Для зарегистрированных пользователей |
|
Usability: Клиент-ориентированный дизайн
www.digital-web.com
Peter-Paul Koch
Чем отличается пользователь-ориентированный дизайн (user centered design) от юзабилити? До того как писать эту статью у меня не было чёткого ответа. К счастью я легко нашёл страничку, которая довольно удачно эту разницу объясняет:
Пользователь-ориентированный дизайн (UCD - User Centered Design) часто используется, как синоним для юзабилити. UCD это более общее понятие - оно обозначает весь опыт пользователя. UCD - это разносторонний подход.
Я учитывал пользователь-ориентированный дизайн в некоторых из моих проектов, хотя и не знал, что у этого есть название. В самом деле, этот подход должен быть разносторонним или же ничего не получится.
Разносторонний подход Наряду с тем, что команда разработчиков сайта включает эксперта по юзабилити, в чьи обязанности входит следить за тем, чтобы все формы были просты, навигация была легка в использовании и пользователь мог найти то, что он ищет, ответственность за пользователь-ориентированный дизайн лежит на каждом отдельном участнике команды - на программисте не меньше, чем на художнике и на специалисте по базам данных не меньше, чем на эксперте по юзабилити. Художник мыслит картинками, формами и цветами. Программист мыслит на языке программирования. Оба способа хороши - они выражают усилия, которые прилагает каждый из них. Тем не менее, любой из них может повести проект неверным путем из-за недостатков своей специализации. Когда это случается, кто-то должен нажать на тормоза и сказать: Пожалуйста, думай о своих пользователях.
На самом деле, думать о своих пользователях обозначает не усложнять (keep it simple), и любой достаточно опытный профессиональный разработчик, внимательно выслушав все технические или художественные аргументы, скажет именно это. Иногда даже те люди, которые не имеют прямого отношения к разработке сайта, ребята из отдела сбыта или проект-менеджер, выдают отличные идеи насчёт пользователь-ориентированного дизайна. Не однажды мне доводилось видеть, что проект-менеджер мог лучше всех поставить себя на место пользователя, поскольку остальные сотрудники были слишком поглощены образом мысли, который требует их специализация. Это не всегда однозначно; некоторые проект-менеджеры абсолютно не годятся, всё же, очевидно, что ни одного из участников команды нельзя отстранять от работы над пользователь-ориентированным дизайном.
Интуитивная навигация Обычно команда разработчиков, учитывает мнение также и других сотрудников. Однако, главная опасность для пользователь-ориентированного дизайна всё же исходит извне. Однажды ко мне обратился парень из отдела продаж, который занимался продажей одного из сайтов и сказал, что обещал клиенту, что навигация сайта будет "интуитивной", и что весь сайт будет грузиться за 5 секунд даже на старых модемах. Оба эти аспекта дизайна и разработки - интуитивность в использовании и короткое время загрузки - весьма важны для пользователь-ориентированного дизайна, но в данном случае они друг-друга исключали. В случае того предложения, которое было сделано клиенту "интуитивная навигация" означала - "картинки". Не вдаваясь в вопрос того, насколько картинки являются интуитивными для каждого из пользователей, графическая нафигация обычно требует больше 5 секунд для загрузки на старых модемах (от 33.6kbps и ниже). Поэтому я отправил его обратно в отдел дизайна. Надо ли говорить, что нам пришлось оставить сайт для другой компании. Если бы тот молодой человек не упоминал об интуитивной навигации, а вместо этого сконцентрировался бы на скорости загрузки, он бы продемонстрировал прекрасный пример пользователь-ориентированного мышления, и мы, наверняка, получили бы работу.
Клиент-ориентированный дизайн Но он не сделал этого. Что он сделал не верно?
-
В первую очередь у него не хватало опыта чтобы оценить простоту. Этому ему ещё предстояло научиться со временем. К тому же, любой из участников команды мог бы мягко поправить его (как это сделал я).
-
Во вторых, и что более важно, он мыслил не в стиле пользователь-ориентированного дизайна, но клиент-ориентированного.
Когда он исходил из простой установки мы должны это продать , он не был не прав. На большинство клиентов действительно производят впечатление эффектные картинки, не зависимо от того, связанны ли они как-то с тематикой сайта или нет. Если же клиент ожидает чего-то "мультимедийного", довольно сложно повернуть сайт в сторону того, что оценит именно пользователь, за исключением, разумеется, тех сайтов, которые предлагают "мультимидийные" развлечения. Итак, мы определили одну из составляющих создания сайта: ожидания клиента. Как именно мы учитываем эти ожидания? Как нам удовлетворить их, ничего не усложняя?
Учитывая ожидания клиента К сожалению, не существует общих правил, для того чтобы удерживать ожидания клиента в разумных пределах. Человек, знающий свое дело, убедит некоторых из клиентов без особого труда, в то же время другие клиенты будут жестко отстаивать свою точку зрения (с подачи своих племянников, которые прочитали книжку по Front Page и теперь знают всё на свете о веб-сайтах). Всё же, существуют несколько специфических правил. Они работают не всегда, но зато дадут вам некоторое направление, в котором следует работать с клиентом, не прибегая к лишним усложнениям.
-
Прежде всего, не обещайте слишком многого, в чём легче всего ошибиться, чем вам может показаться. Избегайте разговоров о мультимедиа, анимации и т.п. Как только вы упомяните эти возможности, клиент наверняка решит, что всё это будет присутствовать на сайте. Ничего не обещать, намного лучше, чем отступать от того, что клиент считал обещанием.
-
Выяснить, чего клиент ожидает от этого сайта. Если этого не совпадает с тем, что ожидает от него пользователь, уделите несколько часов попыткам убедить клиента. Если ваш бюджет не позволяет этого, лучше откажитесь от этой работы или переключитесь на клиент-ориентированный дизайн.
-
Не пытайтесь объяснить клиенту тонкости своей работы. Не надо говорить о юзабилити, доступности или совместимости, за исключением, когда клиент сам спросит об этом . Хороший клиент понимает, что вы обо всём этом позаботитесь, поскольку за это вам платят. Плохой клиент будет не согласен с вами, из-за отсутствия полного представления, о чём идёт речь, и только лишь разозлиться от того, что вы с ним не согласны. Каждый клиент будет смотреть туманным взором и поймёт ваши слова по-своему, восприняв за обещание то, что вы не сможете сделать, не пожертвовать пользователь-ориентированным дизайном.
Профессионализм Все эти проблемы связанны с профессионализмом. Разработкой и дизайном сайта обычно овладевают за десять лет… ну, иногда, за восемь. В то же время, существует множество любителей, хороших и плохих. Поэтому многие считают веб-дизайн не работой, а чем-то вроде яркого хобби. Такие люди, считают, что сами во всём разбираются и будут думать только о том, что нравится лично им, а не о том, что нравится пользователю и в результате у них не получиться пользователь-ориентированного дизайна. Эта проблема может быть решена если веб дизайн будет повсеместно признан профессией. А пока, лучшее, что вы можете делать - это быть проще (keep it simple).
|