Аналитики Gartner подготовили список наиболее подходящих для ИТ-аутсорсинга стран. По их мнению, в условиях кризиса у компаний, стремящихся к сокращению издержек, появляется все больше достойных оффшорных альтернатив. Россия в Топ-30 включена, тем не менее, активному развитию рынка аутсорсинга здесь препятствует отсутствие правового поля и самого понятия «аутсорсинг» в законодательстве.
Исследователи Gartner назвали 30 стран, наиболее подходящих для размещения заказов по оффшорному ИТ-аутсорсингу. По их словам, задача выбора правильного региона, куда можно перенести свои ИТ-операции, сегодня стоит перед многими компаниями.
На соответствие требованиям к ИТ-аутсорсингу в Gartner проанализировали 72 страны. Как оказалось, у региона BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай), который лидирует на мировом рынке ИТ-аутсорсинга, есть вполне достойные конкуренты по всему земному шару.
«Такие страны, как Мексика, Польша и Вьетнам продолжают укреплять свои позиции по отношению к лидерам, другие же только попали в Топ-30, - говорит Йен Марриот (Ian Marriott), вице-президент по исследованиям Gartner. - Эти страны стремятся воспользоваться преимуществами, возникшими благодаря экономическому кризису, а именно возросшему стремлению компаний оптимизировать затраты».
За последний год во многих странах наблюдалась возросшая активность по укреплению позиций в секторе ИТ-аутсорсинга. «В результате из Топ-30 были исключены 4 страны, а на их место пришли новые, год назад еще не присутствовавшие в списке, - говорит Марриот. - Это не значит, что 4 исключенные из списка страны плохо проявили себя в этом году, но благодаря динамичному развитию рынка другие страны продемонстрировали огромный прогресс».
Индия - абсолютный лидер на мировом рынке ИТ-аутсорсинга, но Китай наступает ей на пятки
В 2008 г. Топ-30 покинули Северная Ирландия, Шри-Ланка, Турция и Уругвай. Их место заняли Египет, Марокко, Панама и Таиланд. Главными факторами, по словам исследователей, были владение языками, совместимость культур, часовые пояса и длительность перелета. По мере того, как франкоговорящие страны увеличили долю ИТ-услуг, отдаваемых на аутсорсинг, они стали присматриваться, в первую очередь, на страны с большим проникновением французского языка. За счет этого в Топ-30 попало Марокко. Египту и Панаме помогло, в частности, географическое расположение, а Таиланду - дешевизна оказания услуг.
Топ-30 наиболее подходящих для ИТ-аутсорсинга стран в 2008 г. (по регионам в алфавитном порядке):
Америка: Аргентина, Бразилия, Канада, Чили, Коста-Рика, Мексика и Панама.
Европа, Ближний Восток и Африка (EMEA): Чехия, Египет, Венгрия, Ирландия, Израиль, Марокко, Польша, Россия, Румыния, Словакия, ЮАР, Испания и Украина.
Несмотря на то, что из Америки в список вошли лишь 7 стран, они стали привлекательной альтернативой для крупнейшего заказчика оффшорных ИТ-услуг - США. Оценку «отлично» за владение языками из всего списка получила одна лишь Канада (английский и французкий), но, по мнению Gartner, страны Латинской Америки также могут использовать свой испаноговорящий потенциал, так как во многих компаниях из США испанский язык теперь используется для общения с частью персонала, для которого является родным языком.
По критерию стоимости услуг Канада, тем не менее, уступила другим странам региона. Но обошла их в плане благоприятной экономической и политической ситуации, зрелости рынка, подготовленности законодательства, в том числе и по защите интеллектуальной и частной собственности. Аргентина в этом плане значительно проигрывает северному соседу. Бразилия и Мексика, в свою очередь, получили оценку «очень хорошо» за политическую и культурную совместимость. Всей Латинской Америке Gartner поставил «хорошо» за законодательную базу и степень подготовленности рынка. Тем не менее, для многих развивающихся стран аспект защиты интеллектуальной и частной собственности находится, по мнению исследователей, лишь на этапе становления.
Из Азиатско-Тихоокеанского региона в Топ-30 пошли 10 стран. Абсолютный лидер здесь - Индия, а его самый вероятный преемник - Китай. Зрелые рынки региона выигрывают за счет разумной стоимости оказания услуг: это Австралия, Новая Зеландия и Сингапур. В то же время, развивающиеся страны, несмотря на различные акторы риска, предлагают еще более дешевые услуги: это Малайзия, Пакистан, Филиппины, Таиланд, Вьетнам.
Из EMEA в Топ-30 попали 13 стран, в том числе впервые сюда вошли два североафриканских государства. При этом в Израиле и Ирландии основным преимуществом остается владение английским языком, а в других, например, Марокко, Румынии, Чехии, Польше и Венгрии, - широко владение другими, менее распространенными, но все более востребованными в соседних государствах языками.
Критерий «совместимости культур» в европейских странах был оценен по-разному, но только Украине из всего региона была поставлена за это оценка ниже, чем «хорошо». За последние годы многие страны Европы стали оффшорными зонами для традициооных поставщиков услуг и крупных индийских провайдеров. Это отразилось на законодательствах, которые в восьми из десяти стран получили оценку «хорошо» и «отлично». В нескольких странах этого региона, за исключением России, сформировалась неплохая выборка местных поставщиков ИТ-услуг, активно работающих за пределами своей страны. Наивысший уровень защиты интеллектуальной и частной собственности, по мнению Gartner, обеспечивают здесь страны-члены ЕС.
Напомним, что в настоящее время ИТ-аутсорсинг является самым крупным и быстрорастущим сегментом мирового рынка ИТ-услуг. Согласно прогнозу Gartner, в 2008 году на долю ИТ-аутсорсинга должно прийтись 42% всех мировых затрат на ИТ-услуги. Но эксперты отмечают, что в нашей стране потребности в ИТ-аутсорсинге не столь велики: его доля от общего объема ИТ-услуг сегодня составляет лишь немногим более 10%, а по уровню затрат на ИТ-аутсорсинг Россия находится на 11-м месте.
Российские поставщики услуг в области ИТ-аутсорсинга, тем не менее, ожидают рост спроса на свои услуги в связи с непростой ситуацией на рынке. «Кризис заставил многие компании "сбросить жирок": сейчас ИТ-менеджеры вынуждены задумываться об оптимизации затрат, сотрудники начали считать внутреннюю стоимость своих услуг, что ранее делали очень немногие, - отмечает Владимир Малах, генеральный директор консалтинговой группы ФТО. - Уровень развития ИТ-менеджеров постепенно растет, и аутсорсинг находит все больше сторонников. Аутсорсер более эффективно использует персонал, при том что уровень его компетенции, скорее всего, будет выше, чем у собственных специалистов, а стоимость, вероятнее всего, ниже. Хорошие конкурентные предложения на рынке есть, и их будет только больше».
Однако «сбросить жирок» придется и самим поставщикам услуг: вероятно снижение стоимости услуг, поскольку сокращение зарплат ИТ-специалистов продолжится. Как рассказал президент НП АСТРА Сергей Македонский, в условиях кризиса одним из новых и актуальных инструментов становится рациональная работа с поставщиком, направленная на снижение цен, на повышение уровня качества услуг. Помимо кризиса, Македонский отметил ряд проблем, препятствующих активному развитию рынка аутсорсинга в России. В их числе - отсутствие правового поля и самого понятия «аутсорсинг» в законодательстве РФ.