Google проникает в Россию изнутри
Google будет предустанавливать свое ПО на компьютеры российской компании «Аквариус». За счет клиентов «Аквариуса» поисковик намерен увеличить число своих пользователей в России. Эффективность партнерства эксперты оценивают по-разному.
Компания «Аквариус» объявила о подписании первого в России прямого OEM-соглашения с Google. Согласно его условиям, на ПК и ноутбуки «Аквариус» с июня 2008 г. будет предустанавливаться пакет программ и сервисных услуг от Google. Речь идет о панели инструментов Google Toolbar, поисковике по жесткому диску и интернету Google Desktop и программе Picasa, предназначенной для размещения и редактирования фотографий и видео.
По словам технического директора «Аквариуса» Евгения Чечеткина, соглашение о сотрудничестве с Google имеет интересные перспективы.
«Для Google любая „предустановка" увеличивает вероятность использования их онлайн-сервисов, - говорит CNews Глеб Мишин, глава российского представительства Acer. - Не секрет, что в таком случае Google за это платит. Для „Аквариуса" - это дополнительный источник доходов».
Сумму, которую Google заплатит «Аквариусу» за предустановку своего ПО, в компаниях не называют. По словам Дмитрия Дахновского, генерального директора Tekama, в США цена подобной сделки - $3-5 за один компьютер. В России, по его мнению, эта сумма несколько ниже. Эдуард Воронецкий, генеральный директор «К-Системс», также говорит, что интернет-компании платят за такое соглашение около нескольких долларов за ПК.
«Аквариус» не входит в число крупнейших производителей российского рынка ПК - в 2007 г. его доля, по оценкам эксперта IT Research Дмитрия Шульгина, составила 2,4%. Компания смогла продать 160 тыс. ПК и несколько тысяч ноутбуков. В 1 квартале 2008 г. «Аквариус» выпустил 27,5 тыс. компьютеров, что несколько меньше аналогичного показателя 2007 г. Компьютеры компании поставляются в корпоративный сегмент.
Российский Google нашел новый способ привлечь аудиторию к своим продуктам
Такие маркетинговые акции, по мнению Алексея Басова, генерального директора компании «Бегун», подтверждают отсутствие у Google гигантомании: «он готов бороться за объемы с помощью совместных проектов различного масштаба». Данный шаг вряд ли можно назвать прорывом - скорее, это своеобразный ответ «Яндексу», интегрировавшему свою панель инструментов в браузер Mozilla, считает Басов.
Дмитрий Дахновский и Эдуард Воронецкий, напротив, уверены, что данная инициатива - очень эффективный инструмент для привлечения пользователей. «Если „Аквариус" продаст 100 тыс. компьютеров, то Google получит 100 тыс. новых пользователей», - говорит Дахновский.
Компания «К-Системс» уже неоднократно заключала подобные соглашения с «Рамблером» и «Яндексом», рассказал CNews Эдуард Воронецкий. Последний контракт с «Яндексом», по его словам, закончился только что, и теперь «К-Системс» будет выбирать очередного партнера по принципу - «кто больше предложит». У Acer существовало аналогичное соглашение с Yahoo, говорит Мишин.
Доля Google на российском рынке разными экспертами оценивается по-разному. По данным Comscore за февраль 2008 г. (самым свежим из объявленных), американский поисковик занимал 31,2%. LiveInternet считал тогда его долю на уровне 29,4%. В июне, по данным LiveInternet, Google подрос до 32,8%. Доля «Яндекса» с февраля по июнь сохранилась на 44,1%.
«Google, в целом, делает верные шаги, что и подтверждает рост его объемов на рынке», говорит Алексей Басов. Напомним, Россия стала, в некотором смысле, исключительной страной для американского интернет-гиганта. Здесь ему впервые в мире пришлось запустить масштабную рекламную кампанию сначала в интернете, а затем и на улицах Москвы.
|