Роль информационных технологий в развитии российского государства и экономики

Содержание:

Введение
Роль информационных технологий в развитии российского государства и экономики (ФЦП "Электронная Россия")
Глобальные тенденции рынка информационных технологий и российские реалии
Образовательная система и информационная индустрия
Рынок оффшорного программирования

Из доклада первого зам. министра РФ по связи и информатизации А.В. Короткова на майской конференции "Navision - новая философия управления: от технологий к успеху":

"Основой достижения США и Западной Европой в 90-е годы мирового лидерства явилось использование интеллектуальных технологий и ускоренное развитие высокотехнологичных и инновационных отраслей. Вклад сектора ИКТ и объема информационно-коммуникационных услуг в ВВП в странах ЕС сегодня превышает 15%, а в США достигает 25%.

Правительство Российской Федерации уделяет сегодня огромное внимание вопросам информатизации. Развитие и широкое применение инфокоммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и НТР последних десятилетий. Применение ИКТ имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики страны, расширения возможностей ее интеграции в мировую экономическую систему, повышения эффективности управления на всех уровнях.

По результатам исследования перспективной конкурентоспособности стран в мировой экономике, подготовленном Harvard Business School, Россия занимает пока лишь 58-е место в рейтинге текущей конкурентоспособности. Вместе с тем, за последние 10 лет российский сектор ИКТ прошел стадию формирования и становления и сейчас развивается в русле мировых тенденций. Уже нельзя представить деятельность банков, различных фондов, транспортных систем, бизнеса без компьютерных и телекоммуникационных сетей. Согласно отчету Dataquest, Россия сегодня лидирует по скорости компьютеризации среди стран Европы, Ближнего Востока и Африки. В прошлом году рост по этому направлению составил 38,3%.

Сегодня в России растет осознание преимуществ, получаемых от развития и распространения ИКТ. Интенсивно наращивается объем новых видов информационных и информационно-ориентированных услуг, таких, как электронная торговля, телемедицина, дистанционное образование, системы управления предприятием и другие.

Наблюдается рост объемов предоставляемых услуг на 25%, услуг системной интеграции - на 21%, технического обслуживания - на 19%, обучения - на 17%, других услуг - на 20%.

Число российских предприятий, использующих классическую западную систему управления предприятием (ERP), возросло с 3 до 5% от общего числа зарегистрированных. Рост российского рынка интегрированных систем управления в 2001 году составил 25%, а в 2002 году ожидается 30%".

Данный форум находит несомненную поддержку у администрации Санкт-Петербурга, так, представитель последней, Александр Спиридонов, отметил на открытии форума, что программа "Электронный Петербург" развивается параллельно федеральной программе "Электронная Россия" и администрация города будет уделять особое внимание этой отрасли и поддерживать ее становление. Как ни странно, представители государственной власти видят возможность получения прибыли для бюджета России и Петербурга в частности через экспорт программного обеспечения. Представитель правительства России отметил, что государство понимает важность этого направления и необходимость установления четких "правил игры", стратегической линии развития и "одобрения общей линии развития".

Точку зрения государства, заботу и надежды на процессы, происходящие в российской отрасли высоких технологий можно проиллюстрировать на примере доклада первого зам. министра РФ по связи и информатизации А.В. Короткова на майской конференции Navision, т.е. за месяц до питерского форума.

Основными факторами ускорения развития IT-сектора России являются:

  • прогнозируемый устойчивый рост российской экономики в среднем на 5-6 % в год;
  • осознание руководителями предприятий зависимости между успехом бизнеса и уровнем применения IT;
  • развитие в России новых видов информационных услуг и электронной коммерции;
  • близость России к западной культуре и выгодное географическое местоположение;
  • огромная потребность в мире в специалистах по IT, в первую очередь, - в программистах (дефицит оценивается в 2 млн. рабочих мест);
  • относительно высокая производительность труда в российской отрасли ПО;
  • высокий творческий и технический потенциал российских специалистов. Россия находится на первом месте в мире по общему числу сотрудников, занятых в сфере научных исследований (более 1 млн. чел.);
  • наличие крупных корпоративных потребителей информационных технологий, которыми являются топливно-энергетический комплекс и сырьевые отрасли, финансы и банки, госструктуры, торговые розничные сети и производители потребительских товаров.

В целях создания условий равноправного участия России в международном сотрудничестве в сфере высоких технологий стоят задачи расширения диалога с международными организациями и структурами, повышения эффективности международных программ и проектов в области инфокоммуникаций.

В целях развития в Российской Федерации индустрии ПО предполагается реализовать комплекс мер, среди которых принятая российским Правительством Федеральная целевая программа "Электронная Россия". Она должна обеспечить продвижение России в мировое информационное пространство на ближайшие 9 лет (2002-2010 годы).

Основной целью Программы является повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления за счет:

  • внедрения и массового распространения ИКТ;
  • обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
  • расширения подготовки специалистов в области высоких технологий и квалифицированных пользователей.

Цели и задачи Программы определены с учетом стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года. Для достижения целей Программы будут решаться следующие задачи:

  • совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере ИКТ;
  • обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования ИКТ;
  • совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ;
  • развитие системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей;
  • развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам;
  • разработка и создание системы электронной торговли;
  • формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы.

Одной из основных целей ФЦП "Электронная Россия" является формирование условий, необходимых и достаточных для внедрения на товарные рынки России механизмов электронной торговли (ЭТ).

На основе анализа зарубежного и международного законодательства будут разработаны универсальные правовые механизмы развития ЭТ в России и созданы предпосылки для интеграции России в мировое правовое, экономическое и информационное пространство. Мероприятия Программы по формированию интегрированной инфраструктуры электронной торговли закладывают основу для практической реализации мероприятий последующих направлений и внедрения полученных результатов.

Развитие национальной электронной торговли на базе среднего бизнеса позволит существенно усилить конкуренцию между отечественными производителями товаров и услуг, будет способствовать выравниванию в сторону уменьшения ценовых показателей на продукцию и услуги. Первая очередь системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд будет создана к 2005 году. Предусматривается разработка предложений по использованию инфраструктуры почтовой связи страны для развития электронной торговли.

Как показывает опыт развитых стран, задача совершенствования сферы государственного управления и повышение эффективности взаимодействия власти и населения на основе использования ИКТ является системной, сложной и многоаспектной.

Создание электронного правительства предусматривает интеграцию информационных ресурсов федеральных министерств и ведомств, региональных и муниципальных органов власти, создание и развитие корпоративных информационных сетей, переход на электронный документооборот в сфере государственного управления. При этом будут разработаны требования по формированию в информационных системах открытых государственных информационных ресурсов и обеспечению доступа к ним граждан. Уже до конца 2002 года органы государственной власти получат рекомендации по формированию перечня сведений, открытых для доступа граждан.

Другая проблема состоит в необходимости разработки единой методологии создания технических средств электронного правительства, позволяющей добиться аппаратно-программной, технологической и информационной совместимости информационных систем различных государственных организаций и обеспечить регламентацию и стандартизацию процедур переработки и представления информации.

Одна из принципиальных задач программы - обеспечение населению доступа к телекоммуникационным и компьютерным сетям. Отсутствие в ряде районов России необходимой инфраструктуры и высокие расходы на подключение к интернету делают открытые информационные системы недоступными для граждан с невысокими доходами, а также существенно ограничивает возможность их использования образовательными и научными учреждениями, учреждениями здравоохранения и культуры, бюджетными организациями, местными средствами массовой информации, органами государственной власти.

 
 

В течение ближайших пяти лет предусматривается подключение (Минсвязи) к компьютерным сетям (создание узлов подключения) и создание общественных пунктов подключения к открытым информационным системам, в том числе на базе бюджетных организаций и образовательных учреждений. Реализация Программы позволит обеспечить гармоничное вхождение России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости.

 

Основные показатели, достигаемые в результате реализации программы: доля сектора информационных коммуникационных технологий в экономике увеличится в несколько раз и составит к 2010 году не менее 2%.

 

Доля безбумажного документооборота составит в среднем до 65% внутри ведомств и до 40% в межведомственном обороте.

Предусмотрено обеспечить ежегодно подготовку кадров в области информационных технологий: к 2005 году - не менее 25 тыс. специалистов с высшем образованием и не менее 60 тыс. со средним специальным и начальным профессиональным образованием.

 

В рамках реализации данной программы и Программы развития образования будет достигнут уровень компьютеризации (включая доступ в интернет) в 100% для высших учебных заведений к 2005 году и 100% для средних учебных заведений к 2010 году.

Развитие сектора ИКТ позволит России с ее колоссальными интеллектуальными ресурсами решить проблему низкой эффективности российской экономики, создать не только новые рабочие места, но и инфраструктуру для развития и эффективного применения инноваций, получить доступ к инвестициям и интегрироваться в мировое информационное и экономическое пространство в качестве сильного и равноправного партнера.

Основными целями Программы являются:

  • создание условий для развития демократии;
  • повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения ИКТ;
  • обеспечение прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
  • расширение подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей;
  • развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам.


Основные задачи Программы:

  • совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере ИКТ;
  • обеспечение открытости и совершенствование деятельности органов государственной власти на основе ИКТ;
  • совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами.

(Источник: ФЦП "Электронная Россия", утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65)


Таким образом, взгляд государства на развитие высокотехнологичной отрасли кажется ясным и очевидным. С другой стороны, некоторые докладчики на июньском форуме в Питере отмечали, что хотя от государства российский хай-тек и не требует каких-либо преференций, в том числе финансовых, тем не менее, в некоторых "подотраслях" российского IT, например, в производстве и экспорте программного обеспечения, государство не совсем четко представляет полезность и эффективность именно этого направления. В конечном счете, основная мысль участников рынка ПО следующая: в сложившихся условиях, когда в Индии государство активно и целенаправленно поддерживает на всех уровнях свои аутсорсинговые компании, а политический кризис этого региона в значительной степени требует от иностранных заказчиков (пользователей услуг оффшорных компаний) диверсифицировать риски, т.е. искать другие компании - исполнителей заказов, когда Китай активно начинает набирать обороты по формированию целостного комплекса поддержки отрасли, предоставляющей услуги по оффшорному программированию, - в России на государственном уровне по сравнению с прошлым годом фактически не произошло ничего, это касается, прежде всего, направления отечественного программного обеспечения. Таким образом, участники российского оффшорного рынка чувствуют, что теряют позиции и потенциальную возможность в сформировавшихся условиях получить дополнительные заказы от иностранных компаний и тем самым увеличить свою долю в мировом рынке аутсорсинга ПО.

 


Страница сайта http://silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://silicontaiga.ru/home.asp?artId=582