Для зарегистрированных пользователей |
|
Эксперты положительно оценивают планы властей по передаче госпакетов ряда российских авиакомпаний в госкорпорацию "Ростехнологии"
Эксперты в целом положительно оценивают планы властей по передаче госпакетов акций ряда российских авиакомпаний, в том числе альянса AirUnion, госкорпорации "Ростехнологии" и возможности в ее рамках авиационного холдинга. Аналитики, опрошенные корреспондентом ИА "РосФинКом". 12 марта, считают, что в этом случае имеющие финансовые проблемы авиаперевозчики поправят свои дела после вхождения в госкорпорацию, а на рынке будут созданы условия для развития конкуренции.
Напомним, 12 марта глава Росимущества Валерий Назаров заявил, что считает возможным передачу госкорпорации "Ростехнологии" госпакетов акций авиакомпаний "Сибирь" (25,5%), ГТК "Россия" и "Владивосток авиа" (52,2%). По его словам, проекты документов о взносе государства в уставный капитал, один из вариантов которых предполагает передачу госпакетов этих авиакомпаний "Ростехнологиям", сейчас находятся на согласовании в ведомствах. В итоге "Ростехнологиям" могут достаться крупнейшие авиационные активы ранее Минтранс внес в правительство проекты распоряжений о передаче "Ростехнологиям" госдолей в авиакомпаниях авиаальянса AirUnion, пишет газета "Ведомости".
Между тем, аналитик инвестиционной компании "БрокерКредитСервис" Михаил Сайно считает, что эти планы властей нельзя оценивать однозначно. "В западных странах действительно более эффективными являются частные авиаперевозчики. Но принимая во внимание специфическую финансовую ситуацию в компаниях, которые должны войти в AirUnion, этот шаг может оказаться не таким уж плохим, по крайней мере, с точки зрения финансового рынка", - отметил он.
Дело в том, что "в процессе создания авиаальянса проявились некоторые противоречия, которые последнее время выглядели даже неразрешимыми". С одной стороны, миноритарные акционеры, которые не согласны с оценкой Росимущества активов AirUnion, не стали голосовать за создание холдинга. А с другой, Росимущество не соглашалось с иной оценкой активов альянса, пояснил Михаил Сайно.
Он считает, что передача госдолей авиаальянса "Ростехнологиям" может быть выходом из тупиковой ситуации. Аналитик обратил внимание на то, что у самих миноритариев возникает все меньше возражений против подобных планов. Он напомнил, что по сведениям СМИ, даже совладелец основного актива AirUnion - компании "КрасЭйр" - Борис Абрамович не против вхождения альянса в "Ростехнологии" и получения государством его контрольного пакета.
Михаил Сайно подчеркнул, что в этом случае ускоряется создание авиахолдинга. Вхождение в госкорпорацию должно положительно повлиять на финансовую устойчивость и платежеспособность авиакомпаний, которые в нее войдут. Как известно, в последнее время у "КрасЭйр" возникла проблема неплатежей за поставки самолетов, топлива и т.д. По мнению аналитика, "Ростехнологии" в дальнейшем не допустят, чтобы какая-либо дочерняя структура бросила тень на репутацию не только AirUnion, но и на саму корпорацию.
В свою очередь, аналитик финансовой корпорации "Открытие" Кирилл Таченников полагает, что если госкорпорация будет вмешиваться в довольно эффективный менеджмент авиакомпании "Сибирь", то, безусловно, будет происходить замедление темпов ее роста. Что касается AirUnion, то он убежден, что и без того авиаальянс, переживающий время реструктуризации, потерял из-за этого достаточно много в своем развитии.
Для ГТК "Россия" и "Владивосток авиа" вхождение в холдинг, который может образоваться на базе "Ростехнологий", "будет только плюсом", поскольку объединенная компания получит значительный парк воздушных судов и обширную маршрутную сеть, сказал Кирилл Точенников.
Это может благоприятно сказаться и на развитии конкуренции на внутреннем рынке авиаперевозок. По мнению аналитика, ОАО "Аэрофлот" также можно считать госкорпорацией, поскольку более 50% акций принадлежит государству. Поэтому лоббистские возможности у этой компании достаточно высоки, отметил он. Если на рынке появится еще одна серьезная авиакомпания с государственным капиталом, то часть этих возможностей будет "оттянуто" на ее сторону. В итоге "Аэрофлоту", возможно, придется поделиться своими доходами, в том числе от "транссибирских" поступлений, с конкурентами, подчеркнул аналитик "ФК "Открытие".
Кроме того, включение авиахолдинга в "Ростехнологии" в какой-то степени будет сдерживать приход иностранных компаний на российский рынок. Это даст российским авиакомпаниям достаточно времени для развития и обновления авиапарка, что необходимо перед усилением конкуренции со стороны иностранных перевозчиков.
Справка ИА "РосФинКом":
Государственная корпорация "Ростехнологии" образована в соответствии с федеральным законом, который был подписан президентом РФ 24 ноября 2007 г. Целью деятельности госкорпорации определено содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс. В госкорпорацию "Ростехнологии" включены кроме "Рособоронэкспорта", "Оборонпром" (управляющая компания практически всей отечественной вертолетостроительной отраслью), субхолдинг "Оборонительные системы" (производство средств ПВО и сложных радиоэлектронных комплексов), лизинговая компания "Оборонпромлизинг", "АВТОВАЗ", корпорация "ВСМПО-Ависма".
Альянс AirUnion объединяет пять авиакомпаний. Авиакомпания "Домодедовские авиалинии" является одним из крупнейших авиаперевозчиков России. Базируется в аэропорту Домодедово и осуществляет регулярные рейсы из Москвы в регионы России и страны ближнего и дальнего зарубежья. Авиакомпания "Красноярские авиалинии" - базовая компания альянса - занимает четвертую позицию в рейтинге российских авиаперевозчиков и признана одной из самых безопасных в России. Авиакомпания "Омскавиа" работает на рынке авиаперевозок более десяти лет и является единственной базовой авиакомпанией Омска. Входит в 20 ведущих российских авиакомпаний по объемам пассажирских перевозок. Авиакомпания "Самара" - крупнейшее авиапредприятие Приволжского федерального округа. Выполняет регулярные рейсы более чем в 30 городов России, Европы и Азии. Авиакомпания "Сибавиатранс" занимает лидирующую позицию на рынке региональных перевозок Красноярского края и выполняет рейсы из Красноярска, Норильска, Новосибирска во многие, в том числе труднодоступные, регионы. В 2007 г. самолеты AirUnion перевезли около пяти млн. пассажиров. Выручка в 2006 г. составила 23,4 млрд. руб., что на 24% больше, чем в 2005 г. Парк альянса насчитывает более 100 судов, среди них - 14 Boeing-737, Boeing-757 и Boeing-767.
РосФинКом
|