Для зарегистрированных пользователей |
|
Свободный перенос номеров в России: "за" и "против"
Артем Приказчиков
Внедрение технологии переноса номеров является одним из основных этапов развития телекоммуникационной отрасли. Так, во многих странах она уже доказала свою эффективность. Вопрос существования NP в России также активно обсуждался, но его решение постоянно откладывается. Новым толчком к очередному витку обсуждений может стать решение Союза участников рынка инфокоммуникационных услуг о создании рабочей группы и необходимости проведения в России исследований в области переноса номера абонентов.
Можно с полной уверенностью сказать, что внедрение технологии переноса номеров (Number Portability, далее NP) идет по всему миру все стремительнее. По данным Telecommunication Management Group, на конец 2008 года услуга MNP была реализована в 48 странах мира, а общее количество только мобильных абонентов, воспользовавшихся этой услугой, составляло порядка 154 миллионов. Международный опыт внедрения показывает, что регулирующие органы во всем мире благосклонно воспринимают данную концепцию. Более того, последние изменения в Европейском законодательстве в области связи устанавливают период подключения абонентов менее 2 часов для всех стран Евросоюза.
Существует несколько основных предпосылок внедрения механизма переноса номера. В первую очередь, внедрение такого рода услуг выгодно самому рынку, поскольку приведет к развитию конкуренции между операторами. Это обязательно скажется на расширении спектра предоставляемых услуг и изменении тарифов на услуги связи. Кроме того, в этому случае абоненты получают большую свободу при выборе оператора, сохраняя при этом телефонный номер. (Существует значительное число абонентов, которые дорожат своим номером, но в силу тех или иных причин хотели бы сменить оператора). Также важно, что данная процедура помогает сохранить сокращающееся количество телефонных номеров, доступных беспроводным, а в последствии и проводным, операторам.
На первый взгляд, переход абонента и его подключение к другому оператору может показаться довольно простым процессом. На самом же деле это сложная задача, состоящая из множества этапов, оказывающих влияние на технические и операционные аспекты деятельности операторов. Учитывая сложность подобных решений, внедрение NP является очень трудоемкой задачей и требует от регулятора и участников рынка четких и прозрачных подходов на всех этапах разработки, внедрения и дальнейшего развития подобных решений.
Количество стран, внедривших технологию перехода номеров
Источник: Telecommunication Management Group, 2009
Одним из главных рисков в отрасли является то, что введение NP может сопровождаться оттоком клиентов, резкой динамикой выручки вплоть до ее падения и последующим возможным подрывом конкурентного положения оператора. Опыт внедрения NP в разных странах показал, что после его введения уровень "оттока" клиентов может вырасти до 50%. Например, в Гонконге около полутора миллионов абонентов сотовой связи (или 30% рынка) сменили оператора в течение года после введения NP. Исследование, проведенное компанией Merrill Lynch, определило влияние этого процесса в Гонконге как "катастрофическое", поскольку произошел резкий скачок цен, а "утечка" клиентов выросла в пять раз по сравнению с более ранними периодами.
Внедрение технологии переноса номеров по странам
Год введения MNP |
Страна |
1997 |
Сингапур |
1998 |
Великобритания |
1999 |
Гонконг, Нидерланды |
2000 |
Испания, Швеция, Швейцария |
2001 |
Австралия, Дания, Италия, Норвегия |
2002 |
Бельгия, Германия |
2003 |
Финляндия, Франция, Ирландия, Люксембург, Португалия, США |
2006 |
Канада |
2008 |
Мексика |
2009-2010* |
Индия |
2010* |
Перу |
В процессе рассмотрения вопроса |
Аргентина, Австрия, Колумбия, Чехия, Япония, Мексика, ЮАР, Южная Корея, Тайвань |
*планируют внедрить
Источник: КПМГ в России и СНГ, 2009
Необходимо также учитывать, что на уровень перехода абонентов значительным образом влияют и стандарты времени на смену оператора, регулируемые официальными органами.
Cтандарты времени на смену оператора в некоторых странах
Страна |
Средний период подключения услуг |
Гонконг |
3 дня |
Великобритания |
От 2 дней |
Нидерланды |
От 14 до 60 дней |
Австралия |
Менее 3-х часов |
США |
Менее 3-х часов |
Ирландия |
Менее 1 часа |
Источник: КПМГ в России и СНГ, 2009
Так, в США этот стандарт составляет 2,5 часа. Это контрастирует с положением дел в других странах, например Нидерландах и Великобритании, где долгая задержка срока подключения услуг действует как средство сдерживания клиентов при переходе к другому оператору.
Основные принципы реализации NP
Существует несколько основных принципов реализации NP.
OR (Onward Routing). Вызов направляется к сети, которой изначально принадлежал номер ("материнская" сеть). Уже затем на основе соответствующей базы данных "материнского" оператора мигрировавших абонентов звонок отправляется в требуемом направлении.
Маршрутизация по принципу Onward Routing
Источник: КПМГ в России и СНГ, 2009
ЗА: Отсутствие необходимости модифицировать сети операторов, подход эффективен только в тех случаях, когда переносится небольшое количество номеров. Решение создается достаточно быстро и стоит относительно дешево.
ПРОТИВ: Звонки приводят к лишним затратам на маршрутизацию вызовов. Ограничение относительно предоставления сервисов в "материнской" сети влияет на спектр услуг, предоставляемых абоненту новым провайдером. Неэффективно и дорого, когда переносится много номеров.
QoR (Query on Release). Как и прежде звонок направляется в "материнскую" сеть. Если номер был перенесен, вызов возвращается, после чего оператор абонента, его инициировавшего, проверяет номер в базу данных перенесенных номеров и затем отсылает звонок в нужную сеть.
Маршрутизация по принципу Onward Routing
Источник: КПМГ в России и СНГ, 2009
ЗА: Дает возможность избежать ненужных затрат, связанных с маршрутизацией вызовов. В базе данных требуется проверять не все номера, а лишь перенесенные. Этот способ в целом дешевле, чем следующий (ACQ).
ПРОТИВ: Вызывает дополнительную нагрузку на сети, связанную с установлением соединения и его разрывом, если номер перенесен. Требует модификации сетей с целью возможности проверки номеров в базе данных.
ACQ(All Call Query). Исходящая сеть запрашивает базу данных перенесенных номеров по поводу каждого звонка и направляет вызов сразу по точному адресу "принявшего" оператора.
ЗА: Нет необходимости в маршрутизации звонков, полная независимость от "материнской" сети. Наиболее эффективное решение, когда переносится много номеров (актуально в российских масштабах). Позволяет осуществлять трансфер абонентов и звонков между мобильными и фиксированными сетями.
ПРОТИВ: Самое дорогое и технически сложное в реализации решение.
Маршрутизация по принципу Onward Routing
Источник: КПМГ в России и СНГ, 2009
Вне зависимости от принципа реализации в общей цепочке должна находиться выделенная функциональная единица (клиринговый дом, созданию которого необходимо уделить отдельное внимание), основными задачами которой являются: управление программно-аппаратным комплексом, реализующим принцип NP, администрирование и управление базой данных переходящих номеров и биллинг за услуги NP.
Степень влияния
Конечно, при реализации столь масштабного проекта встает вопрос относительно возникающих выгод и потерь. Мировой опыт показал, что внедрение принципа переносимости номеров очень положительно сказывается на рынке инфокоммуникационных услуг.
Рассмотрим более детально 3-х основных участников: государство (в лице регулятора), операторы и абоненты. В таблице представлен анализ влияния NP на их деятельность.
Анализ влияния NP
Государство |
Операторы |
Абоненты |
Сильные стороны |
-Предоставление абонентам реализации прав выбора -Повышение конкуренции, без привлечения новых участников рынка -Снижение стоимости услуг, которое ведет к повышению лояльности жителей страны, снижению протестных настроений -Упрощение смены места жительства абонента -Контроль над объемами трафика -Принципиально новый уровень СОРМ (ЦБД) |
-Возможное увеличение абонентской базы за счет других сегментов, ранее закрытых для конкретного оператора -Увеличение дохода от новых абонентов -Снижение уровня мошенничества за счет использования централизованной базы данных -Снятие сдерживающего фактора "смены номера" для большой группы абонентов при их переходе в маркетингово-привлекательные тарифы более продвинутых операторов |
-Нет необходимости оповещать все свои контакты о смене номера -Возможность обслуживания телефонов всех членов семьи или сотрудников предприятия у одного оператора связи, наиболее оптимального с точки зрения затрат и сервиса, без необходимости смены номеров |
Слабые стороны |
-Необходимость корректировки законодательной базы -Необходимость разработки новых регламентов работы для операторов -Необходимость контролировать дополнительную структуру (клиринговую компанию) |
-Дополнительные расходы на оборудование, программное обеспечение и обучение -Необходимость корректировки бизнес-модели -Зависимость от надежности работы внешнего оборудования -Необходимость повышать качество услуг -Необходимость введения дополнительных программ лояльности для абонентов |
-Вызывающий абонент не имеет информации о том, клиентом какой сети является вызываемый абонент, что может сказаться на стоимости исходящего звонка |
Угрозы |
-Сопротивление операторов связи -Неопределенность положения абонентов в случае прекращения деятельности центральной базы данных (клиринговой компании) |
-Сложнее удерживать абонентов (снижение лояльности -Вероятность потери части абонентов (уменьшение абонентской базы) -Возможное ухудшение качества абонентской базы -Снижение APRU -Обострение конкуренции |
-Высокая стоимость переноса номера -Высокая длительность переноса номера -Задержки при маршрутизации вызова -Размытая ответственность при получении некачественной услуги |
Возможности |
-Повышение эффективности использования радиочастотного спектра -Ускоренное развитие новых услуг -Контроль за объемами налогов, уплаченных операторами -Значительное повышение возможностей противодействия криминалу и терроризму |
-Более легкое привлечение новых абонентов (увеличение абонентской базы) -Повышение эффективности бизнес-модели -Охват дополнительных сегментов рынка -Возможность взымания долгов абонента "материнскому" оператору за счет использования централизованной базы данных (клиринговая компания) -Возможность получения "старым" оператором дополнительной прибыли за счет закладывания в структуру цены MNP "отступного платежа" (учитывая международный опыт) |
-Снижение стоимости единицы услуги -Получение новых услуг -Получение лучшего качества покрытия -Выбор оператора связи при смене места жительства с сохранением номера |
Источник: КПМГ в России и СНГ, 2009
В заключении необходимо сказать, что внедрение технологии переноса номеров вызовет на рынке связи новую волну борьбы за клиентов и значительно повысит качество услуг. Последствия внедрения технологии переноса номеров для операторов очевидны: победителями станут те операторы, которые будут рассматривать NP не только как сложное в соблюдении предписание, но и как стратегическую возможность при заведомо высоких рисках расширить свою долю рынка. Ведь в конечном счете именно абонент решает кому отдать свой рубль за оказанную услугу.
Учитывая общемировую тенденцию переноса номера и возникновение новой волны обсуждений на различных уровнях, можно быть уверенным, что ближайшие 3-5 лет мы можем стать свидетелями реальной работы NP в России.
Борьба за клиентов, пусковым механизмом которой станет внедрение технологии переноса номеров, будет носить сугубо стратегический характер; ставки в борьбе за клиентов исключительно высоки.
Те операторы, которые применят в своей деятельности интегрированный и комплексный подход, сконцентрируют усилия на сохранении существующих и привлечении новых абонентов путем взаимодействия с ними и предоставления им услуг в течение первых 12 месяцев после внедрения NP, а также используют эффективные средства внутреннего контроля, мониторинга и анализа рисков, существенно увеличивают свои шансы на успех.
Ссылки по теме:
|