Для зарегистрированных пользователей |
|
Глобальные тенденции рынка информационных технологий и российские реалии
Содержание:
Введение
Роль информационных технологий в развитии российского государства и экономики (ФЦП "Электронная Россия")
Глобальные тенденции рынка информационных технологий и российские реалии
Образовательная система и информационная индустрия
Рынок оффшорного программирования
По сравнению с прошлым годом в России, несмотря на то, что потенциал развития отрасли IT на фоне мировых тенденций остался высоким, реальность оказывается далека от желаемого -и весьма далека от возможного.
Однако надежды России наблюдаются в:
- сохранении кадрового потенциала и системы образования;
- развитии отрасли IT в России опережающими темпами на протяжении последних 10 лет;
- осознании государством стратегической важности отрасли.
Так, с принятием ФЦП "Электронная Россия" и началом ее выполнения отмечается некоторый рост внутреннего рынка IT по результатам 2001 года и благоприятный прогноз развития внутреннего рынка в 2002 году, а также устойчивое развитие сектора услуг на внешнем рынке, однако, все процессы идут достаточно медленно. Также формируются отраслевые ассоциации (РУССОФТ, АПКИТ, РИТА). Усиливается кадровый дефицит по всей отрасли в целом.
Что касается мировых тенденций рынка IT, то рынок, хотя и находится в относительно плохом финансовом состоянии, стал гораздо более структурирован, чем это было пару лет назад. Кризис расчистил его: рухнули те, кто и должен был рухнуть, а серьезные игроки устояли и показывают хорошие результаты. Растут темпы внедрения IT в социальную сферу (развитие "информационного общества"). Наблюдается большой спрос на разработку ПО и острая нехватка квалифицированных кадров.
В результате, хотя "Электронная Россия" и не программа развития всей отрасли IT, но программа развития государства на основе IT, тем не менее, она уже оказывает влияние на внутренний рынок IT:
- суммарные затраты государства на "Электронную Россию" в 2002-2010 годах составят 2 млрд долларов;
- к 2010 году предполагается увеличить долю IT-сектора в ВВП России до 2%, что составит около 10 млрд. долларов;
- ежегодный объем экспорта ПО и услуг в области IT должен составить к 2010 году 1-2 млрд. долларов.
С другой стороны, отношение сектора IT к ВВП в России по сравнению с другими странами остается достаточно низким.
Международная исследовательская корпорация IDG/IDC для определения уровня развития высокотехнологичной отрасли вычисляет сводный индекс ISI (Information Society Index, сводный индекс развития информационного общества) на основании ряда показателей:
- количества персональных компьютеров на душу населения;
- уровня использования ПК в промышленности, государственных органах и образовании;
- стоимости программного обеспечения на компьютер;
- доли ПК, подключенных к интернету; пропускной способности и стоимости каналов связи.
Согласно этим показателям, сводный индекс развития и ВВП на душу населения некоторых стран выглядит следующим образом:
Швеция | 5062 | 20,7 |
США | 5041 | 33,9 |
Япония | 4093 | 23,4 |
Сингапур | 4014 | 27,8 |
Германия | 3558 | 22,7 |
Тайвань | 3177 | 16,1 |
Ирландия | 3144 | 20,3 |
Израиль | 3140 | 18,3 |
Франция | 3140 | 23,3 |
Ю.Корея | 2931 | 13,3 |
Италия | 2703 | 21,4 |
Чехия | 2130 | 11,7 |
|
|
Польша | 1808 | 7,2 |
Чили | 1635 | 12,4 |
Аргентина | 1651 | 10 |
Малайзия | 1583 | 10,7 |
ЮАР | 1537 | 6,9 |
Венесуэла | 1491 | 8 |
Россия | 1444 | 4,2 |
Филиппины | 1012 | 3,6 |
Китай | 915 | 3,8 |
Индонезия | 888 | 2,8 |
Индия | 871 | 1,8 |
Пакистан | 719 | 2 |
|
Готовность России к информационному обществу
(Институт развития информационного общества,грант InfoDev Всемирного Банка, июль 2001 года, Readiness for the Networked World,Center for International Development at Harvard University)
Согласно этому исследованию, для оценки готовности государства к информационному обществу используется 19 параметров готовности (категорий индикаторов), которые сгруппированы в пять областей, подлежащих оценке:
- информационная инфраструктура;
- обучение с использованием ИКТ;
- информационная экономика;
- информационное общество;
- государственная политика информатизации.
Для России оценки этих показателей выглядят следующим образом:
I. Информационная инфраструктура и доступ к сети | |
1. Информационная инфраструктура | 2 |
2. Существование интернета | 3 |
3. Доступность интернета | 2 |
4. Скорость и качество информационных сетей | 3 |
5. Оборудование и ПО | 3 |
6. Сервис и обслуживание | 2 |
II. Обучение с использованием ИКТ | |
7. Доступ образовательных учреждений к ИКТ | 2 |
8. Использование ИКТ в образовательном процессе | 2 |
9. Подготовка кадров в сфере ИКТ | 3 |
III. Информационное общество | |
10. Люди и организации в информационном пространстве | 3 |
11. Локально-ориентированное содержание | 3 |
12. ИКТ в повседневной жизни | 3 |
13. ИКТ на рабочем месте | 3 |
IV. Информационная экономика | |
14. Электронная коммерция "бизнес для потребителя" (B2C) | 2 |
15. Электронная коммерция "бизнес для бизнеса" (B2B) | 2 |
16. Электронное правительство | 2 |
17. Возможности занятости специалистов в области ИКТ | 3 |
V. Политика в области ИКТ | |
18. Регулирование телекоммуникаций | 3 |
19. Торговая политика в области ИКТ; Электронная коммерция | 2 |
По мнению Яна Марриотта (Ian Marriott), Gartner Group (США), в глобальном смысле на мировом рынке ИКТ положение России можно охарактеризовать как развивающийся рынок. Рынок, который имеют большие потенциальные возможности стать одним из мировых лидеров рынка IT-услуг, что, однако, возможно при выполнении ряда условий. Основное - это поддержка государством рынка ИКТ, системы высшего образования, которое готовит кадры в эту отрасль. Также стоит уделить особое внимание обучению иностранным языкам, особенно английскому языку, позволяющему работать на глобальном рынке. Следующее важное направление работы - защита авторских прав, информационная безопасность, предотвращение пиратства программного обеспечения. И, наконец, российское правительство должно продвигать интересы отечественных фирм за рубежом с целью установления иностранцами контактов с российскими компаниями.
Развитие экономики, основанной в основном на экспорте природных ресурсов, несомненно, имеет массу преимуществ. Опять же, Россия обладает таким богатым ресурсом, как трудовые ресурсы. Российская история знает массу выдающихся примеров из области науки и математики. Именно этот ресурс и должен быть положен в основу отрасли ИКТ. Информационные технологии сейчас в мире становятся основным звеном всей современной экономики той или иной страны. Таким образом, кооперация между бизнесом и государством может дать очень хорошие и долгосрочные результаты. Поодиночке бизнесу или государству трудно и невозможно достичь поставленной цели. Оффшорное программирование, в котором сейчас лидирует Индия, может дать России возможность увеличить свою долю в мире. Низкая стоимость затрат и услуг в разных частях мира позволяет компаниям решать свои потребности в глобальных масштабах мира. С другой стороны, потенциальные геополитические конфликты требуют от компаний распределять источники выполнения работ по разным странам. Последний пример - конфликт между Пакистаном и Индией, в результате чего у таких стран, как Россия, может появиться шанс предложить свои услуги.
В общем виде, для многих участников форума очевидно, что задачи, которые предстоит решить России, приблизительно следующие:
- преобразование богатства, полученного от эксплуатации природных ресурсов в инвестиции, которые будут способствовать созданию экономики, базирующейся на знании;
- коммерциализация научно-исследовательского потенциала страны и приспособление научных и технологических ресурсов России к работе по созданию современной отечественной наукоемкой экономики;
- развитие связей между малыми и средними наукоемкими предприятиями, с одной стороны, и крупными национальными и международными фирмами, с другой стороны;
- стимулирование образованных россиян к тому, чтобы они проживали, работали и инвестировали средства в России;
- улучшение предпринимательского климата.
Среди других целей государства участники рынка отмечают следующие:
- реорганизация системы образования вообще и подготовки разработчиков ПО в частности;
- создание недорогих офисов и технопарков;
- взаимодействие с конкретным ответственным органом в министерствах, которое будет специализироваться на вопросах IT;
- участие профессиональных ассоциаций в подготовке рекомендаций правительству по вопросам IT-рынка;
- содействие рынку в организации мероприятий: выставок, конференций, в том числе участие российских компаний в зарубежных мероприятиях;
- ясная и прозрачная позиция правительства по вопросу развития IT-рынка как внутри страны, так и поддержка правительства компаниям на мировом рынке;
- государственное влияние на образовательную систему в плане подготовки специалистов с фундаментальными знаниями в области математики, физики, химии и других направлений;
- предоставление отсрочек от армии;
- в столице нужно отменить требования к регистрации иногородних.
|