Глобальные тенденции рынка информационных технологий и российские реалии

Содержание:

Введение
Роль информационных технологий в развитии российского государства и экономики (ФЦП "Электронная Россия")
Глобальные тенденции рынка информационных технологий и российские реалии
Образовательная система и информационная индустрия
Рынок оффшорного программирования


По сравнению с прошлым годом в России, несмотря на то, что потенциал развития отрасли IT на фоне мировых тенденций остался высоким, реальность оказывается далека от желаемого -и весьма далека от возможного.

Однако надежды России наблюдаются в:

  • сохранении кадрового потенциала и системы образования;
  • развитии отрасли IT в России опережающими темпами на протяжении последних 10 лет;
  • осознании государством стратегической важности отрасли.


Так, с принятием ФЦП "Электронная Россия" и началом ее выполнения отмечается некоторый рост внутреннего рынка IT по результатам 2001 года и благоприятный прогноз развития внутреннего рынка в 2002 году, а также устойчивое развитие сектора услуг на внешнем рынке, однако, все процессы идут достаточно медленно. Также формируются отраслевые ассоциации (РУССОФТ, АПКИТ, РИТА). Усиливается кадровый дефицит по всей отрасли в целом.


 

Что касается мировых тенденций рынка IT, то рынок, хотя и находится в относительно плохом финансовом состоянии, стал гораздо более структурирован, чем это было пару лет назад. Кризис расчистил его: рухнули те, кто и должен был рухнуть, а серьезные игроки устояли и показывают хорошие результаты. Растут темпы внедрения IT в социальную сферу (развитие "информационного общества"). Наблюдается большой спрос на разработку ПО и острая нехватка квалифицированных кадров.


В результате, хотя "Электронная Россия" и не программа развития всей отрасли IT, но программа развития государства на основе IT, тем не менее, она уже оказывает влияние на внутренний рынок IT:

  • суммарные затраты государства на "Электронную Россию" в 2002-2010 годах составят 2 млрд долларов;
  • к 2010 году предполагается увеличить долю IT-сектора в ВВП России до 2%, что составит около 10 млрд. долларов;
  • ежегодный объем экспорта ПО и услуг в области IT должен составить к 2010 году 1-2 млрд. долларов.


С другой стороны, отношение сектора IT к ВВП в России по сравнению с другими странами остается достаточно низким.

Международная исследовательская корпорация IDG/IDC для определения уровня развития высокотехнологичной отрасли вычисляет сводный индекс ISI (Information Society Index, сводный индекс развития информационного общества) на основании ряда показателей:

  • количества персональных компьютеров на душу населения;
  • уровня использования ПК в промышленности, государственных органах и образовании;
  • стоимости программного обеспечения на компьютер;
  • доли ПК, подключенных к интернету; пропускной способности и стоимости каналов связи.


Согласно этим показателям, сводный индекс развития и ВВП на душу населения некоторых стран выглядит следующим образом:

Швеция506220,7
США504133,9
Япония409323,4
Сингапур401427,8
Германия355822,7
Тайвань317716,1
Ирландия314420,3
Израиль314018,3
Франция314023,3
Ю.Корея293113,3
Италия270321,4
Чехия213011,7
 
Польша18087,2
Чили163512,4
Аргентина165110
Малайзия158310,7
ЮАР15376,9
Венесуэла14918
Россия14444,2
Филиппины10123,6
Китай9153,8
Индонезия8882,8
Индия8711,8
Пакистан7192



Готовность России к информационному обществу

(Институт развития информационного общества,грант InfoDev Всемирного Банка, июль 2001 года, Readiness for the Networked World,Center for International Development at Harvard University)

Согласно этому исследованию, для оценки готовности государства к информационному обществу используется 19 параметров готовности (категорий индикаторов), которые сгруппированы в пять областей, подлежащих оценке:

  • информационная инфраструктура;
  • обучение с использованием ИКТ;
  • информационная экономика;
  • информационное общество;
  • государственная политика информатизации.

Для России оценки этих показателей выглядят следующим образом:
I. Информационная инфраструктура и доступ к сети 
1. Информационная инфраструктура 2
2. Существование интернета 3
3. Доступность интернета 2
4. Скорость и качество информационных сетей 3
5. Оборудование и ПО 3
6. Сервис и обслуживание 2
II. Обучение с использованием ИКТ  
7. Доступ образовательных учреждений к ИКТ 2
8. Использование ИКТ в образовательном процессе 2
9. Подготовка кадров в сфере ИКТ 3
III. Информационное общество  
10. Люди и организации в информационном пространстве 3
11. Локально-ориентированное содержание 3
12. ИКТ в повседневной жизни 3
13. ИКТ на рабочем месте 3
IV. Информационная экономика  
14. Электронная коммерция "бизнес для потребителя" (B2C) 2
15. Электронная коммерция "бизнес для бизнеса" (B2B) 2
16. Электронное правительство 2
17. Возможности занятости специалистов в области ИКТ 3
V. Политика в области ИКТ  
18. Регулирование телекоммуникаций 3
19. Торговая политика в области ИКТ; Электронная коммерция 2

По мнению Яна Марриотта (Ian Marriott), Gartner Group (США), в глобальном смысле на мировом рынке ИКТ положение России можно охарактеризовать как развивающийся рынок. Рынок, который имеют большие потенциальные возможности стать одним из мировых лидеров рынка IT-услуг, что, однако, возможно при выполнении ряда условий. Основное - это поддержка государством рынка ИКТ, системы высшего образования, которое готовит кадры в эту отрасль. Также стоит уделить особое внимание обучению иностранным языкам, особенно английскому языку, позволяющему работать на глобальном рынке. Следующее важное направление работы - защита авторских прав, информационная безопасность, предотвращение пиратства программного обеспечения. И, наконец, российское правительство должно продвигать интересы отечественных фирм за рубежом с целью установления иностранцами контактов с российскими компаниями.

Развитие экономики, основанной в основном на экспорте природных ресурсов, несомненно, имеет массу преимуществ. Опять же, Россия обладает таким богатым ресурсом, как трудовые ресурсы. Российская история знает массу выдающихся примеров из области науки и математики. Именно этот ресурс и должен быть положен в основу отрасли ИКТ. Информационные технологии сейчас в мире становятся основным звеном всей современной экономики той или иной страны. Таким образом, кооперация между бизнесом и государством может дать очень хорошие и долгосрочные результаты. Поодиночке бизнесу или государству трудно и невозможно достичь поставленной цели. Оффшорное программирование, в котором сейчас лидирует Индия, может дать России возможность увеличить свою долю в мире. Низкая стоимость затрат и услуг в разных частях мира позволяет компаниям решать свои потребности в глобальных масштабах мира. С другой стороны, потенциальные геополитические конфликты требуют от компаний распределять источники выполнения работ по разным странам. Последний пример - конфликт между Пакистаном и Индией, в результате чего у таких стран, как Россия, может появиться шанс предложить свои услуги.

В общем виде, для многих участников форума очевидно, что задачи, которые предстоит решить России, приблизительно следующие:

  • преобразование богатства, полученного от эксплуатации природных ресурсов в инвестиции, которые будут способствовать созданию экономики, базирующейся на знании;
  • коммерциализация научно-исследовательского потенциала страны и приспособление научных и технологических ресурсов России к работе по созданию современной отечественной наукоемкой экономики;
  • развитие связей между малыми и средними наукоемкими предприятиями, с одной стороны, и крупными национальными и международными фирмами, с другой стороны;
  • стимулирование образованных россиян к тому, чтобы они проживали, работали и инвестировали средства в России;
  • улучшение предпринимательского климата.

Среди других целей государства участники рынка отмечают следующие:

  • реорганизация системы образования вообще и подготовки разработчиков ПО в частности;
  • создание недорогих офисов и технопарков;
  • взаимодействие с конкретным ответственным органом в министерствах, которое будет специализироваться на вопросах IT;
  • участие профессиональных ассоциаций в подготовке рекомендаций правительству по вопросам IT-рынка;
  • содействие рынку в организации мероприятий: выставок, конференций, в том числе участие российских компаний в зарубежных мероприятиях;
  • ясная и прозрачная позиция правительства по вопросу развития IT-рынка как внутри страны, так и поддержка правительства компаниям на мировом рынке;
  • государственное влияние на образовательную систему в плане подготовки специалистов с фундаментальными знаниями в области математики, физики, химии и других направлений;
  • предоставление отсрочек от армии;
  • в столице нужно отменить требования к регистрации иногородних.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=583