Варламову 24 года, Горбачеву - 30 лет. Оба москвичи и архитекторы. Оба начинали как фрилансеры. «Встретились по работе и в 2002 г. решили создать компанию. Уже тогда специалисты были нарасхват и думали, что нет смысла создавать компанию, когда к тебе и так очередь. А мы понимали, что рано или поздно халява закончится и лучше заморочиться с компанией сейчас, чтобы потом стать лидерами рынка», - рассказывает Варламов.
На старте партнеры вложили в бизнес свои компьютеры и скинулись на регистрацию компании (10 000 руб.). «Сперва компания называлась "Д.В.А. в кубе", но название подходило только для России, поэтому в 2006 г. мы переименовались в iCube», - объясняет Горбачев. «Сначала у нас даже не было офиса. Знакомые из проектного института выделили нам часть комнаты, а мы за это выполняли их заказы», - вспоминает Варламов. «Войти на рынок было не сложно, у нас была клиентура, заказчики передавали информацию о нас друг другу. Как и во многих сферах бизнеса в нашей стране, сарафанное радио пока лучшая реклама», - говорит Горбачев.
И на космос тоже
В 2002 г. оборот iCube составил около $50 000, а самым крупным заказом на тот момент был проект по визуализации зданий жилого комплекса «Алые паруса» от ГК «Дон-строй». Сейчас оборот iCube - около $3 млн, год назад компания переехала в новый офис площадью 500 кв. м, который арендует на территории центра современного искусства «Винзавод». Среди клиентов iCube архитектурные мастерские, проектные институты, строительные компании, агентства недвижимости. «В 2005 г. компания "Д.В.А. в кубе" выступила главным исполнителем работ по подготовке паспортов объектов "Москва-2012", а именно взяла на себя изготовление и обработку 3D-моделей, визуализацию и верстку. Ни на одном этапе не было допущено сбоев или срыва сроков работ», - комментирует заместитель исполнительного директора заявочного комитета «Москва-2012» Дмитрий Сватковский. «Мы всегда шли на сроки заказчика. Когда "Дон-строй" просил выполнить заказ за два дня, все отказывались, а мы вкалывали ночами и выполняли. Заработали репутацию и конкурентное преимущество», - улыбается Горбачев.
Визуализация востребована не только на земле, но и в космосе. «РКК "Энергия" работает с компанией iCube уже несколько лет. Они изготовили цикл трехмерных компьютерных роликов о работе космонавтов в открытом космосе. Работы были выполнены на высоком профессиональном уровне», - отмечает летчик-космонавт, Герой России, начальник отдела внекорабельной деятельности «Энергии» Александр Полещук.
Кадровый вопрос
Сейчас в iCube почти 50 человек. «Кадры - одна из главных наших проблем, - вздыхает Горбачев. - Как раньше не было специалистов, так их нет и сейчас». «Профессия востребована на рынке, в нее приходят молодые самоучки из провинции. С ними сложно работать: когда ребята 18-20 лет начинают получать по $3000, то чувствуют, что жизнь удалась, могут неожиданно позвонить и сказать, что на работу не выйдут, потому что где-то им предложили на $100 больше», - сетует Варламов. «Специалистов приходится растить самим», - подтверждает руководитель отдела компьютерной графики компании «Aрт 3Д-графикс» Илья Никитин. «Поработав в студии, человек или уходит работать к организующим собственные студии заказчикам, или в свободное плавание», - добавляет коммерческий директор дизайн-студии «Авшаре» Алексей Захаров.
«На рынке появляются профи хорошего уровня, которые демпингуют и отбивают заказчиков у крупных студий», - комментирует генеральный директор iCube Константин Абатуров. «Быть фрилансером на этом рынке выгоднее, - считает архитектор и 3D-визуализатор Дмитрий Светлов, который ищет заказы через собственный сайт и раздает их таким же, как он, фрилансерам. - Студию открывать я не собираюсь, потому что в 3D-визуализации не бывает крупных заказов». «Если речь идет о крупных презентационных роликах, то в одиночку их придется делать полгода», - не соглашается Захаров. «Мы делаем проекты, которые фрилансер выполнить не может, и наоборот», - отмечает Варламов.
Среди других сложностей рынка - «неадекватность заказчиков». «Как правило, заказчик не знает, чего хочет, и не подозревает, сколько это может стоить. Доводы о дорогом оборудовании и лицензионном софте принимаются редко. Приходится их воспитывать», - говорит Никитин.
Маньяк в виде бонуса
«Мы не берем заказы стоимостью меньше 10 000 евро, - объясняет Варламов. - В среднем статичная 3D-визуализация стоит около 5000 евро за картинку, ролики - 10 000 евро за 1 минуту. В каждый наш проект мы вставляем смешные фрагменты: человека, держащего за хвост кошку, или крадущегося маньяка, или военный блокпост посреди оживленного города. Они мелкие, и заказчик их, как правило, не замечает, зато ведущему проект сотруднику работать веселее. Это ноу-хау против рутины предложил наш арт-директор и лучший визуализатор студии Павел Яроцкий».
«Иногда одновременно мы ведем по 10-15 заказов. Крупными считаются заказы на анимационный ролик, показывающий процесс строительства жилого комплекса или торгового центра, с подлетом камеры через половину города и прогулкой по нему. Словом, полная презентация объекта», - добавляет Горбачев.
«Продвижение проектов недвижимости начинается на стадии строительства, когда для производства рекламных модулей и роликов невозможно использовать реальные фотографии. На этом этапе без 3D-визуализации не обойтись», - комментирует руководитель отдела маркетинга компании Knight Frank (консалтинговые и агентские услуги в области недвижимости) Ольга Козлитина. «У всех 3D-cтудий своя специализация, - говорит Никитин. - Мы стараемся не отбирать друг у друга рынок». «Мы выполняем заказы для всей России и даже для США и Европы, - рассказывает Варламов. - И если раньше студия занималась только архитектурной визуализацией, то сейчас у нас рекламно-девелоперское агентство полного цикла. А три года назад мы учредили премию Russian Architectural Rendering Award в области архитектурной визуализации с бюджетом $100 000. Поощряем талантливых самоучек и заодно решаем кадровый вопрос».