Петербургский оператор «Обит» выходит на рынок предоставления магистральных каналов в аренду. Компания вложила в строительство необходимой инфраструктуры около $1 млн. Эксперты отмечают, что выход на рынок аренды междугородних и международных каналов операторов «второго эшелона» - характерная тенденция, и в перспективе они смогут серьезно потеснить «магистралов».
Телекоммуникационная компания «Обит» завершает строительство собственной магистральной сети, обеспечивающей высокую скорость передачи данных (более 1 Гб/сек). Точки присутствия компании уже имеются в Москве, Амстердаме, Стокгольме и Франкфурте, достраиваются узлы связи в Лондоне и США. По словам коммерческого директора ООО «ОБИТ» Андрея Гука, в проект уже инвестировано около $1 млн. Помимо своих узлов компания использует 70% арендованных и 30% собственных каналов.
Изначально предполагалось, что сеть будет использоваться «Обит» для своих нужд, но впоследствии компанией было принято решении о предоставлении каналов также в аренду другим операторам. К сети «Обит» уже подключены петербургский оператор SkyNet (канал Петербрг-Москва), москвичи CityTelecom.ru (ГК «Филанко») и IPTP (канал Москва-Амстердам). Кроме того, «Обит» планирует сдавать каналы в аренду и крупным корпоративным клиентам, например, сейчас эта услуга оказывается сети магазинов «7я» и ГК «Легион». «Сейчас аренда каналов - относительно новый сегмент рынка, поэтому мы решили выйти на него, пока он не успел стать высоко конкурентным», - прокомментировал планы компании Андрей Гук.
«Обит» не собирается конкурировать с такими гигантами, как «Ростелеком» или «Голден Телеком». «В структуре их бизнес-моделей аренда каналов - первоочередная услуга, а для нас она все-таки дополнительная. Мы хотим предоставить нашим петербургским и московским партнерам возможность сотрудничать с нами по всем интересующим их направлениям, в то числе и по аренде каналов», - пояснил Андрей Гук. По его словам, компания оценивает перспективы роста этого рынка, как «очень хорошие», и планирует занять долю в 20% среди альтернативных игроков.
Тем временем, аналитики полагают, что амбициозные планы «Обит» вполне реалистичны. Они подчеркивают, что выход альтернативных игроков на рынок аренды магистральных каналов - характерная тенденция. По словам генерального директора аналитического агентства «Рустелеком» Юрия Брюквина, на рынке межзоновых каналов монополию «Ростелекома» и «ТрансТелеКома» стремятся разрушить «Комстар-ОТС», «Голден Телеком», «Синтерра». «Если инициатива «Обит» направлена на этот рынок, то ее можно только приветствовать», - заявил он.
По оценкам iKS-Consulting, рынок аренды каналов и транзита IP-трафика в 2007 году составил $750 млн., ежегодно он растет примерно на 30%. Крупнейшие арендодатели - «Ростелеком» (40% рынка), «Транстелеком» (33%) и «Синтерра» (17%). В перспективе рынок наземного магистрального доступа будет стремительно видоизменятся засчет развития операторами собственных сетей. Например, «Комстар-ОТС» до 2011 года планирует создать собственную инфраструктуру в пяти федеральных округах и готов потратить на создание магистралей в 2008-2009 годах $20 млн.
По словам пресс-секретаря «Синтерры» Екатерины Андреевой, сейчас услуги аренды каналов становятся все более востребованными. Основными заказчиками являются операторы связи, крупные «сетевые» компании, национальные корпорации, входящие в список ТОР 1000 Forbes, и государственные структуры. «Филиалы таких структур чаще всего бывают во всех более-менее крупных населенных пунктах страны. Поэтому, создавая телекоммуникационную инфраструктуру для себя, они предпочитают получить полный набор услуг связи из одних рук (так называемый принцип «одного окна»)», - рассказала она.
Екатерина Андреева считает, что много игроков федерального масштаба на этом рынке быть не может в силу времени и инвестиций, которых потребует создание магистральной сети общероссийского масштаба. В этом плане «Обит» пока находится только «на старте». Однако опыт других игроков, например, RETN, показывает, что развитие на этом рынке может происходить довольно быстро. Некогда RETN также начинала свой бизнес с того, что предоставляла каналы, в свою очередь арендованные у «магистралов», а потом выкупила часть инфраструктуры, отметил генеральный директор консалтинговой компании iPipl Дмитрий Петров.
Магистральщики сейчас нацелены на массовый рынок, а это не может не отразиться на качестве работы на межоператорском рынке, и потому рынок аренды каналов они, скорее всего, упустят, считает Петров. «Это даст серьезный толчок перетоку части малых и средних операторов с услуг IP-транзита от крупных магистралов к альтернативным компаниям. Деполитизированные альтернативные операторы с хорошей связностью и клиентооринетированным подходом имеют на этом рынке большие перспективы», - резюмировал он.