Весна shareware-бизнеса

Игорь Левшин

В конце сентября состоялось необычное мероприятие. В Черноголовке прошла конференция ISDEF, что означает Форум независимых производителей программного обеспечения. За этим названием скрывается колоритное сообщество тех, кто производит и продает программы, которые можно свободно скачать из Internet, а потом заплатить, если она понравилась. ISDEF образовалась вокруг самого популярного среди российских "шароварщиков" списка рассылки SWRUS (ShareWare Russia). География участников была весьма пестрой: кроме российских умельцев было много украинцев и представителей других стран СНГ.

На конференцию удалось собрать около 300 человек. Многие уже были знакомы лично, практически все - через Internet. Большинство составили те, кто сам пишет программы, представляющие компании из двух-трех человек, а то и из одного. Но были и представители известных разработчиков: ABBYY, "Лаборатория Касперского", "Парагон". Еще одна категория участников - регистраторы, то есть те компании, которые продают программы shareware. Они, естественно, вызывали наибольший интерес программистов. Среди них - иностранные регистраторы, чрезвычайно авторитетные в этом мире - Digital River (RegNow), Share-It и появившаяся не так давно отечественная компания-регистратор Softkey.ru. Директор последней Феликс Мучник сформулировал цели компании так: "Помогать русскоязычным программистам правильно продавать свой продукт на российском рынке, организовывать рекламные кампании, защищать свои права ". Еще одно важнейшее звено цепочки - держатели архивов программ. В Черноголовку приехали знаменитые "Две Коровы" (http://www.tucows.com) с пластмассовой коровой, simtel.net, download.ru.

К немалому удивлению многих, в конференции приняли участие и "большие" - компании Intel, Microsoft, Borland.

Конференция, по общему мнению, пошла на пользу. По мнению продюсера "игровой" компании "Алавар" Михаила Мурашова, "удалось буквально собрать квинтэссенцию знаний в одном месте. Пожалуй, у зарубежных гостей доклады были даже более содержательны, у них накоплен более богатый опыт". Из отечественных докладчиков участники отметили Алексея Панькова из службы "Бегун", которая специализируется на продаже услуг по рекламе в результатах поисковых запросов; Михаила Гранина из Softshape.com, который рассказывал о создании визуального стиля, брендинге программного обеспечения на основе собственного реального опыта; Илью Сегаловича из "Яндекса", который поделился опытом по части того, каким образом использовать поисковые системы для shareware-бизнеса, и дал множество советов о том, на что следует обратить внимание при оптимизации сайта для них.

Часто можно было услышать о том, что движение заметно сдвигается от сообщества самородков-программистов к индустрии, живущей по вполне коммерческим законам. По мнению Мучника, "шароварщики" интересны и Microsoft с Intel, и регистраторам-продавцам, и дистрибьюторам "коробочных" продуктов. Все это говорит о том, что разработка условно-бесплатных программ из хобби превращается в бизнес, и не всегда - малый.

Что касается взгляда с "другой стороны", то Сергей Орлик (Borland) признался, что впечатления от конференции противоречивые, но, безусловно, все, что он видел было очень интересно и полезно для Borland и для него лично. Среди присутствовавших компаний, оказывается, было немало имеющих статус партнеров Borland, с которыми компания тесно работает. Приятно удивило его и то, что интерес проявляли не только к таким средствам, как CBuilder и Delphy, но и к Kylix, Interbase, JBuilder и даже к средствам управления конфигурацией проектов и организации совместной работы, которыми обычно интересуются крупные коммерческие компании.

Интерес к Java и корпоративным продуктам может, правда, иметь и другую причину: многие компании "подрабатывают" в офшорном программировании. Неспроста конференцию посетил Булат Гайфуллин, который представлял альянс Silicon Taiga, организовавший секцию по теме аутсорсинга.

Конечно, были и недостатки: например, некоторых участников разместили не в Черноголовке, а в пансионате "Дружба" в 8 км от города; представителей "игровых компаний" огорчало отсутствие специальной секции, посвященной этой чрезвычайно важной отрасли.

Но недовольные замечания тонут в море отзывов восторженных. И по делу, и просто от общения с интересными людьми. Как сказал директор компании KVT Software Константин Тарасов: "На такие встречи обязательно надо ездить. Очень многие вопросы решаются при личном общении так быстро, при том, что перед этим была многомесячная переписка по электронной почте, не давшая результатов...".

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=860