Простые ребята
Дмитрий Фиалковский
Увлекшись модной идеей, можно много выиграть, а можно потерять все. Инвестировать более сдержанно и продуманно - стратегия петербургского венчурного фонда ABRTВ инвестициях важную роль играет мода. Причем она одновременно и питает инвестиции, и губит их. На пике моды можно хорошо заработать, но если зазеваешься, рискуешь потерять все. Именно так и случилось во время инвестиционного бума 1994−2001 годов в США: повальное увлечение Не увлекается модными тенденциями и петербургский венчурный фонд ABRT, инвестирующий в интернет Немодные, но стильные- Сейчас на пике моды - различные сервисы для общения и обмена информацией. Они привлекают вас как инвестора? - У нас несколько другой подход к инвестициям, немодный. Впрочем, есть требования, которые мы предъявляем любому проекту без исключения. - На каких стадиях развития компании вы входите в проект? - Это зависит от того, с каким фондом мы в данном случае работаем. Вообще компания проходит четыре стадии развития: «посевная» - от идеи до прототипа, ранняя - от продукта до первых денег, стадия роста - увеличение масштабов бизнеса и стадия продажи стратегическому инвестору. Мы обычно инвестируем в компании второй и третьей стадии, реже - первой. Поскольку наш основной партнер - OpenView, то преимущественно мы ищем компании с уже разработанным продуктом, объемом продаж 2−3 млн долларов и хорошими перспективами роста. - Чем отличаются подходы к инвестированию у OpenView и других ваших партнеров? - OpenView ищет сделки, опираясь в первую очередь на финансовые показатели: если доход растет на 100% в год, значит рынок есть и инвестиция обещает быть успешной. Остается поговорить с клиентами: если говорят, что продукт классный, что они будут и дальше его покупать, можно инвестировать. Успешный пример совместной инвестиции ABRT и OpenView - компания Acronis: за три года их оборот вырос с 5−10 до 80−100 млн долларов. Совсем другой подход исповедует фонд Mangrove. Они зачастую рассматривают компании на начальных стадиях развития, когда есть только Концептуальное различие между двумя подходами в том, что OpenView строит прогноз по существующим цифрам, а Mangrove нужно самим нарисовать эти цифры. Доходы у них тоже формируются - Если ваш основной партнер - Я бы не сказал, что ограничивает. Заоблачные идеи - это прерогатива фондов типа Mangrove. У них интерес искать «фишки», которые вскоре станут «сексуальными», или делать их таковыми. Нам же ближе подход OpenView, когда есть более четкие критерии, процесс отбора и работы с компаниями формализован. Мы простые ребята: инвестируем, когда знаем Все лодки поднимаются- Несмотря на разницу в подходах, наверняка есть общие принципы инвестирования в высокотехнологичные компании. - В венчурном бизнесе обычно инвестируют в две вещи - в команду или в продукт. Skype - классический пример инвестиций в команду. Создатели файлообменного сервиса Kazaa Никлас Зеннстром и Янус Фриз вынуждены были дешево продать свой бизнес, чтобы отбиться от судебных преследований. Узнав о двух одаренных Инвестиции в продукт делаются, когда инвесторы верят, что рынок Есть еще один принцип, который я вывел эмпирически: твоя технология должна появиться в нужное время и в нужном месте. Мой первый - Партнерство между фондами разных стран - это новая тенденция в венчурном бизнесе? - Не знаю насчет тенденции, для нас это взаимовыгодное сотрудничество. Инвестировать - А самостоятельно вы инвестируете? - Первые несколько сделок мы провели сами. Однако уже вскоре решили, что выгоднее работать в партнерстве, и вышли на наших американских друзей. Именно друзей: руководители Insight Venture Partners и созданного выходцами из него OpenView стали нашими хорошими друзьями, с которыми у нас полностью доверительные отношения. Поэтому соглашение с ними неформальное - никаких бумаг. С Mangrove мы познакомились благодаря общей инвестиции в поисковую систему Quintura. Поработав вместе, мы тоже установили доверительные отношения. Вирус инноваций- Как ABRT организует входящий поток сделок? - Мы прикладываем максимум усилий, чтобы заинтересованные компании сами обращались к нам, - проводим Еще один проект - «Дни стартапов» - мы собираемся проводить четыре раза в год. Это наш совместный проект с Mangrove, в рамках которого мы приглашаем в Москву 15 начинающих компаний для знакомства и проведения презентаций. Отобрав - Какую помощь вы оказываете своим портфельным компаниям? - Мы лучше всего знаем, как помочь компаниям в стадии роста. Обычно помощь заключается в том, чтобы спозиционировать продукт, масштабировать бизнес, нанять правильных людей, наладить маркетинг и продажи, организовать офис в Европе или США. Цель - через несколько лет продать компанию с наибольшей выгодой для себя и для нее. Мы помогаем компании принимать стратегические решения и вести аналитику. Например, InvisibleCRM в момент нашей инвестиции стояла на распутье - развивать продуктовые продажи (собственные разработки) или технологические продажи (продукт под собственным лейблом, собранный из «чужих» компонентов). До того времени они таких вопросов себе не задавали и анализом ситуации не занимались. Мы направили их в нужное русло и помогли принять обоснованное решение. - Какую инвестицию вы считаете самой перспективной? - Амбиции руководства компании Quintura, разрабатывающей поисковую систему нового поколения, - стать конкурентами Google и Yahoo. Новшество поисковика в том, что он избавляет пользователей от необходимости ломать голову над точностью запроса и листать десятки страниц поиска. Система пытается догадаться, что означает чаще всего безграмотный запрос пользователя. Используя технологию нейронных сетей, программа анализирует связи заданных ключевых слов и выдает наиболее вероятные сочетания. Сохраняя одни, выкидывая другие и добавляя третьи сочетания, вы все больше детализируете запрос. Таким образом, Quintura - это новейший механизм персонифицированного поиска. Результаты поиска, организованные в виде облака словосочетаний, вы можете сохранить, послать - Что им надо сделать, чтобы «затмить» Google? - Главная задача - построить собственный индекс, то есть каталог ссылок. Quintura заключила соглашения на использование индексов Yahoo и Yandex. Однако через Золотой век инвестиций- Будут ли у вас в ближайшее время новые инвестиции? - Да, мы уже ведем переговоры с несколькими компаниями. По моим ощущениям, сейчас в России наступает золотое время для инвестирования. За последние - Сколько вы планируете вложить в России в ближайшие годы? - За пару лет вместе с партнерами мы собираемся инвестировать на всем пространстве СНГ 10−20 млн долларов. Собственный инвестиционный бюджет ABRT на этот период - 10 млн. - Какие у вас планы в отношении самого фонда ABRT? - Мы будем развиваться в партнерстве с OpenView и Mangrove. Через - Чем занимается эта компания? - Veeam Software разрабатывает системы управления виртуальными серверами. Речь идет о воплощении в жизнь давно обсуждаемых технологий GRID. Все мировые вычислительные мощности загружены в среднем лишь на 10% - ночью никто не работает, да и днем у многих задачи минимальные. Поэтому возникла логичная идея - перераспределять вычислительные задачи с перегруженных компьютеров на простаивающие. Но для этого нужно новое ПО - виртуальная прослойка, где происходит «переброс» приложений с компьютера на компьютер. Появляются новые задачи администрирования (защита, мониторинг и т.д.), которые мы и решаем. - То есть инвестиционный бизнес вам лично пришелся не по душе? - За два года в инвестиционном бизнесе я понял, что мне
Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=7364 |