Корпорация IBM и компания РЖД объявили о начале очередного этапа проекта консолидации центров обработки данных, обслуживающих железнодорожные перевозки страны. В ходе данного этапа будет осуществлена миграция прикладных задач, связанных с управлением грузовыми перевозками, на новую единую катастрофоустойчивую ИТ-инфраструктуру. Как ожидается, проект консолидации повысит надежность и отказоустойчивость ИТ-инфраструктуры с 99,5 до 99,99, снизит эксплуатационные расходы и необходимые для развития инвестиции в будущем.
С момента начала реформирования РЖД в сторону превращения в компанию холдингового типа, руководство ставило задачи сохранения технологической основы работы транспортного комплекса как единого, слаженно работающего механизма. В 2006 г. было принято решение о создании на базе Главного вычислительного центра (ГВЦ) и региональных информационно-вычислительных центров (ИВЦ) единой вертикально интегрированной структуры информационного обеспечения эксплуатационной деятельности ОАО РЖД.
«ИТ применяются на железнодорожном транспорте уже более 50 лет, и конечно, за это время технологии совершили грандиозный скачок вперед. Доступ к новым мощностям, развитие телекоммуникаций сделали возможным функционирование столь масштабной ИТ-инфраструктуры, как наша, в консолидированном режиме. Это особенно важно в условиях реформирования РЖД, так как реализация данного проекта позволит нам оптимизировать объем инвестиций, необходимых на плановую модернизацию программно-технических комплексов», - отметил Валерий Вишняков, директор Главного вычислительного центра РЖД.
В 2007 г. компания РЖД обратилась к IBM с предложением по участию в выработке решения по оптимальной концентрации наиболее значимой части вычислительных ресурсов, решающих важнейшие сетевые задачи, и ликвидации пересекающихся функций для обеспечения оптимизации затрат, необходимых для содержания ИТ-инфраструктуры.
Специалистами IBM была разработана стратегия, согласно которой предлагалось консолидировать 17 ИВЦ на железных дорогах в три центра обработки данных, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
В апреле 2007 совместно с компаниями IBM и «Техносерв» было начато проектирование новой консолидированной ИТ-инфраструктуры. По результатам проектирования, оптимальной для нужд РЖД была признана следующая архитектура: все вычислительные ресурсы концентрируются в трех центрах, между которыми обеспечиваются асинхронные репликации, позволяющие восстановить общий вычислительный процесс в случае региональной катастрофы или выхода из строя одного из центров, а также распределить нагрузку между двумя оставшимися. В каждом из городов вычислительный комплекс размещается в двух зданиях разнесенных между собой на расстояние 10-30 км.
Каждый вычислительный комплекс состоит из 2 и более серверов IBM System z10 и более 15 hi-end и mid-range серверов IBM Power6, работающих на операционных системах IBM и программных продуктах IBM DB2. В региональных ИВЦ остаются локальные вычислительные комплексы, обеспечивающие решение задач дорожного и линейного уровней, а также персонал, обеспечивающий техническое и технологическое сопровождение инфраструктуры.
На данный момент в консолидированном режиме на серверах IBM System z10 функционирует система продажи билетов «Экспресс-3», обеспечивающая поддержку более 8500 билетных касс по всей территории России. Также в консолидированном варианте на серверах IBM Power6 функционирует единый комплекс автоматизации управления трудовыми ресурсами и планируется перевод комплекса автоматизации управления финансовыми активами РЖД.
В настоящее время ведутся работы по переносу в консолидированный режим прикладных задач, связанных с управлением грузовыми перевозками, которые планируется завершить в 2010 г.