Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Экс-президент "Ситроникс": "Будущее будут формировать экология и здоровье"

Евгений Уткин, экс-президент ОАО "Ситроникс", основатель компании "Квазар-Микро", а ныне венчурный инвестор, рассказал изданию "Деловой Петербург" о том, какие технологии выстрелят в ближайшие 3-5 лет, и об интерпренерах, которые строят бизнес в стиле джаз.

"ДП": Евгений, как вы думаете, какие инновационные продукты будут востребованы в ближайшее время?

Е.У.: Есть два тренда, которые будут формировать будущее, - экология и здоровье. Мы вдоволь поиздевались над матушкой-природой, и она может ответить. Поэтому развитие "зеленых" технологий неизбежно. Второй тренд различается для развитых и развивающихся стран. "Золотой миллиард" волнует здоровье и долголетие, поэтому будут развиваться технологии, которые позволяют производить экологичную пищу и продлевать жизнь.

Что касается развивающихся стран, в них будут востребованы технологии, которые позволят накормить многомиллиардное население стран Юго-Восточной Азии. На мой взгляд, бизнес станет более человечным. В новых условиях человек и человеческий капитал будут значить больше. Вообще, время кризиса - это время придумывать вещи, которые выстрелят через 3-5 лет.

"ДП": Что выстрелит?

Е.У.: Это будет что-то совсем новое. В прошлом веке (до кризиса) мы оценивали бизнес внутри индустрии, сравнивая себя с "братьями по цеху". Кто-то строил вертикально интегрированные компании, кто-то фокусировался на отдельных сегментах цепочки добавленной стоимости. Все помнят пример, когда внутри IT-индустрии IBM проморгал момент рождения персональных компьютеров, закрыв свое соответствующее подразделение. Так появились Microsoft и Intel, которые вот уже 30 лет определяют IT.

В данном случае новая идея и, соответственно, новые лидеры родились внутри отрасли. Но на зрелом этапе развития, когда рынок уже структурирован и консолидирован, новые идеи приходят извне. Первой ласточкой было появление компании Google. Google - это абсолютно новый взгляд на потребности пользователей IT.

Во времена кризиса стоит ожидать революционных изменений в устоявшихся представлениях об отраслевом устройстве экономики. Я думаю, в перспективе ближайших 5-10 лет появятся новые имена не только компаний, но и индустрий.

"ДП": Какие должны быть предпосылки для появления инноваций?

Е.У.: В том, что касается инноваций, есть много иррационального. До последнего экономического катаклизма самым важным параметром была скорость: скорость разработки идеи, доведения до продукта, выведения на рынок. Это получалось лучше у тех, у кого было больше свободы в принятии решений, в финансировании, в передвижении.

"Быстрый или мертвый" - рецепт от одного из самых успешных предпринимателей всех времен - одного из основателей Intel Энди Гроува. Что будет завтра и какие рецепты для появления инноваций - та же свобода. Только теперь это прежде всего свобода от стереотипов, которые были созданы вчера, во время уходящего в историю этапа развития мировой экономики.

"ДП": Но ведь мало кто думает новаторски. Или сдаются, уходят из бизнеса, или ждут, когда все "наладится".

Е.У.: Есть три волны развития постсоветского бизнеса. Первые капиталы в России построены на развале СССР. Важно было просто оказаться в нужном месте с нужными связями. Вторая волна построена на приватизации, по сути, это то же самое. Третья - земля, недвижимость. До сих пор реально не было потребности в инновациях, почти никто не сталкивался с конкуренцией. Основным мерилом успеха были баррель и квадратный метр. Но уже завтра инновации будут не прихотью чудаков, а реальной необходимостью, способом выживания в реальной глобальной конкуренции, которая только наступает в нашем регионе.

"ДП": Бизнес, связанный с квадратными метрами, закончился несколько месяцев назад. Наша ментальность помогает или мешает инновациям?

Е.У.: У нас всегда существовала проблема дефицита интерпренеров - не людей, которые придумали что-то, а тех, которые, понимая технологию, предугадывая потребности, могут найти для этого рынок сбыта, построить бизнес.

В чем успех Силиконовой долины? Были созданы такие условия, что новатор очень быстро мог стать публичным миллионером. Статус и деньги в короткий срок - основной двигатель бизнеса. У нас же есть традиция, когда человек что-то делает, расправляет крылья, опускать его на землю.

Следующая проблема - проблема разделения полномочий между владельцами и управленцами. Типичный портрет моих коллег по бизнесу: технарь, инженер 15-20 лет назад основал компанию и с тех пор ею руководит. В нашей индустрии нет традиции разделять владение и управление. Попытки российских ФПГ создать "карманную" хай-тек-компанию тоже не увенчались успехом, правила из "бизнеса квадратных метров" не работают в инновационном.

Структура управления в инновационном бизнесе проста и имеет четыре столпа: вдохновляющий руководитель, который превращает мечту в цель, мотивированная команда менеджеров-партнеров, которая совместно разрабатывает стратегию достижения цели, свободные от мысли о кнуте и вдохновленные пряником сотрудники компании, которая имеет "великую миссию", и владельцы (инвесторы), думающие не только о квартальных показателях.

Инновационный бизнес невозможен без свободы, это бизнес в стиле джаз. В России же структура компаний копирует государство, это с ХIХ века так. Интерпренер задает тему, провоцирует в хорошем смысле, возбуждает своих партнеров и коллектив на джем-ейшн. Помимо свободы у человека должна быть впереди какая-то морковка - великая цель. Интерпренер же перекладывает эту мечту в конкретную цель и рисует стратегию.

"ДП": Рынок IT первым из всех отраслей бизнеса глобализировался. Какие есть преимущества и недостатки глобальных рынков?

Е.У.: Я считаю, что национального бизнеса вообще не может быть. В IT-сегменте не существовало ни монополии, ни олигополии. Мировая индустрия IT консолидирована. Есть Intel и Miсrosoft, IBM и Oracle. 90% маржи в цепочке добавленной стоимости находится в этих компаниях. Нам остается 10% - донесение сервиса до конечного потребителя, нишевые продукты, интеграция решений.

И здесь мы конкурируем с мировыми компаниями, верящими в наш рынок, но мы имеем преимущество в малом и среднем бизнесе и в бизнесе, регулируемом государством. Проблема последнего - слишком мало маржи остается непосредственно исполнителям проектов. Опять же - традиции, описанные еще Николаем Васильевичем Гоголем. В футболе плохая погода повышает шансы на победу менее профессиональной, но более мотивированной команды. Я верю в будущее хай-тек-компаний из нашего региона, кризис поможет.

"ДП": По какому принципу вы выбираете активы, в которые инвестируете?

Е.У.: В жизни ты делаешь то, что приносить тебе fun (радость - ред.), или деньги, или комбинацию из этих двух составляющих, которая на данный момент тебя устраивает. Я пытаюсь пробовать то, что в нашем регионе может выстрелить через несколько лет. Есть несколько проектов в Израиле, Штатах, Канаде, связанных с альтернативными технологиями, микроэлектроникой, программным продуктом. Всю свою бизнесовую жизнь я проповедую "эффект машины времени": мы можем что-то придумать, разработать, но не можем предугадать, что будет востребовано на рынке. Постсоветские страны отстают с точки зрения потребления.

На развитых рынках продукты, сервисы выводились раньше, чем они востребованы здесь. Поэтому у меня был принцип инвестировать в актив за рубежом, а ресурсный центр, центр разработки делать здесь. Тогда появляется возможность, с одной стороны, оптимизировать затраты, предугадывать, что будет востребовано здесь, на этом рынке, через несколько лет, и учиться продавать. Когда мы начнем предугадывать, что нужно рынку, освоим инновации не только в технологиях, но и в управлении - это будет более интересная комбинация. К тому же сейчас, во время кризиса, можно покупать активы за рубежом по доступной цене.

"ДП": Кризис - это время инвестировать?

Е.У.: Кризис - это время мечтать и строить долгосрочные планы. Сейчас важно без лишней суеты (на этом этапе - без советов от Энди Гроува) искать новые возможности, они обязательно появятся. Осенью их будет гораздо больше.

"ДП": Какое, на ваш взгляд, у нас в стране соотношение тех, кто мечтает, и тех, кто реализует мечты?

Е.У.: Не верю ни в одну большую идею, где один кто-то мечтает, а остальные реализуют. Только тогда, когда мечта станет предметом достояния команды, когда критическая масса работников компании проникнется этой мечтой, можно реализовать любую, даже самую безумную идею.

Помните, у Тарковского в "Сталкере" сцена у порога той самой комнаты: исполняются только самые искренние желания. Чтобы не произошло так, как это случилось с Дикобразом, нужно знать, что это именно то, во что ты веришь, не обманывать самого себя, собирать команду и реализовывать.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 17.07.2009  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100