Образовательная система и информационная индустрия

Содержание:

Введение
Роль информационных технологий в развитии российского государства и экономики (ФЦП "Электронная Россия")
Глобальные тенденции рынка информационных технологий и российские реалии
Образовательная система и информационная индустрия
Рынок оффшорного программирования

Говоря о текущем состоянии системы подготовки кадров IT в России, Игорь Агамирзян, Microsoft Research, отмечает следующие моменты:

  • всего около 250 из примерно 1000 российских вузов готовят специалистов в области информационных технологий;
  • общее число студентов на таких специальностях не превышает 100 тыс. человек (из более чем 3,5 млн. студентов, включая заочных);
  • ежегодный выпуск составляет менее 10 тыс. специалистов (с тенденцией к увеличению до 20-22 тыс. в год);
  • ни один из университетов в России не дает в полном объеме даже ACM/IEEE CS "Computing Curricula 1991" (в лучших - 70-80% курсов).

Ключевые элементы успешного сектора IT:
  Россия США
Сильная образовательная система с фокусом на науку и технологии

Технологическая инфраструктура; наличие оборонного сектора

Благоприятная для предпринимательства бизнес-среда

Доступность венчурного финансирования

Инженерные кадры по странам:



Источник: Morgan Stanley по данным AmCham, май 002

Среди преимуществ российского образования в области IT можно отметить следующие:

Специальности, относящиеся к области IT:
010200 Прикладная математика
010300 Прикладные математика и физика
071900 Информационные системы (по областям применения)
220100 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
220200 Автоматизированные системы обработки информации и управления
220300 Системы автоматизированного проектирования
220400 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
220500 Конструирование и технология электронно-вычислительных средств
220600 Организация и технология защиты информации
220700 Комплексное обеспечение инф. безопасности автоматизированных систем
510200 Прикладная математика и информатика
511200 Математика, прикладная математика
552800 Информатика и вычислительная техника

Однако, есть и недостатки российского образования в области IT:



Говоря о проблемах подготовки IT-кадров на форуме, Андрей Терехов, заведующий кафедрой системного программирования Санкт-Петербургского государственного университета, отметил, что по опыту работы преподаватель должен быть в первую очередь исследователем, рассказывать о своих работах и тех, в которых он принимал участие, а не о том, что до него сделали другие, учить студентов новому. Студент должен получить реальную практику программирования. Но чтобы научить практической деятельности, необходимо сотрудничество учебных учреждений с профильными компаниями, которые были бы заинтересованы в проведении исследований и обучении студентов.


Если человек имеет диплом по специальности "Системное программирование", он должен уметь программировать, то есть иметь представление об экспертных системах, архитектуре ЭВМ, различных технологиях, телекоммуникациях и так далее. Существующие программы обучения должны соответствовать международным стандартам, например, ACM / IEEE Computing Curricula 2001. Поэтому у вузов должна быть некоторая свобода в эффективном и оперативном реагировании на изменяющиеся запросы рынка в отношении готовящихся кадров.

Важна исследовательская работа студентов. Важно не просто получить программу, которая работает, важно получить что-то новое.

Университетские люди должны быть способны не только написать программу и придумать эффективный алгоритм, но и сравнить, обосновать и оценить возможные границы применимости. Это входит в понятие "университетское образование".

Что касается государственной поддержки, то она нужна для того, чтобы способные и заинтересованные в научных исследованиях люди могли ими заниматься. Поддержка со стороны бизнеса необходима, чтобы студенты могли получить практику, работая в компаниях, а учебные заведения могли знать, чему учить, исходя из результатов своих выпускников.

Поддержка образования и науки со стороны государства и бизнеса поможет справиться с утечкой мозгов и подстегнет научные исследования.

В продолжение этой темы можно отметить, что в конце прошлого года в Новосибирске прошла конференция "Университет, наука, бизнес в условиях современного открытого информационного общества", на которой были предложены следующие рекомендации Министерству образования РФ:

Также в ходе конференции были отмечены следующие тенденции в образовании:

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=584