Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Как поднять российский венчур

Юрий Аммосов

На прошедшей 17-18 октября в Санкт-Петербурге III Всероссийской венчурной выставке-ярмарке одним из наиболее популярных мероприятий был "круглый стол" на тему "Коммерциализация российских технологий без участия венчурного капитала". Участники шутили, что в текущих условиях актуальнее темы не придумаешь. Тем не менее, хотя представителей как зарубежных, так и отечественных венчурных фондов на ярмарке можно было пересчитать по пальцам, проблема преодоления нехватки венчурных инвестиций витала в воздухе.

Самый интересный аспект обсуждения заключался в том, что оно затронуло не столько инфраструктурные проблемы, сколько поиск новых стратегий, призванных подтолкнуть инвестиции в российский технологический бизнес.

Обсуждение российских реалий и возможностей в сочетании с глубоким и всесторонним рассмотрением опыта ряда других стран как на подиуме, так и в кулуарах, за два дня сформировало в кругах участников если не ясный план работ, то, по крайней мере, отчетливо обрисованную дорожную карту с возможными опциями выбора.

Сокрушительная израильская "инициатива"

Вопрос о том, следует ли государству помогать венчурному процессу деньгами, и если стоит, то как, сопровождался активным обсуждением зарубежного опыта большого количества стран. Инвестиционные программы, применявшиеся ранее, делятся на две крупные категории: государственные инвестиции напрямую в компании и государственные инвестиции в частные фонды.

И те и другие программы активно использовались во многих странах, а некоторые страны сочетали оба подхода. Так, на ярмарке детально обсуждалась действующая в Финляндии программа SITRA, которую на выставке представил вице-президент фонда Norum Илкка Линнакко (г-н Линнакко является ее советником). SITRA - гибридная программа. В ее рамках сосуществуют как прямое финансирование старт-апов, так и вложения средств в региональные фонды поддержки технологических предприятий. SITRA финансирует компании не по грантовому принципу, а обычным венчурным способом - в обмен на долю акций, от 15 до 40%, и на суммы от 200 тыс. до 2 млн евро. Сейчас в портфеле SITRA около семидесяти компаний и участие в шести региональных фондах, обслуживающих в основном местные университеты Финляндии. SITRA имеет статус независимого государственного фонда под эгидой парламента и управляется именно как фонд, а не как правительственное агентство.

Американскую схему господдержки финансирования малого технологического бизнеса - SBIR (Small Business Innovation Research) представил основатель компании Sievers Instruments профессор Михаил Плам. В рамках SBIR различные ведомства американского правительства безвозмездно финансируют начальные фазы коммерческих наукоемких разработок в своих областях. Финансирование может обеспечивать средствами до трех фаз роста и достигать 1 млн долларов. По словам профессора Плама, выгода системы раздачи грантов для начинающих научных предпринимателей в том, что впоследствии эти деньги сторицей возвращаются налогами (компания г-на Плама, активно участвовавшая в программе SBIR, за восемь лет вернула правительству США 7,1 млн долларов только в налогах с заработной платы, получив грантов всего на 1 млн). Научные заведения также выигрывают за счет того, что имеют свою долю в компаниях, новые правительственные ассигнования, исследовательские заказы от подросших фирм, возглавляемых бывшими аспирантами. Словом, публичному сектору США эта система интересна не меньше, чем частному.

Второй тип программ представляет израильская Yozma, которая упоминалась участниками, пожалуй, чаще всего. Yozma (на иврите это значит "инициатива") была введена в действие ровно десять лет назад, в конце 1992-го. К 1991 году в Израиле действовали только два венчурных фонда - Athena Venture Partners и Veritas Venture Partners. Несмотря на относительно небольшой для того времени объем средств в распоряжении фондов (менее 50 млн долларов), количество технологических фирм в Израиле выросло с 1985-го по 1992 год втрое, в результате стали ощущаться как нехватка капитала, так и недостаток связей израильского технологического бизнеса с технологическим бизнесом США и слабость ряда направлений работы, в первую очередь маркетинга. Yozma была создана под руководством Министерства промышленности и торговли Израиля в лице Главного научного управления (ГНУ). Для оперативного управления Yozma были назначены профессиональные венчурные финансисты с опытом работы в технологической промышленности, которые подчинялись совету директоров, составленному из представителей государства, и имели полномочия действовать на основании устава. Руководителем проекта был назначен Игал Эрлих, ранее руководитель ГНУ и главный ученый министерства промышленности и торговли.

Идея Yozma состояла в следующем. Фонд программы был использован для капитализации десяти других венчурных фондов, каждый с капиталом 20 млн долларов. К фондам предъявлялись такие требования: наличие одного израильского партнера и одного американского или европейского партнера с именем и стажем. Зарубежные партнеры были обязаны обучать израильских коллег методике и принципам инвестирования, развития компаний и ведения дел фонда. В обмен фонд получал 8 млн долларов из фондов Yozma (остальные 12 млн партнеры должны были представить совместно), которые в случае провала фонда они не обязаны были возвращать. А в случае успеха партнеры могли выкупить долю государства за те же деньги плюс символическая процентная ставка (7% от прибыли на эту долю) - таким образом, более 90% дохода доставалось частным участникам программы.

Yozma имела сокрушительный успех. В течение года все десять фондов с зарубежными партнерами были сформированы (общие чистые инвестиции в них составили 256 млн долларов, из которых 80 млн было профинансировано Yozma). В дальнейшем капитал дочерних фондов Yozma возрос до 2,9 млрд долларов за счет привлечения новых инвесторов и успешных продаж портфельных компаний, а восемь из десяти фондов были выкуплены частными соучредителями. Временное использование государственных средств Израиля привело к привлечению только в виде прямого каталитического эффекта почти 5 млрд долларов инвестиций (в пятьдесят раз больше временно отвлеченной правительством суммы) и косвенно - до 7 млрд долларов в течение 1993-2000 годов. Число технологических компаний в стране превысило четыре тысячи. Израиль был успешно включен в мировой технологический бизнес.

Вспоминая то время, руководитель Израильской венчурной ассоциации Этан Хиллман, тогда президент биотехнологической фирмы, сказал в беседе с "Экспертом": "Yozma создала необходимый уровень доверия у зарубежных венчурных капиталистов, которые вкладывали свои деньги в Израиль. Она разделила с ними риск, но не плоды инвестиций. Израиль дал венчурным капиталистам финансовый рычаг в обмен на возможность проникнуть на международный рынок венчурного капитала. Венчурные капиталисты пришли и научили нас делать бизнес, это и было нашей главной целью. Программа даже не стала предметом споров: с того момента, как она была задумана, в ее успехе никто не сомневался".

Некоторые страны применяли другие виды фондовых схем. Президент Global Venture Investors Association Кен Хагерти, также присутствовавший на мероприятии, сравнивал примеры Сингапура и Кореи. "Сингапур, - сказал нам г-н Хагерти, - в лице SEDB (Singapore Economic Development Board) начиная с середины восьмидесятых годов вкладывался в венчурные фонды Силиконовой долины. Причем эти фонды не вкладывали деньги в Сингапур, они инвестировали в Силиконовой долине. Но благодаря этим зарубежным инвестициям сингапурские власти обзавелись прочными связями и полтора десятилетия спустя смогли привлечь американских венчурных капиталистов в Сингапур". Длительность срока, необходимая для построения репутации, г-на Хагерти не смущает: "...венчурный капитал вообще дело долгое и требует терпения".

Еще один приведенный г-ном Хагерти пример касался Кореи. Не так давно Корейский технологический банк и Корейский банк развития сформировали технологический "фонд фондов" и вложили его средства в американские венчурные фонды - правда, менее солидные, чем Сингапур. Дальше события стали развиваться по сингапурской модели; впрочем, времени с момента начала корейской программы прошло еще немного.

Файлы для загрузки:


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 30.10.2002  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100