Российских рынок электронных платежей в туризме постепенно начинает складываться, и его ждет позитивное развитие, утверждают представители платежных систем и аналитики. В первую очередь это касается авиационных, и в меньшей степени - железнодорожных перевозок.
По оценкам IKS-Consulting, в 2009 г. рынок онлайн-продаж авиа- и ж/д билетов по банковским картам вырастет по сравнению с 2008 г. на 68% и 325% и составит 17,7 млрд руб. и 5 млрд. руб. соответственно. Как прогнозируют специалисты IKS-Consulting, на конец 2009 г. объем рынка интернет-продаж авиабилетов по банковским картам будет составлять 17,7 млрд руб., а к 2012 г. объем рынка продаж авиабилетов в Рунете с помощью банковских карт вырастет до 53 млрд руб.
Что касается железнодорожных билетов, то, по данным IKS-Consulting, на конец 2009 г. объем их продаж через интернет по банковским картам будет составлять 5 млрд руб. К 2012 г. планируется увеличение этого сегмента до 26,3 млрд руб.
В качестве факторов, стимулирующих развитие сегмента электронных платежей в туризме в России, Антон Ворыхалов, аналитик IKS-Consulting, называет рост доли проникновения широкополосного доступа (это увеличит количество пользователей, которым доступна услуга интернет-покупки билетов), скидки при покупке билетов через интернет в авиакомпаниях, активное продвижение услуги транспортными компаниями, а также внедрение интернет-продаж билетов в поездах пригородного сообщения.
В «Финаме» полностью согласны с обозначенной тенденцией. «Рынок онлайн-продаж билетов будет демонстрировать высокие темпы роста за счет более низкой стоимости таких покупок (а во время кризиса это очень важно), а также за счет усилий, которые авиакомпании прилагают для продвижения электронных билетов, - говорит Сергей Фильченков, аналитик ИК «Финам». - Правда, наряду с платежами по банковских картам мы бы отметили еще и электронные деньги».
Рынок авиабилетов, Россия
Источник: IKS-Consulting
Аналитик также прогнозирует, что железнодорожные билеты покажут менее заметную динамику, прежде всего, в силу большей консервативности и меньшей платежеспособности их покупателей, которые далеко не всегда имеют доступ в интернет и пользуются классическими банковскими картами. «Авиационные билеты будут более активно продаваться в электронном виде, в том числе, за счет активности корпоративных заказчиков, которым проще рассчитываться по безналу (фактор оптимизации издержек также важен)», - резюмирует Фильченков.
Как рассказал CNews Андрей Полозов-Яблонский, председатель комитета по электронным билетам НАУЭТ, доля продаж электронных билетов у крупнейшего отечественного авиаперевозчика «Аэрофлот» достигла 67% (они оформляются как через интернет, так и в офисах продаж авиаперевозчика). При этом около 11% билетов «Аэрофлот» продает через интернет (из них примерно 95% - электронные, и еще около 5% - бумажные).
Полозов-Яблонский оценивает объем интернет-продаж билетов «Аэрофлота» примерно в $1 млн в день. Учитывая, что доля «Аэрофлота» на российском рынке авиаперевозок составляет 23%, можно предположить, что вся отечественная авиационная отрасль получает ежедневно от продажи билетов через интернет около $3-3,3 млн. При этом в масштабах года объем данного рынка приближается к $1 млрд.
Генеральный директор компании ChronoPay (специализируется на обслуживании транзакций для электронной коммерции и предоставлении различных видов услуг) Павел Врублевский также отмечает рост оплаты электронных билетов банковскими картами. «Это позитивно сказывается на развитии всего рынка электронной коммерции», - говорит он.