Кризис и девальвация рубля, начавшиеся осенью 2008 г., сказались и на финансовых показателях 1С за прошлый год. Выручка компании выросла только на 8% до $406 млн, хотя в 2007 г. этот показатель почти удвоился, говорится в материалах компании, с которыми ознакомились «Ведомости».
А в январе - апреле 2009 г. выручка 1С снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 14% в рублях и на 39% в долларах, рассказал директор и основной совладелец 1С Борис Нуралиев, но абсолютные цифры не раскрыл.
Снижение коснулось не всех сегментов, отметил Нуралиев: продажи делового ПО (ERP-системы, системы автоматизации бухучета и др.) выросли на 20% (здесь и далее - в рублях). Рынок ERP-систем переживает нелегкие времена, замечает аналитик IDC Петр Городецкий, но в условиях кризиса компании часто предпочитают недорогие отечественные решения. Снижение продаж в России не носит драматического характера, возражает исполнительный директор SAP в СНГ Борис Вольпе. Но спрос смещается на продукты, решающие насущные задачи экономии средств, признает он. Кроме того, заказчики стали более точно рассчитывать свои потребности в лицензиях и продуктах, исходя больше из текущих, а не будущих потребностей.
Продажи мультимедийных и игровых продуктов 1С, наоборот, сократились на 32%. Нуралиев объясняет это проблемами дистрибуции: розничные сети, которым теперь сложно привлечь кредиты в банках, не спешат расплачиваться с поставщиками. Проблемы с оборотным капиталом у продавцов заметила и ABBYY, передал гендиректор ее российской «дочки» Григорий Липич: продажи компании через розничные и реселлерские каналы упали на 48%.
Городецкий же уверен, что причина в другом: в кризис люди начинают экономить на развлечениях - в частности, за счет покупки пиратского ПО.
Выручка от дистрибуции иностранного ПО снизилась на 31% в основном за счет падения продаж операционных систем и офисных приложений. Нуралиев ожидает, что рост доходов в этом сегменте возобновится к концу года, когда появится операционная система Windows 7.
Устойчивыми к кризису оказались продажи антивирусного и антиспамового ПО - рост составил 23%. Снижения продаж и спроса в России не зафиксировала и «Лаборатория Касперского», передал через пресс-службу финдиректор компании Даниил Борщев.