Для зарегистрированных пользователей |
|
Весна shareware-бизнеса
Игорь Левшин
В конце сентября состоялось необычное мероприятие. В Черноголовке прошла конференция ISDEF, что означает Форум независимых производителей программного обеспечения. За этим названием скрывается колоритное сообщество тех, кто производит и продает программы, которые можно свободно скачать из Internet, а потом заплатить, если она понравилась. ISDEF образовалась вокруг самого популярного среди российских "шароварщиков" списка рассылки SWRUS (ShareWare Russia). География участников была весьма пестрой: кроме российских умельцев было много украинцев и представителей других стран СНГ.
На конференцию удалось собрать около 300 человек. Многие уже были знакомы лично, практически все - через Internet. Большинство составили те, кто сам пишет программы, представляющие компании из двух-трех человек, а то и из одного. Но были и представители известных разработчиков: ABBYY, "Лаборатория Касперского", "Парагон". Еще одна категория участников - регистраторы, то есть те компании, которые продают программы shareware. Они, естественно, вызывали наибольший интерес программистов. Среди них - иностранные регистраторы, чрезвычайно авторитетные в этом мире - Digital River (RegNow), Share-It и появившаяся не так давно отечественная компания-регистратор Softkey.ru. Директор последней Феликс Мучник сформулировал цели компании так: "Помогать русскоязычным программистам правильно продавать свой продукт на российском рынке, организовывать рекламные кампании, защищать свои права ". Еще одно важнейшее звено цепочки - держатели архивов программ. В Черноголовку приехали знаменитые "Две Коровы" (http://www.tucows.com) с пластмассовой коровой, simtel.net, download.ru.
К немалому удивлению многих, в конференции приняли участие и "большие" - компании Intel, Microsoft, Borland.
Конференция, по общему мнению, пошла на пользу. По мнению продюсера "игровой" компании "Алавар" Михаила Мурашова, "удалось буквально собрать квинтэссенцию знаний в одном месте. Пожалуй, у зарубежных гостей доклады были даже более содержательны, у них накоплен более богатый опыт". Из отечественных докладчиков участники отметили Алексея Панькова из службы "Бегун", которая специализируется на продаже услуг по рекламе в результатах поисковых запросов; Михаила Гранина из Softshape.com, который рассказывал о создании визуального стиля, брендинге программного обеспечения на основе собственного реального опыта; Илью Сегаловича из "Яндекса", который поделился опытом по части того, каким образом использовать поисковые системы для shareware-бизнеса, и дал множество советов о том, на что следует обратить внимание при оптимизации сайта для них.
Часто можно было услышать о том, что движение заметно сдвигается от сообщества самородков-программистов к индустрии, живущей по вполне коммерческим законам. По мнению Мучника, "шароварщики" интересны и Microsoft с Intel, и регистраторам-продавцам, и дистрибьюторам "коробочных" продуктов. Все это говорит о том, что разработка условно-бесплатных программ из хобби превращается в бизнес, и не всегда - малый.
Что касается взгляда с "другой стороны", то Сергей Орлик (Borland) признался, что впечатления от конференции противоречивые, но, безусловно, все, что он видел было очень интересно и полезно для Borland и для него лично. Среди присутствовавших компаний, оказывается, было немало имеющих статус партнеров Borland, с которыми компания тесно работает. Приятно удивило его и то, что интерес проявляли не только к таким средствам, как CBuilder и Delphy, но и к Kylix, Interbase, JBuilder и даже к средствам управления конфигурацией проектов и организации совместной работы, которыми обычно интересуются крупные коммерческие компании.
Интерес к Java и корпоративным продуктам может, правда, иметь и другую причину: многие компании "подрабатывают" в офшорном программировании. Неспроста конференцию посетил Булат Гайфуллин, который представлял альянс Silicon Taiga, организовавший секцию по теме аутсорсинга.
Конечно, были и недостатки: например, некоторых участников разместили не в Черноголовке, а в пансионате "Дружба" в 8 км от города; представителей "игровых компаний" огорчало отсутствие специальной секции, посвященной этой чрезвычайно важной отрасли.
Но недовольные замечания тонут в море отзывов восторженных. И по делу, и просто от общения с интересными людьми. Как сказал директор компании KVT Software Константин Тарасов: "На такие встречи обязательно надо ездить. Очень многие вопросы решаются при личном общении так быстро, при том, что перед этим была многомесячная переписка по электронной почте, не давшая результатов...".
|