Для зарегистрированных пользователей |
|
Есть ли SaaS в России?
Андрей Колесов
Тема SaaS (Soft as a Service, софт как сервис), которую год назад в нашей стране стали обсуждать, и которая обещала стать важнейшей темой технологического развития IT в нынешнем году, оказалась погребенной лавиной финансового кризиса - впрочем, как и многие другие технологии. Это странно, поскольку именно такая схема использования IT сулит заказчикам реальное снижение затрат, особенно начальных. Возможно, одна из проблем заключается как раз в том, что до кризиса мы в России так и не успели разобраться, что же такое SaaS.
Сведения о SaaS поступали к нам, в основном, из зарубежных СМИ, но из публикаций можно было лишь понять, что интерес заказчиков к использованию этой модели растет. Так, например, исследование McKinsey, проведенное в первой половине 2008 года, выявило довольно оптимистичную картину: 74% респондентов высказали желание использовать SaaS-решения и только 7% принципиально не хотели применять у себя модель SaaS. Правда, среди крупных компаний энтузиазм был несколько слабее: лишь 61% из них готовы применять SaaS. Большинство же респондентов, независимо от величины их предприятия, предпочитают иметь дело с проверенным вариантом хостинга (32%).
В 2008 году за пропаганду идей SaaS в России взялось было местное отделение Microsoft (следуя стратегической линии, заданной Редмондом за два года до того). Но и энтузиазм Microsoft исчерпался к концу года объявлением о создании в Москве совместно с компанией "Гарант-Парк-Интернет" (товарный знак Parking.ru) "Центра развития S+S", о котором с тех пор нет никаких вестей.
Так что же происходит с SaaS в России? По сути, первое серьезное обсуждение этого вопроса прошло на днях в Москве на конференции именно с таким названием - "SaaS в России". Это была просто первая встреча группы игроков этого рынка и интересующихся темой лиц (всего около сорока человек), с целью просто познакомиться и обсудить текущую ситуацию и перспективы развития этого бизнеса.
Председатель оргкомитета конференции Василий Шабат, который уже более года занимается этой темой как независимый консультант, а до того работал директором по развитию бизнеса компании "Открытые технологии", представил собственный анализ ситуации на отечественном SaaS-рынке и перспектив его развития.
Однако сначала нужно напомнить, что SaaS - это не совсем то, что означает дословный перевод "софт как сервис". Это - не продажа лицензий в аренду или хостинг приложений. SaaS - это использование на правах аренды готовой услуги (как правило, делового назначения) сервис-провайдера, который чаще всего является и разработчиком этой услуги. Примеры таких сервисов были представлены на конференции - управление складом (компания "Мой Склад"), планирование и контроль работ ("Мегаплан"), комплексная автоматизация офисов ("Апрентис"), портал поддержки групповой работы ("Медиачеис").
Мировой рынок SaaS уже совсем не мал и должен расти. По оценкам Gartner, он еще в 2007 году составил $5 млрд, а к 2012 году должен вырасти втрое (правда, эти прогнозы давались до кризиса). В настоящее время основная часть SaaS-решений относится к категориям управления контентом, коммуникациям и коллективной работе (42% от общего объема) и CRM (34%).
По сведениям Василия Шабата, в нашей стране сегодня действуют около трех десятков поставщиков SaaS-решений, чей суммарный доход в 2008 году составил $1,8 млн. Совсем немного, если учесть, что в США в этой сфере трудится более тысячи компаний, и их доход оценивается в $4,6 млрд. Однако нужно учитывать, что у нас это рынок начал формироваться лишь год назад, а за океаном его история насчитывает примерно десять лет (Крупнейший SaaS-игрок, CRM-поставщик, компания Saleforce была создана в 1999 году, и ее оборот в 2008 году составил $748 млн).
Учитывая эти данные о SaaS-рынке США, а также делая поправку на то, что наша экономика меньше американской (тут учитывались макроэкономические показатели), Василий Шабат посчитал, что потенциальный рынок SaaS в России составляет $130-400 млн, причем речь идет о возможности достижения этого уровня в ближайшие годы.
Кто же сможет преобразовать потенциал в реалии? Г-н Шабат считает, что наибольшие шансы имеют российские специализированные SaaS-поставщики. Перспективы западных IT-вендоров и SaaS-поставщиков он оценивает не очень высоко, а вот выход на этот рынок российских IT-компаний (в качестве наиболее вероятного игрока была названа "1С", но, с нашей точки зрения, раньше тут появится "1С-Битрикс").
Что же мешает развитию SaaS в России? Препятствий много: высокая монополизация рынка делового ПО, нехватка инвестиций, слабость наших компаний в области маркетинга и продаж, скептицизм потенциальных заказчиков. Но есть и плюсы: повышение в условиях кризиса интереса заказчиков к экономным IT-решениям (тем более, без необходимости капитальных затрат), возможность использования международного опыта, снижение затрат на развертывание SaaS-решения для счет использования тех же "облачных вычислений". Кроме того, в России пока относительно невелика стоимость разработки ПО.
Что перевесит - плюсы или минусы? Посмотрим. Но российским компаниям стоит поторопиться. Ведь как раз сейчас освоением нашего рынка решил всерьез заняться мировой лидер SaaS-рынка - Saleforce. Да и Microsoft наверняка продолжит двигаться в этом направлении, в том числе и в России. А "1С-Битрикс" намедни открыто заявила о желании осваивать SaaS-направление с помощью своего продукта "Корпоративный портал".
На прошедшей конференции было объявлено о создании российской SaaS-ассоциации, в которую вошли пока только перечисленные выше четыре SaaS-компании. Немного, но может быть, это как раз тот случай, когда "из искры возгорится пламя"? Работа ассоциации российских независимых поставщиков ПО ISDEF тоже начиналась десять лет назад с кулуарного общения энтузиастов, а сейчас в это сообщество насчитывает две-три тысячи малых компаний с суммарным объемом поставок ПО примерно в $1 млрд.
|