Компания КПМГ в России представила результаты исследования приоритетных направлений деятельности крупнейших российских телекоммуникационных компаний в период экономической нестабильности. В исследовании приняли участие основные игроки телеком-рынка, предоставляющие как услуги мобильной связи, так и фиксированной телефонии.
По словам партнера КПМГ Ильи Котлова, в период кризиса наметилась устойчивая тенденция падения капитализации компаний телекоммуникационного сектора. «Сейчас бытуют два полярных мнения о том, каковы перспективы этого рынка: от панических настроений до высказываний о том, что телекоммуникационной индустрии все нипочем и «кризис нас не коснется», - отметил он. Цель исследования состояла в том, чтобы установить, как непосредственные участники рынка оценивает происходящее с ними. Некоторые ответы характеризуются в отчете как «неожиданные».
Было установлено, что подходы компаний к переоценке собственных стратегий существенно разнятся в зависимости, во-первых, от участия государства в уставном капитале компании и, во-вторых, от наличия у них собственной федеральной сети. К пересмотру стратегии развития во время кризиса прибегли в основном компании с государственным участием и организации без собственной федеральной сети связи.
Главной мерой преодоления кризиса стало сокращение инвестиционных программ. Большинство опрошенных (58%) отметили, что сокращение инвестиций достигает 30%, а почти пятая часть респондентов (17%) констатировала их уменьшение в размере от 30 до 60%.
Основным фактором снижения капитализации большинство участников исследования назвало общую паническую тенденцию как на российском, так и мировом рынке. На втором месте по степени негативного воздействия - существенный отток капитала из России. Среди других факторов - долговая нагрузка в иностранной валюте, девальвация рубля и необходимость закупок оборудования за рубежом. 42% респондентов поставили фактор снижения показателей эффективности компаний на последнее место по влиянию на капитализацию компании.
В сложившихся условиях 34% опрошенных считают приоритетной задачей повышение доходов. По 25% респондентов во главу угла ставят снижение капитальных затрат и привлечение внешнего финансирования. По 8% высказали мнение, что первостепенными являются снижение операционных расходов и повышение кредитных рейтингов.
Повышать доходы российский телеком планирует за счет конвергенции услуг (42%), что соответствует мировым тенденциям, отмечают специалисты КПМГ. Еще 25% компаний склоняются к увеличению объемов услуг с добавленной стоимостью (VAS- продуктов). По 17% респондентов намерены оптимизировать свои доходы путем расширения спектра услуг и повышения тарифов соответственно.
То, что лишь 17% респондентов наиболее важным считают повышение тарифов, говорит о стремлении телекома сохранить абонентскую базу, отмечают исследователи. 50% респондентов на первое место поставили конкурентную стоимость услуг.
Выбирая сегменты затрат, подлежащие сокращению в первую очередь, 42% респондентов отметили сокращение крупных инвестиционных проектов. По 17% отдали свое предпочтение сокращению административно-хозяйственных расходов и сокращению закупочной деятельности. По 8% респондентов предпочитают сокращение расходов на сетевую платформу и ее обслуживание, а также видят путь сокращения затрат в централизации функций и повышении эффективности межсетевого взаимодействия.
Что касается других путей снижения расходов, то компании в меньшей степени склонны рассматривать в качестве резерва такие меры, как снижение расходов на персонал, маркетинг, продажи и обслуживание клиентов, биллинг, обслуживание и мониторинг сетевого оборудования. «Такие мощные инструменты снижения затрат, как аутсорсинг, централизация функций и повышение эффективности в межсетевом взаимодействии, незаслуженно отодвинуты на второй план», - говорится в исследовании.