образования в области IT можно отметить следующие:

  • математические традиции ведущих университетов;
  • фундаментальное базовое образование;
  • поиск и отбор одаренных детей через математические школы, кружки, олимпиады и т.д.;
  • впечатляющие результаты (Санкт-Петербургский государственный университет два года подряд являлся победителем международной студенческой олимпиады ACM International Collegiate Programming Contest).

Специальности, относящиеся к области IT:
010200 Прикладная математика
010300 Прикладные математика и физика
071900 Информационные системы (по областям применения)
220100 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
220200 Автоматизированные системы обработки информации и управления
220300 Системы автоматизированного проектирования
220400 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
220500 Конструирование и технология электронно-вычислительных средств
220600 Организация и технология защиты информации
220700 Комплексное обеспечение инф. безопасности автоматизированных систем
510200 Прикладная математика и информатика
511200 Математика, прикладная математика
552800 Информатика и вычислительная техника

Однако, есть и недостатки российского образования в области IT:

  • несоответствие международным стандартам учебных программ;
  • очень низкое среднее качество подготовки студентов;
  • только 5-6 ведущих университетов обеспечивают подготовку специалистов на мировом уровне;
  • старение и нехватка профессорско-преподавательского состава;
  • недостаточное количество выпускаемых специалистов;
  • вузы не обеспечивают потребность в специалистах в области IT, особенно в программистах.


Говоря о проблемах подготовки IT-кадров на форуме, Андрей Терехов, заведующий кафедрой системного программирования Санкт-Петербургского государственного университета, отметил, что по опыту работы преподаватель должен быть в первую очередь исследователем, рассказывать о своих работах и тех, в которых он принимал участие, а не о том, что до него сделали другие, учить студентов новому. Студент должен получить реальную практику программирования. Но чтобы научить практической деятельности, необходимо сотрудничество учебных учреждений с профильными компаниями, которые были бы заинтересованы в проведении исследований и обучении студентов.


Если человек имеет диплом по специальности "Системное программирование", он должен уметь программировать, то есть иметь представление об экспертных системах, архитектуре ЭВМ, различных технологиях, телекоммуникациях и так далее. Существующие программы обучения должны соответствовать международным стандартам, например, ACM / IEEE Computing Curricula 2001. Поэтому у вузов должна быть некоторая свобода в эффективном и оперативном реагировании на изменяющиеся запросы рынка в отношении готовящихся кадров.

Важна исследовательская работа студентов. Важно не просто получить программу, которая работает, важно получить что-то новое.

Университетские люди должны быть способны не только написать программу и придумать эффективный алгоритм, но и сравнить, обосновать и оценить возможные границы применимости. Это входит в понятие "университетское образование".

Что касается государственной поддержки, то она нужна для того, чтобы способные и заинтересованные в научных исследованиях люди могли ими заниматься. Поддержка со стороны бизнеса необходима, чтобы студенты могли получить практику, работая в компаниях, а учебные заведения могли знать, чему учить, исходя из результатов своих выпускников.

Поддержка образования и науки со стороны государства и бизнеса поможет справиться с утечкой мозгов и подстегнет научные исследования.

В продолжение этой темы можно отметить, что в конце прошлого года в Новосибирске прошла конференция "Университет, наука, бизнес в условиях современного открытого информационного общества", на которой были предложены следующие рекомендации Министерству образования РФ:

  • создание регионального (возможно, в рамках Сибирского федерального округа) Учебно-методического объединения по информатике;
  • создание регионального Центра по повышению квалификации преподавателей школ и вузов в области информатики, а также сотрудников учебных заведений, работающих в области информационных технологий;
  • учитывая важность для развития образования, науки и бизнеса Федеральной целевой программы "Электронная Россия", предлагается создание Регионального Совета по указанной программе с представительством вузов и научных учреждений Сибирского федерального округа;
  • осуществить постепенный переход на государственное кредитование высшего образования. Любому абитуриенту, поступающему в вуз, государство предоставляет кредит, который по окончании выпускник должен вернуть любыми из следующих путей: отработать на госпредприятии 2-3 года, отслужить в армии, заработать в частной компании (компания сама может вернуть этот кредит) и т.д.;
  • объявить конкурс на разработку концепции и программы введения в общеобразовательное и профессиональное образование разных уровней фундаментальной учебной дисциплины "информатика";
  • увеличить число конкурсов на создание современных учебников по информатике;
  • усилить работу по модернизации образовательных стандартов по информатике и связанным с ней областям знаний;
  • обратить внимание на согласование образовательных стандартов РФ с международными стандартами;
  • смягчить регламентацию частностей учебного процесса, уделив основное внимание результатам обучения;
  • дать право ведущим российским университетам работать по индивидуальным профессионально-образовательным программам;
  • ввести дополнительную квалификацию "информатик" (наряду с "преподаватель" и "переводчик в сфере профессиональных коммуникаций") с тем, чтобы выпускники гуманитарных и естественнонаучных специальностей могли получить вместе с базовым дипломом диплом о дополнительной квалификации;
  • ввести междисциплинарную профессиональную образовательную программу магистерского уровня "прикладная информатика" (по отраслям знаний);
  • разрешить перевод студентов, обучающихся на бюджетных местах и не справляющихся с учебным планом, на обучение по специальной образовательной программе на договорной основе без отчисления из вуза.

Также в ходе конференции были отмечены следующие тенденции в образовании:

  • катастрофическое старение преподавательского состава вузов, с одной стороны, и повышающийся спрос на кадры с высшим образованием со стороны как частных, так и государственных организаций;
  • недоработка государственного и правового регулирования платного образования  - контрактной подготовки на бюджетной основе, образовательного кредита, компенсации затрат на обучение выпускникам, обучавшимся на платной основе, при их последующей работе в государственных учреждениях, подготовки специалистов за счет средств наукоемких компаний и фирм;
  • проблемы, возникающие при обучении на платной основе, в части качества образования и уровня подготовки. Решение этих проблем требует усиления государственного и общественного контроля.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 24.07.2002  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100