Второе дыхание фиксированной связи
Яркая примета фиксированной связи-2008 - обострение конкуренции. Привлечь нового клиента, удержать старого, перетянуть чужого - все средства хороши. Фактор цены отступает на второй план, главное - лояльность пользователя, взращенная на почве качества и пакетирования услуг. Сформировать эффективную систему взаимоотношений с абонентом оказывается не менее важно, чем построить сеть.
Диспозиция рынка предопределила и ход конференции газеты "Ведомости" "Фиксированная связь. Тенденции и перспективы": пленарное заседание было посвящено государственной стратегии в области фиксированной связи, за круглым столом обсуждались вопросы обострения конкуренции, а на двух сессионных заседаниях - бизнес-модели и выгоды, которые несет с собой ШПД.
Основные тенденции рынка фиксированной связи
Рынком движут широкополосный доступ (это наряду с рынком платного ТВ самый быстрорастущий сегмент российских телекоммуникаций - 40% в год) и активная региональная экспансия (приближение к пороговому уровню проникновения в Москве - 70% к концу 2008 г.).
Цифровой разрыв сокращается пока медленно: проникновение ШПД в Москве от 40 до 50%, в регионах - от 4 до 9%, в крупных городах - 15-20%.
Усиливаются процессы консолидации бизнеса: объединяются производители услуг связи и контент-провайдеры.
Растет число операторов дальней связи.
Диверсификация бизнеса операторов идет в направлении triple и double play - увеличиваеться сегмент комплексных услуг "Интернет+ТВ".
Конкуренция за абонента переходит из сферы цены в область пакетирования услуг и качества.
Трафик сотовых операторов в голосовых услугах все существеннее.
Среднемесячный доход на абонента неуклонно падает и к концу 2008 г. может достичь критичксуих $15 (по другим источникам: $18).
Рынок фиксированной связи растет за счет услуг с добавленной стоимостью. Все больше внимания (и средств) операторы уделяют контенту.
Конкуренция: а она есть?
Теоретически условия для ее развития на рынке фиксированной связи есть: лицензии на услуги дальней связи сегодня имеют шесть операторов. Значит, должны быть предпосылки для роста числа участников потребительского сектора рынка дальней связи?
Все условия для либерализации, для равноправия, считает директор департамента продуктов и маркетинга "Ростелекома" Р. Левочка, созданы. Однако заметных изменений пока не произошло.
Реальную выгоду от демонополизации, выразил общее мнение И. Заболотный, и.о. гендиректора "Межрегионального ТранзитТелекома", получили только корпоративные клиенты: тарифы снизились на 75%, но рост качества не очень заметен. Дальнейшее увеличение количества игроков не ведет к кардинальным ценовым изменениям для конечных абонентов, инертность которых преодолевается с большим трудом. Hot-choice пока работает только в шести субъектах РФ.
Рынок магистральных каналов де-факто остается монопольным, утверждает Е. Москалев (МТС), его делят между собой два оператора: "Ростелеком" и "Транстелеком".
Широкая полоса возможностей
Сессию под таким названием ее модератор Ю. Припачкин, председатель совета директоров ГК "АКАДО", анонсировал как самую интересную. С этим трудно не согласиться, хотя сразу же возникает желание поиграть словами: полоса возможностей под прессом госрегулирования легко превращается в полосу препятствий.
Существующие правила лицензирования вещательной деятельности (не более двух лицензий на ТВ-канал) не позволяют операторам сетей многопрограммного ТВ осуществлять свою деятельность, не нарушая при этом законодательство РФ.
Принятые в конце 2006 г. Правила оказания услуг в целях телерадиовещания содержат целый ряд положений, противоречащих Гражданскому кодексу РФ и не описывают всего многообразия отношений, возникающих между вещателями и операторами связи.
Правила осуществления авторских отчислений операторами кабельного телевидения серьезно противоречат содержанию бизнеса операторов как мультисервисных провайдеров.
Установленная ставка авторских отчислений не может применяться в условиях, когда большую часть выручки мультисервисный оператор получает от видов деятельности, никак не связанных с использованием авторских прав.
Отсутствие четких законодательных норм, адекватных реалиям сегодняшнего дня, заметно сужает возможности пользователей получить сервисы, которые несет с собой "широкая полоса".
Тема госрегулирования задела всех.
Недискриминационный контроль должен быть не только по отношению к альтернативному оператору, доказывает бывший монополист, но и к существенному: рынок очень трудоемкий.
Не надо ничего регулировать: Интернет растет, потому что его никто не регулирует, убежден крупный региональный оператор.
Сотовый оператор жалуется: мы зарегулированы вашими тарифами. Требования к построению сетей и маршрутизации трафика создают дополнительный уровень присоединения, что ведет к росту затрат на транзит трафика между абонентами операторов сотовой связи и операторов местной телефонной связи. Организация прямых присоединений позволит повысить качество предоставляемых абонентам услуг и снизить абонентские тарифы.
Это все для того, чтобы спасать сети зоновых операторов, понастроенные МРК, убежден генеральный директор "ЭР-Телеком" А. Семериков.
Без регулирования тарифов для конечного пользователя не обойтись: этот вопрос имеет социальную окраску, напоминает Г. Жигульская, начальник управления по регулированию деятельности естественных монополий в области связи, Федеральная служба по тарифам. Да и жесткого регулирования, кроме как на максимальном уровне, нет, то же самое с взаиморасчетами. Более того, пока не в полной мере обеспечены прозрачность расчетов и недискриминационный доступ на рынке операторов связи…
А выгодно ли регулятору, чтобы из-за снижения тарифов падали доходы операторов? Здесь социальная задача входит в противоречие с экономической: рынок-то должен расти, и он регулирует эффективнее.
Межоператорские взаимоотношения
Дисбаланс взаиморасчетов присоединяемого и зонового оператора через несколько точек зонового присоединения составляет 40%. Доступ к линейно-кабельной канализации малому оператору затруднен. Отключать его постановлением правительства № 666 запрещено, однако в начале мая "Комстар" "временно приостановил доступ" в свою сеть оператору из Мытищ ("всего-то"16 тыс. абонентов). Политика поддержки малых и средних операторов в области тарифов необходима, считает гендиректор Ассоциации операторов телефонной связи В.Г. Зайцев: из-за экономической дискриминации их число неумолимо сокращается.
Постановление 666 внесло определенные изменения: цены на услуги присоединения снижены более чем в два раза, исключена плата за обслуживание средств связи, расчеты идут только за трафик, что позволяет операторам вкладывать средства в развитие инфраструктуры. Однако нередки случаи, когда существенный оператор навязывает присоединяемому невыгодные условия договоров, завышает тарифы, отказывает в доступе к линейно-кабельной канализации. В 2007 г. Федеральная антимонопольная служба, по словам зам. начальника управления по контролю и надзору в области связи Д. Рутенберга, рассмотрела 586 заявлений, возбудила 294 дела о нарушениях в межоператорских взаимоотношениях, выдала 81 предписание, в 68 случаях нарушения были устранены в добровольном порядке. Более всего повторных нарушений у ЮТК.
Необходимы более гибкие механизмы межоператорских взаимоотношений - чтобы существенный оператор не мог взимать платежи за дополнительные услуги и расчеты шли в обе стороны, чтобы услуги присоединения стали публичными. Надо переходить от регулирования тарифов к регулированию межоператорских взаимоотношений.
Способ активизации бизнеса малых и средних компаний предлагает "Синтерра", получившая не так давно лицензию на дальнюю связь и заинтересованная в роуминге. Компания упирает на то, что крупным игрокам нецелесообразно перестраивать отлаженный бизнес под мелкие задачи, а это означает возможность заполнения нишевого сегмента новыми игроками из сегмента SME. Для снижения порога вхождения в новый бизнес и служат программы "Региональные мини-сети WiMAX" и "40х40", в рамках которых региональные операторы получат инженерную инфраструктуру для развития услуг и приложений на тех же технологических условиях, что и в Москве, но с меньшими затратами на рабочую силу, электроэнергию, услуги. Децентрализация ресурсов, которые вынужденно размещались в Москве, сделает их более доступными для потребителя. "Дешевый доступ к хорошему контенту может поднять уровень народонаселения", - позволил себе пошутить гендиректор компании В. Слизень: когда бы еще Интернет пришел в село Подстепки в Самарской губернии, если бы не мини-сети WiMAX от "Синтерры"!
Ссылки по теме:
|