Простые ребята
Дмитрий Фиалковский
Увлекшись модной идеей, можно много выиграть, а можно потерять все. Инвестировать более сдержанно и продуманно - стратегия петербургского венчурного фонда ABRT
В инвестициях важную роль играет мода. Причем она одновременно и питает инвестиции, и губит их. На пике моды можно хорошо заработать, но если зазеваешься, рискуешь потерять все. Именно так и случилось во время инвестиционного бума 1994−2001 годов в США: повальное увлечение интернет-компаниями закончилось пятикратным падением рынка. С тех пор прошло уже шесть лет и интернет не раз овладевал умами предпринимателей и инвесторов. В 2005 году началась мода на «Вэб 2.0» - социальные сети, блоги, интернет-сервисы. Сегодня популярны новые технологии, нередко именуемые уже «Вэб 3.0», - персонифицированный поиск, анализ содержания цифровых изображений и т.д. Однако, обжегшись несколько лет назад, многие инвесторы теперь научились удерживаться от искушений моды.
Не увлекается модными тенденциями и петербургский венчурный фонд ABRT, инвестирующий в интернет и софт-индустрию. Досконально зная американский подход к инвестициям, имея опыт создания ИТ-компаний в США, создатели фонда предпочитают полагаться на цифры и факты. Ребята из ABRT - признанные специалисты по инвестициям в ИТ среди российских венчурных фондов. О принципах работы фонда рассказывает один из его создателей и генеральный директор Ратмир Тимашев.
Немодные, но стильные
- Сейчас на пике моды - различные сервисы для общения и обмена информацией. Они привлекают вас как инвестора?
- У нас несколько другой подход к инвестициям, немодный. Во-первых, мы четко очертили для себя области инвестирования - программное обеспечение (ПО) и интернет-технологии. При этом ПО нам интереснее и понятнее: сказывается опыт работы с Aelita. Во-вторых, мы инвестируем совместно с одним из трех наших партнеров. Это западные венчурные фонды OpenView Venture Partners (США), Insight Venture Partners (США) и Mangrove Capital Partners (Люксембург). Когда мы работаем с тем или иным фондом, подстраиваемся под его критерии отбора компаний.
Впрочем, есть требования, которые мы предъявляем любому проекту без исключения. Во-первых, отдаем предпочтение компаниям с международными амбициями, хотя, конечно, рассматриваем и производителей чисто российского ПО. Во-вторых, компания должна заниматься коробочными продуктами - готовыми решениями, а не аутсорсинговым программированием. При этом мы инвестируем как в корпоративный софт, так и в программы для индивидуальных пользователей.
- На каких стадиях развития компании вы входите в проект?
- Это зависит от того, с каким фондом мы в данном случае работаем. Вообще компания проходит четыре стадии развития: «посевная» - от идеи до прототипа, ранняя - от продукта до первых денег, стадия роста - увеличение масштабов бизнеса и стадия продажи стратегическому инвестору. Мы обычно инвестируем в компании второй и третьей стадии, реже - первой. Поскольку наш основной партнер - OpenView, то преимущественно мы ищем компании с уже разработанным продуктом, объемом продаж 2−3 млн долларов и хорошими перспективами роста.
- Чем отличаются подходы к инвестированию у OpenView и других ваших партнеров?
- OpenView ищет сделки, опираясь в первую очередь на финансовые показатели: если доход растет на 100% в год, значит рынок есть и инвестиция обещает быть успешной. Остается поговорить с клиентами: если говорят, что продукт классный, что они будут и дальше его покупать, можно инвестировать. Успешный пример совместной инвестиции ABRT и OpenView - компания Acronis: за три года их оборот вырос с 5−10 до 80−100 млн долларов.
Совсем другой подход исповедует фонд Mangrove. Они зачастую рассматривают компании на начальных стадиях развития, когда есть только бизнес-идея и технология. Однако им нужны революционные идеи и люди, которые подобные идеи могут генерировать. Такие инвестиции Джеффри Мур, известный хайтек-маркетолог, назвал разрушающими. Компания Skype - гордость Mangrove - была именно разрушающей инвестицией. До них уже существовала интернет-телефония, но вот приходит Skype, который разрушает сложившиеся порядки: дешевле, удобнее, доступнее. Skype реализует принцип Mangrove - вкладывать в естественные монополии. По принципу естественной монополии работают многие известные игроки - Microsoft, eBay, Oracle. Нет смысла создавать такой же продукт, какой предлагают они.
Концептуальное различие между двумя подходами в том, что OpenView строит прогноз по существующим цифрам, а Mangrove нужно самим нарисовать эти цифры. Доходы у них тоже формируются по-разному. Mangrove составляет свой инвестиционный портфель так, чтобы из десяти инвестиций одна приносила стократное увеличение капитализации (в случае Skype инвестиции в 2 млн долларов превратились в 180 млн), две вырастали в 10−20 раз. При этом пять проектов могут принести умеренные убытки, а два - разойтись по нулям. У OpenView подход другой: ни в одном из десяти случаев, скорее всего, не будет более чем десятикратного роста, зато и полных провалов не будет. Средняя доходность у них - четырех-пятикратный рост за пять лет.
- Если ваш основной партнер - все-таки OpenView, ограничивает ли это вас в выборе компаний?
- Я бы не сказал, что ограничивает. Заоблачные идеи - это прерогатива фондов типа Mangrove. У них интерес искать «фишки», которые вскоре станут «сексуальными», или делать их таковыми. Нам же ближе подход OpenView, когда есть более четкие критерии, процесс отбора и работы с компаниями формализован. Мы простые ребята: инвестируем, когда знаем что-то наверняка. Мы сами когда-то были такой компанией и прошли все круги ада. Эти круги нам знакомы настолько, что мы теперь сами можем инвестировать. Хотя многому еще надо учиться. Это один из стимулов к партнерству с западными фондами. Мы только два года этим занимаемся, а Mangrove - с 2001−го, большая часть команды Open View - с 2000−го.
Все лодки поднимаются
- Несмотря на разницу в подходах, наверняка есть общие принципы инвестирования в высокотехнологичные компании.
- В венчурном бизнесе обычно инвестируют в две вещи - в команду или в продукт. Skype - классический пример инвестиций в команду. Создатели файлообменного сервиса Kazaa Никлас Зеннстром и Янус Фриз вынуждены были дешево продать свой бизнес, чтобы отбиться от судебных преследований. Узнав о двух одаренных бизнесменах-программистах, менеджеры Mangrove предположили, что у ребят должны быть новые идеи. И не ошиблись. В день знакомства фонд выделил им 100 тыс. долларов на разработку ПО для городских WiFi-зон. В ходе работы проект был подкорректирован, и получился Skype. Сейчас программисты увлеклись новым проектом в сфере интернет-телевидения - Joost, и Mangrove вновь их поддержал.
Инвестиции в продукт делаются, когда инвесторы верят, что рынок вот-вот «взорвется». Причем логика обратная, не как в предыдущем случае: даже если команда среднего уровня, инвестиция все равно оправдана. Как в одной поговорке: когда вода в бухте поднимается, вместе с ней поднимаются и все лодки.
Есть еще один принцип, который я вывел эмпирически: твоя технология должна появиться в нужное время и в нужном месте. Мой первый интернет-магазин - плачевный пример. Мы вышли раньше времени, когда эта услуга была еще слишком необычной. Я и сам-то первую покупку в интернете сделал лишь в 1999 году, а продавать пытался уже в 1996−м. И если бы я предложил ее не в провинциальном Коламбусе, а в Силиконовой Долине, и на год позже, возможно, я был бы уже миллиардером.
- Партнерство между фондами разных стран - это новая тенденция в венчурном бизнесе?
- Не знаю насчет тенденции, для нас это взаимовыгодное сотрудничество. Инвестировать из-за границы довольно сложно, а открывать собственный офис - затратный проект: регистрация, налоги, аренда, русскоязычный персонал и многое другое. Помогая друг другу, каждый в своей стране, партнеры совместными усилиями увеличивают стоимость инвестиции.
- А самостоятельно вы инвестируете?
- Первые несколько сделок мы провели сами. Однако уже вскоре решили, что выгоднее работать в партнерстве, и вышли на наших американских друзей. Именно друзей: руководители Insight Venture Partners и созданного выходцами из него OpenView стали нашими хорошими друзьями, с которыми у нас полностью доверительные отношения. Поэтому соглашение с ними неформальное - никаких бумаг. С Mangrove мы познакомились благодаря общей инвестиции в поисковую систему Quintura. Поработав вместе, мы тоже установили доверительные отношения.
Вирус инноваций
- Как ABRT организует входящий поток сделок?
- Мы прикладываем максимум усилий, чтобы заинтересованные компании сами обращались к нам, - проводим PR-кампании, участвуем в конференциях, организуем семинары. Очень многие талантливые команды просто слишком мало осведомлены о механизмах и возможностях венчурного финансирования. Поэтому мы недавно запустили программу Start in Garage («Бизнес, начатый в гараже»). Это тренинг, в первую очередь интересный российским компаниям, которые сидят в регионах и пытаются продавать свой товар через интернет. Это работает, но лишь до определенной степени и не для всех продуктов. Какие альтернативные пути существуют - этому и посвящена программа Start in Garage. Из числа участников мы отбираем для себя интересные компании.
Еще один проект - «Дни стартапов» - мы собираемся проводить четыре раза в год. Это наш совместный проект с Mangrove, в рамках которого мы приглашаем в Москву 15 начинающих компаний для знакомства и проведения презентаций. Отобрав две-три компании, мы направляем их в Люксембург, в головной офис Mangrove. В среднем получаем 10−20 проектов каждый месяц. А когда есть сильный PR, число заявок сразу подскакивает до 50−100 в месяц.
- Какую помощь вы оказываете своим портфельным компаниям?
- Мы лучше всего знаем, как помочь компаниям в стадии роста. Обычно помощь заключается в том, чтобы спозиционировать продукт, масштабировать бизнес, нанять правильных людей, наладить маркетинг и продажи, организовать офис в Европе или США. Цель - через несколько лет продать компанию с наибольшей выгодой для себя и для нее. Мы помогаем компании принимать стратегические решения и вести аналитику. Например, InvisibleCRM в момент нашей инвестиции стояла на распутье - развивать продуктовые продажи (собственные разработки) или технологические продажи (продукт под собственным лейблом, собранный из «чужих» компонентов). До того времени они таких вопросов себе не задавали и анализом ситуации не занимались. Мы направили их в нужное русло и помогли принять обоснованное решение.
- Какую инвестицию вы считаете самой перспективной?
- Амбиции руководства компании Quintura, разрабатывающей поисковую систему нового поколения, - стать конкурентами Google и Yahoo. Новшество поисковика в том, что он избавляет пользователей от необходимости ломать голову над точностью запроса и листать десятки страниц поиска. Система пытается догадаться, что означает чаще всего безграмотный запрос пользователя. Используя технологию нейронных сетей, программа анализирует связи заданных ключевых слов и выдает наиболее вероятные сочетания. Сохраняя одни, выкидывая другие и добавляя третьи сочетания, вы все больше детализируете запрос. Таким образом, Quintura - это новейший механизм персонифицированного поиска. Результаты поиска, организованные в виде облака словосочетаний, вы можете сохранить, послать кому-то или выложить в собственном блоге.
- Что им надо сделать, чтобы «затмить» Google?
- Главная задача - построить собственный индекс, то есть каталог ссылок. Quintura заключила соглашения на использование индексов Yahoo и Yandex. Однако через два-три месяца компания вплотную займется наполнением собственного индекса. Для этого была избрана такая стратегия: предлагать владельцам интернет-ресурсов услуги поиска по сайту. Поисковый движок - штука дорогая, и сейчас все пользуются услугами 10−15 поисковиков. У Quintura есть надежда, что их ресурсом заинтересуются достаточно крупные сайты. Это позволит создать костяк индекса.
Золотой век инвестиций
- Будут ли у вас в ближайшее время новые инвестиции?
- Да, мы уже ведем переговоры с несколькими компаниями. По моим ощущениям, сейчас в России наступает золотое время для инвестирования. За последние два-три года очень многое изменилось. Стало престижно быть технологическим предпринимателем. Люди начинают задумываться о новых идеях. Число стартапов начнет расти по экспоненте, и что будет через два года, мне даже страшно представить!
- Сколько вы планируете вложить в России в ближайшие годы?
- За пару лет вместе с партнерами мы собираемся инвестировать на всем пространстве СНГ 10−20 млн долларов. Собственный инвестиционный бюджет ABRT на этот период - 10 млн.
- Какие у вас планы в отношении самого фонда ABRT?
- Мы будем развиваться в партнерстве с OpenView и Mangrove. Через два-три года планируем осуществить первые «выходы» и уверены, что они будут успешными. Acronis, одна из наших первых инвестиций, уже готовит IPO. Кроме того, если сейчас мы инвестируем только собственные деньги, то в перспективе планируем создать формальный фонд, то есть привлечь сторонние средства. Параллельно будем развивать наши собственные бизнесы - AMUST Software и Veeam Software. Лично я думаю, что в течение трех-пяти лет переключусь на собственный бизнес, в особенности на Veeam.
- Чем занимается эта компания?
- Veeam Software разрабатывает системы управления виртуальными серверами. Речь идет о воплощении в жизнь давно обсуждаемых технологий GRID. Все мировые вычислительные мощности загружены в среднем лишь на 10% - ночью никто не работает, да и днем у многих задачи минимальные. Поэтому возникла логичная идея - перераспределять вычислительные задачи с перегруженных компьютеров на простаивающие. Но для этого нужно новое ПО - виртуальная прослойка, где происходит «переброс» приложений с компьютера на компьютер. Появляются новые задачи администрирования (защита, мониторинг и т.д.), которые мы и решаем.
- То есть инвестиционный бизнес вам лично пришелся не по душе?
- За два года в инвестиционном бизнесе я понял, что мне все-таки больше нравится строить свою компанию, чем инвестировать. Самое главное - не требуется распыляться. Если у тебя свой бизнес, ты гораздо лучше понимаешь, как его дальше обустраивать. А в инвестиционном бизнесе приходится распыляться, вникать в особенности различных компаний, и ты уже не такой глубокий специалист. Лично я предпочитаю нести полную ответственность и принимать решения на свой страх и риск.
Санкт-Петербург
|