Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

INSEAD глазами журналиста

E-xecutive: Как у вас возникла мысль получить бизнес-образование? Вас что-то подтолкнуло к MBA или вы сознательно хотели повысить свой уровень и получить новые знания?

Леонид Бершидский: Я почувствовал, что остановился в развитии и попал в некую интеллектуальную колею, из которой хотелось выбраться. Когда работаешь, времени на самообразование практически не остается, и даже если его находишь, не с кем обсудить то, что узнал. Поэтому я решил поехать поучиться.

E-xecutive: На каком этапе своей карьеры вы поняли, что вам необходимо это образование? Как вы осознали, что у вас назрела необходимость учиться? На каком этапе вообще имеет смысл обращаться к бизнес-образованию?

Л.Б.: Я понял слишком поздно, наверное. В свои 30 я на год старше, чем средний студент INSEAD. Здесь учатся и совсем молодые ребята - им по 24-25. Впрочем, возможно, мне все это полезнее, чем им, потому что я в последний раз сидел за партой очень давно и мне полезно вспомнить, как читать учебник, как расставлять приоритеты, когда информации слишком много. Кроме того, я могу мысленно проецировать то, что мне объясняют, на свой прежний опыт и к тому же довольно ясно представляю себе, чего хочу.

Каждый должен сам решать, когда ему пора учиться. Этапы карьеры тут ни при чем - скорее имеет смысл говорить об этапах интеллектуального развития. У кого-то оно идет быстрее, у кого-то, как у меня, медленнее.

E-xecutive: Почему вы выбрали именно МВА, а не какие-либо другие направления бизнес-образования?

Л.Б.: По невежеству, видимо, потому что я даже не знаю ни про какие другие. Разве что всякие курсы и специализированные программы, но я не уверен, что их можно сравнивать с систематическим образованием - они не требуют такой самодисциплины, как учеба в бизнес-школе, и в них плохо налажен контроль за результатом. Мне такой контроль - в виде экзаменов, оценок и пр. - нужен, потому что без этого трудно понять, насколько ты все усвоил и насколько способен это применять.

E-xecutive: Обращались ли вы при выборе INSEAD к каким-либо рейтингам?

Л.Б.: Я знал, что INSEAD стоит в рейтингах довольно высоко, и знал, что у школы хорошее реноме в академических кругах. Но на каком именно месте школа стоит и в каком рейтинге, я не знаю до сих пор. Мне кажется, что разница между 3-м, 6-м и 12-м местом, на самом деле, очень маленькая. И вообще хороший рейтинг - количественный, а не качественный. Поскольку в случае с бизнес-школами трудно придумать четкий количественный критерий для ранжирования (вот у банков это размер активов, у спортсменов - счета игр и пр.). Рейтинги школ - штука ненадежная. Я бы скорее говорил о репутации. Вот в этом году, я слышал, Wharton куда-то там рухнул в рейтинге Business Week. И что, он от этого стал не очень хорошей школой? Вряд ли.

E-xecutive: Как вы решили вопрос с финансированием своего обучения?

Л.Б.: Раздобыл денег.

E-xecutive: Какие вопросы вам задавали на собеседовании?

Л.Б.: Спрашивали про мою работу, зачем мне МВА, почему именно INSEAD, что я собираюсь делать после. Вопросы, вообще-то, стандартные - по-моему, школа присылает всем интервьюерам один и тот же список.

E-xecutive: Расскажите о своем эссе. Можете ли вы привести рецепт написания успешного сочинения?

Л.Б.: Не знаю, насколько мои были удачными (в INSEAD их пишут пять). К сожалению, наша школа не обсуждает с абитуриентами качество их вступительных пакетов - я знаю, что в некоторых американских школах обсуждают, и, на мой взгляд, правильно делают.

Я решил, что приемная комиссия читает тысячи этих эссе и, чтобы мои заметили, нужно излагать какие-нибудь яркие истории. Я старался вспомнить необычные случаи и описать их максимально живо и неформально. Поскольку я репортер по профессии, мне, наверное, было легче, чем многим.

Мне кажется, когда пишешь эссе, не нужно стесняться описывать свои неудачи, если из текста ясно, что ты их проанализировал и чему-то научился. Успехи тоже нужно описывать без ложной скромности. Еще я знаю, что ни в коем случае нельзя врать даже в мелочах - у людей в комиссиях наметанный глаз.

E-xecutive: Как вы ответили на вопрос, почему вы решили получить именно эту степень?

Л.Б.: А в 30 лет любую другую уже поздно. Здесь я, по крайней мере, понимаю, о чем идет речь, - я ведь раньше редактировал бизнес-газету. А попробуйте в этом возрасте с нуля начать учиться на врача или юриста. Это задачка не для слабонервных. К тому же здешняя программа МВА очень интенсивная - меньше чем за год успеваешь проглотить больше информации, чем в иных пятилетних университетских программах. Мне время сейчас особенно дорого, не только потому что оно - деньги, а и потому, что хочется побольше всего успеть.

E-xecutive: Что кажется наиболее сложным в учебе вам лично?

Л.Б.: Предметы, связанные с математикой. Иногда математический анализ переворачивает с ног на голову то, что мне интуитивно казалось правильным.

E-xecutive: Расскажите о ваших преподавателях.

Л.Б.: Это люди, защитившие диссертации в ведущих американских и европейских университетах и активно занимающиеся как научными исследованиями, так и консалтингом. Практически у всех есть опыт работы в бизнесе, причем в солидных масштабах. Преподаватели здесь со всего мира - в эти два месяца, например, занятия на нашем курсе ведут немец, испанец, бельгийка, американец и израильтянин. Меня на самом деле восхищает, как большинство из них преподает: они не читают лекций, а отвечают на вопросы, ставят задачи, разрешают дискутировать, рассказывают интересные истории из своей и чужой практики. Кроме того, они всегда доступны после занятий. Вспоминая свои попытки учиться в России, я с ужасом осознаю, что у нас и близко нет ничего подобного.

E-xecutive: Как вы можете охарактеризовать студенческий состав класса, в котором вы учитесь?

Л.Б.: Мы здесь из 55 стран. Большая часть людей - с экономическим или инженерным образованием. Есть несколько кандидатов наук. Правда, еще есть бывший пилот, бывшая концертирующая пианистка, бывший военный разведчик, и я вот - журналист. Возраст - от 24 до 38, средний - 29. Где-то треть - женщины. Примерно у 25% есть семьи. Процентов 80 работали в крупных компаниях, в основном в среднем менеджменте, хотя есть и предприниматели (пара человек управляют отсюда своими компаниями), и достаточно большие начальники. Здесь, правда, все это никого не волнует, все опять равны, как при рождении.

E-xecutive: Скажите, насколько справедливо высказывание о том, что хорошей школу делают не преподаватели, а прежде всего, студенты?

Л.Б.: Трудно судить. Это взаимосвязанные вещи. Качество студенческого состава (жесткость отбора, разнообразие культур и пр.) привлекает в школу хороших преподавателей, а качество преподавания привлекает приличных студентов. Репутация школы зависит и от научной репутации преподавателей, и от того, какую карьеру делают (и сколько денег дают) выпускники. Короче, что было раньше - яйцо или курица?

E-xecutive:Столкнулись ли вы с какими-то бытовыми неудобствами? Оказывают ли вам содействие сотрудники школы в решении возможных бытовых проблем?

Л.Б.: Я неприхотлив в быту и не испытываю острой нужды в деньгах, так что у меня нет бытовых проблем (кроме разве что тех, которые мне создает мой не очень хороший французский). И в любом случае школа не интересуется бытом студентов вообще.

E-xecutive:Появились ли у вас уже какие-то разочарования, связанные с обучением?

Л.Б.: Мне грустно читать учебники по маркетингу и тексты по управленческой психологии, потому что я не понимаю, где в них добавленная стоимость. Впрочем, я и до поступления знал, что так будет. Так что можно сказать, что разочарований я никаких пока не испытал.

E-xecutive: Как вы видите продолжение своей профессиональной карьеры после окончания школы? Не думаете ли вы сменить профиль? Нет ли у вас мыслей попробовать впоследствии свои силы в каких-либо западных компаниях?

Л.Б.: Профиль менять не думаю - меня по-прежнему интересует индустрия СМИ. Что касается западных компаний, то я никогда в жизни не работал ни в одном проекте с русскими владельцами. Скорее я был бы готов попробовать что-нибудь сделать в компании с соотечественниками. Впрочем, загадывать пока рано.

E-xecutive: Что вы думаете по поводу российского бизнес-образования?

Л.Б.: Ничего. А что вы думаете по поводу российского автопрома?

E-xecutive: Каким требованиям должна отвечать российская бизнес-школа? Имеет ли для них смысл ориентироваться на западный опыт, или следует искать свой путь развития?

Л.Б.: Им нужно раздобыть много денег, нанять хороших преподавателей - совсем не обязательно российских - и наладить жесткий отбор студентов. То есть им нужно начать с нуля. Речь пока идет не о пути развития, а о строительстве какого-то фундамента, в первую очередь репутационного. Бизнес-образование - это бизнес с очень высоким порогом вхождения на рынок. Школа, если она хочет быть приличной, не может просто принимать кого попало за небольшие деньги - этих денег никогда не хватит на исследования и на зарплату по-настоящему сильной профессуре. Даже в INSEAD программа МВА планово убыточна: школа зарабатывает на executive education.

E-xecutive: Кому бы вы отсоветовали поступать на программу МВА?

Л.Б.: Ну, если у человека нет за плечами каких-то интересных проектов, это будет мешать при поступлении. Еще здесь трудно, если вы не очень уверены в своем английском. А недавно мне написал русский парень, который защитил PhD в University of Wisconsin (специальность - "Финансовый анализ"): мол, а не поступить ли и мне в бизнес-школу; говорят, после нее работу искать легче. Я ему отсоветовал - говорю, работу сейчас всем трудно искать из-за рецессии, а ты тут год проскучаешь, только потеряешь время. Некоторые считают, что МВА - это такой золотой ключик: раздобыл его, и всегда будешь при деньгах. Во-первых, это не так. Даже с МВА ты - это всего лишь ты. Во-вторых, любая, даже очень полезная корочка не стоит таких временных затрат.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 01.12.2002  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100