Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

"Электронную Россию" отключили от бюджета информатизации России

ИГОРЬ Ъ-ПИЧУГИН, МАРИЯ Ъ-ПРАВДИНА

Без результата

Сегодня завершается выставка "Инфоком-2002", одно из профессиональных мероприятий в области связи и информатизации, проводимых под патронажем Минсвязи РФ. Целый павильон московского Экспоцентра на Красной Пресне посвящен ожидаемым от программы "Электронная Россия" результатам в области информатизации страны. Ожидаемым, поскольку реальных достижений никто из госзаказчиков программы продемонстрировать не смог, хотя программа находится в промышленной эксплуатации уже десять месяцев.

Более того, замминистра экономического развития Андрей Шаронов заявил на "Инфоком-2002", что сроки реализации ряда проектов в рамках программы "Электронная Россия" могут быть отодвинуты из-за недостатка финансирования. Недостаток обеспечили депутаты: в ходе доработки проекта федерального бюджета на 2003 год предложенная правительством сумма финансирования работ по "Электронной России" была сокращена более чем в шесть раз - с 7,6 млрд руб. до 1,23 млрд. "Электронный" секвестр был зафиксирован во втором чтении бюджета в Госдуме. По словам зампреда думского комитета по информационной политике Александра Шубина, депутаты не пожелали выделять запланированную сумму под "недетализированные разработки".

Причины такого положения дел называются разные: слишком поздно была утверждена сама программа (в январе 2002 года вместо осени 2001-го), ведомства долго не могли согласовать бюджеты, регулярно возникали организационные проблемы с подготовкой технических заданий на конкурсы и разногласия между ведомствами, назначенными кураторами программы (чиновники говорят, что Минсвязи и Минэкономразвития слишком много конкурировали между собой). Кроме того, к реализации программы не были привлечены регионы, хотя разработчики "Электронной России" обещали плотно работать с местными администрациями (см. рубрику "Прямая речь" на этой странице).

Но самая главная проблема "Электронной России" - в отсутствии реальной заинтересованности федерального центра в создании действенной структуры управления программой. Существующая модель госуправления, основанная на функциональном разделении обязанностей между ведомствами, не в состоянии обеспечить координацию проектов, затрагивающих интересы разных структур. По мнению главы российского представительства Oracle Бориса Щербакова, государство выступает в роли не единого, а фрагментарного заказчика ИТ-услуг в лице отдельных ведомств: "Переписывают военнослужащих или пенсионеров, но задачу управления информацией в государственном масштабе так не решить: как и при автоматизации предприятия, к проблеме государственного ИТ-обеспечения нужен комплексный подход. Но пока я не вижу заказчика для построения единой информационной системы". А директор центра компетенции по электронному правительству при американской торговой палате Владимир Дрожжинов дает еще более краткую характеристику ситуации: "Кто в лес, кто по дрова". Как следствие, и без того скромные ресурсы, выделенные на программу, используются неэффективно.
Без хозяина

Накануне второго чтения бюджета в Думе премьер Михаил Касьянов попытался исправить ситуацию, утвердив положение о создании специальной межведомственной комиссии по управлению "Электронной Россией", которую возглавят министр связи Леонид Рейман и министр экономического развития Герман Греф. Но не помогло. Год для "Электронной России" фактически будет потерян. Впрочем, может, оно и к лучшему: во-первых, меньше денег будет потрачено впустую, а во-вторых, чиновники и участники программы хотя и получили гораздо меньше, чем просили, но все-таки вдвое больше, чем в этом году.

Межведомственная комиссия по координации ФЦП "Электронная Россия" (МВК) не оставляет впечатления эффективного органа управления. Персоны, вошедшие в МВК, руководители ранга министров и их замов настолько загружены своими основными обязанностями, что вряд ли у них найдется достаточно времени, чтобы принимать участие в стратегическом руководстве программой, не говоря уже о разрешении текущих межведомственных разногласий. Один из кураторов "Электронной России" заявил корреспонденту Ъ, что практической пользы от МВК никто и не ждет: "Есть небольшая надежда, что хоть драк будет меньше". С момента создания, 8 октября, МВК ни разу не собиралась.

Многие чиновники и участники ИТ-рынка полагают, что вопросами увязки государственных ИТ-систем и координацией работ по "Электронной России" должно заниматься отдельное ведомство. "Без глобальной постановки задачи ничего не получится,- уверен замминистра по налогам и сборам Михаил Мишустин.- Для разработки ИТ-систем нам нужна целевая функция, не столько внутриведомственная, сколько общегосударственная, сформулированная в виде политической доктрины. Постановка задачи должна быть сделана на уровне правительства, премьера, и координацию тоже необходимо вести на высшем уровне". "В любой корпорации,- развивает этот тезис руководитель отдела по связям с научно-исследовательскими организациями Microsoft Reseach Игорь Агамирзян,- в том числе в корпорации 'Россия', должна быть должность главного по информатизации - Chief Information Office (CIO). Это должна быть очень высокопоставленная фигура, наделенная полномочиями влиять на ведомства. В США, например, есть советник президента по ИТ, выполняющий функции министра без портфеля, в Великобритании - посланник в ранге министра. Необходимо, чтобы и у нас появился такой человек, облеченный полномочиями и имеющий влияние на главу государства".
Без денег, но с моральной поддержкой

Государственные пиарщики "Электронной России" смогли уже многих убедить в необходимости использования ИТ в системе госуправления. Не поддались на рекламу пока только высшие руководители страны: главного CIO в России нет. И вялотекущая "Электронная Россия" в ее нынешнем виде не производит должного впечатления на правительство: хотя премьер Михаил Касьянов оставил программу в числе пяти приоритетных федеральных программ, реального хозяина у нее не появилось.

По этой причине программа "Электронная Россия" может оказаться фальстартом, после которого, как после кризиса 1998 года, страна будет долго приходить в себя. "Электронный секвестр" и плохая организация могут надолго отбить охоту вкладываться в ИТ и заморозить даже уже начатые в этом году проекты. Впрочем, многие региональные начинания в сфере информатизации госуправления проводились без оглядки на "Электронную Россию". И можно предположить, что наиболее стойкие из тех субъектов федерации, которые сделали ставку на информатизацию, продолжат ею заниматься и не будут тиражировать федеральный "электронный секвестр" на свои региональные ИТ-бюджеты. Проблема в том, что старые проблемы - отсутствие единых стандартов, избыточные расходы на поддержание разнородных систем - никуда не денутся. И государственный CIO, если таковой все-таки появится в России, получит, как любят выражаться айтишники, "ИТ-зоопарк" - набор разнокалиберных систем, требующих интеграции.

И конечно, большое значение имеет моральная поддержка. "Иногда даже не столь важна денежная помощь, сколько правильно сформулированные задачи, убеждение в выгодности и необходимости реализации тех или иных проектов,- говорит председатель комитета по информатизации администрации Ижевска Александр Зензинов.- Когда руководители, депутаты осознают необходимость решения каких-либо задач, деньги, как правило, находятся". Кураторы "Электронной России" уже говорят о том, что сделают все возможное, чтобы в бюджете программы на 2004 год были компенсированы все потери 2003 года.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 25.10.2002  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100