Для зарегистрированных пользователей |
|
Образовательная система и информационная индустрия
Содержание:
Введение
Роль информационных технологий в развитии российского государства и экономики (ФЦП "Электронная Россия")
Глобальные тенденции рынка информационных технологий и российские реалии
Образовательная система и информационная индустрия
Рынок оффшорного программирования
Говоря о текущем состоянии системы подготовки кадров IT в России, Игорь Агамирзян, Microsoft Research, отмечает следующие моменты:
- всего около 250 из примерно 1000 российских вузов готовят специалистов в области информационных технологий;
- общее число студентов на таких специальностях не превышает 100 тыс. человек (из более чем 3,5 млн. студентов, включая заочных);
- ежегодный выпуск составляет менее 10 тыс. специалистов (с тенденцией к увеличению до 20-22 тыс. в год);
- ни один из университетов в России не дает в полном объеме даже ACM/IEEE CS "Computing Curricula 1991" (в лучших - 70-80% курсов).
Ключевые элементы успешного сектора IT:
| Россия | США |
Сильная образовательная система с фокусом на науку и технологии |
|
|
Технологическая инфраструктура; наличие оборонного сектора |
|
|
Благоприятная для предпринимательства бизнес-среда |
|
|
Доступность венчурного финансирования |
|
| |
Инженерные кадры по странам:
Источник: Morgan Stanley по данным AmCham, май 002
Среди преимуществ российского образования в области IT можно отметить следующие:
- математические традиции ведущих университетов;
- фундаментальное базовое образование;
- поиск и отбор одаренных детей через математические школы, кружки, олимпиады и т.д.;
- впечатляющие результаты (Санкт-Петербургский государственный университет два года подряд являлся победителем международной студенческой олимпиады ACM International Collegiate Programming Contest).
Специальности, относящиеся к области IT:
010200 Прикладная математика
010300 Прикладные математика и физика
071900 Информационные системы (по областям применения)
220100 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
220200 Автоматизированные системы обработки информации и управления
220300 Системы автоматизированного проектирования
220400 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
220500 Конструирование и технология электронно-вычислительных средств
220600 Организация и технология защиты информации
220700 Комплексное обеспечение инф. безопасности автоматизированных систем
510200 Прикладная математика и информатика
511200 Математика, прикладная математика
552800 Информатика и вычислительная техника |
Однако, есть и недостатки российского образования в области IT:
- несоответствие международным стандартам учебных программ;
- очень низкое среднее качество подготовки студентов;
- только 5-6 ведущих университетов обеспечивают подготовку специалистов на мировом уровне;
- старение и нехватка профессорско-преподавательского состава;
- недостаточное количество выпускаемых специалистов;
- вузы не обеспечивают потребность в специалистах в области IT, особенно в программистах.
Говоря о проблемах подготовки IT-кадров на форуме, Андрей Терехов, заведующий кафедрой системного программирования Санкт-Петербургского государственного университета, отметил, что по опыту работы преподаватель должен быть в первую очередь исследователем, рассказывать о своих работах и тех, в которых он принимал участие, а не о том, что до него сделали другие, учить студентов новому. Студент должен получить реальную практику программирования. Но чтобы научить практической деятельности, необходимо сотрудничество учебных учреждений с профильными компаниями, которые были бы заинтересованы в проведении исследований и обучении студентов.
Если человек имеет диплом по специальности "Системное программирование", он должен уметь программировать, то есть иметь представление об экспертных системах, архитектуре ЭВМ, различных технологиях, телекоммуникациях и так далее. Существующие программы обучения должны соответствовать международным стандартам, например, ACM / IEEE Computing Curricula 2001. Поэтому у вузов должна быть некоторая свобода в эффективном и оперативном реагировании на изменяющиеся запросы рынка в отношении готовящихся кадров.
Важна исследовательская работа студентов. Важно не просто получить программу, которая работает, важно получить что-то новое.
Университетские люди должны быть способны не только написать программу и придумать эффективный алгоритм, но и сравнить, обосновать и оценить возможные границы применимости. Это входит в понятие "университетское образование".
Что касается государственной поддержки, то она нужна для того, чтобы способные и заинтересованные в научных исследованиях люди могли ими заниматься. Поддержка со стороны бизнеса необходима, чтобы студенты могли получить практику, работая в компаниях, а учебные заведения могли знать, чему учить, исходя из результатов своих выпускников.
Поддержка образования и науки со стороны государства и бизнеса поможет справиться с утечкой мозгов и подстегнет научные исследования.
В продолжение этой темы можно отметить, что в конце прошлого года в Новосибирске прошла конференция "Университет, наука, бизнес в условиях современного открытого информационного общества", на которой были предложены следующие рекомендации Министерству образования РФ:
- создание регионального (возможно, в рамках Сибирского федерального округа) Учебно-методического объединения по информатике;
- создание регионального Центра по повышению квалификации преподавателей школ и вузов в области информатики, а также сотрудников учебных заведений, работающих в области информационных технологий;
- учитывая важность для развития образования, науки и бизнеса Федеральной целевой программы "Электронная Россия", предлагается создание Регионального Совета по указанной программе с представительством вузов и научных учреждений Сибирского федерального округа;
- осуществить постепенный переход на государственное кредитование высшего образования. Любому абитуриенту, поступающему в вуз, государство предоставляет кредит, который по окончании выпускник должен вернуть любыми из следующих путей: отработать на госпредприятии 2-3 года, отслужить в армии, заработать в частной компании (компания сама может вернуть этот кредит) и т.д.;
- объявить конкурс на разработку концепции и программы введения в общеобразовательное и профессиональное образование разных уровней фундаментальной учебной дисциплины "информатика";
- увеличить число конкурсов на создание современных учебников по информатике;
- усилить работу по модернизации образовательных стандартов по информатике и связанным с ней областям знаний;
- обратить внимание на согласование образовательных стандартов РФ с международными стандартами;
- смягчить регламентацию частностей учебного процесса, уделив основное внимание результатам обучения;
- дать право ведущим российским университетам работать по индивидуальным профессионально-образовательным программам;
- ввести дополнительную квалификацию "информатик" (наряду с "преподаватель" и "переводчик в сфере профессиональных коммуникаций") с тем, чтобы выпускники гуманитарных и естественнонаучных специальностей могли получить вместе с базовым дипломом диплом о дополнительной квалификации;
- ввести междисциплинарную профессиональную образовательную программу магистерского уровня "прикладная информатика" (по отраслям знаний);
- разрешить перевод студентов, обучающихся на бюджетных местах и не справляющихся с учебным планом, на обучение по специальной образовательной программе на договорной основе без отчисления из вуза.
Также в ходе конференции были отмечены следующие тенденции в образовании:
- катастрофическое старение преподавательского состава вузов, с одной стороны, и повышающийся спрос на кадры с высшим образованием со стороны как частных, так и государственных организаций;
- недоработка государственного и правового регулирования платного образования - контрактной подготовки на бюджетной основе, образовательного кредита, компенсации затрат на обучение выпускникам, обучавшимся на платной основе, при их последующей работе в государственных учреждениях, подготовки специалистов за счет средств наукоемких компаний и фирм;
- проблемы, возникающие при обучении на платной основе, в части качества образования и уровня подготовки. Решение этих проблем требует усиления государственного и общественного контроля.
|