Светлое электронное будущее
В конце прошлого года Федеральное агентство по информационным технологиям (Росинформтехнологии) в рамках ФЦП «Электронная Россия» объявило конкурс в интересах Мининформсвязи России на выполнение научно-исследовательской работы, связанной с реализацией «Концепции региональной информатизации» (принята в августе 2006 года). Цель конкурса - разработать ряд конкретных решений и мероприятий по реализации этой концепции. Победителем конкурса стал Институт развития информационного общества. О том, что это означает для информационного развития России, мы беседуем с председателем совета директоров ИРИО, кандидатом физико-математических наук, академиком Российской инженерной академии Юрием Хохловым.
- Юрий Евгеньевич, что из себя представляет программа действий, которую вы в итоге разработали?
- Мы сосредоточили усилия на нескольких ключевых документах. Нам нужен был подробный анализ ситуации в регионах с точки зрения их информатизации. Мы подготовили национальный аналитический доклад «Анализ состояния, развития и использования информационно-коммуникационных технологий в регионах России». Это очень объемный документ, в котором представлены результаты обследования положения дел более чем по сотне показателей.
Второе, что нужно было сделать, - разработать программу действий для каждого региона. Светлое электронное будущее у всех одинаковое, но путь к нему у каждого региона - свой. Нужно было дать каждому региону возможность правильно спроектировать свою траекторию движения к информационному обществу.
Мы проанализировали большое количество региональных программ информатизации. Могу сказать, что все они выглядят достаточно неудовлетворительно с точки зрения современных требований к подобного рода документам.
- Даже программа «Электронная Москва»?
- Даже она. Программа делалась в 2001 году и, естественно, уже устарела. Кроме того, многие программные мероприятия не реализованы полностью до сих пор. Существенная часть этих мероприятий не была даже начата. По моим оценкам, только 40-50 процентов тех мероприятий, которые планировались в «Электронной Москве», были запущены и реализованы в полном объеме.
В общем, было понятно, что нужно делать некую модельную, типовую программу, которую потом можно адаптировать к потребностям регионов. Мы сделали такую программу. Было ее публичное обсуждение, она была направлена во все субъекты Федерации и в ключевые федеральные министерства и ведомства. Все ее согласовали. Конечно, в результате программа стала результатом компромисса. Но в целом, я могу сказать, получился очень полезный инструмент, который будет использован в каждом регионе.
- Какой статус имеет разработанная вами типовая программа?
- Рекомендательный. В то же время программа утверждена постановлением правительства РФ. Правительство рекомендует региональным органам местной исполнительной власти использовать эту модельную программу для разработки своих собственных программ. Но, хочу подчеркнуть, эта программа - документ, который очень долго ждали.
Дело в том, что еще одним продуктом проведенного нашим институтом НИОКРа стала архитектура типовых решений для создания электронного правительства. Кроме того, еще два продукта было подготовлено: организационно-методическая поддержка деятельности Совета по региональной информатизации при Мининформсвязи России, а также был проведен конкурс регионов на реализацию эталонной программы типовых решений для электронного правительства. На участие в нем было подано больше ста заявок; отобраны 18 пилотных регионов, в которых будут до конца 2008 года внедряться типовые решения.
- То есть финансирование придет в регионы, если они будут опираться в разработке своих программ информатизации на тот типовой документ, который вы разработали?
- Совершенно верно. В том конкурсе, о котором мы с вами говорили выше, было несколько критериев участия. Первое - наличие в регионе программы использования ИКТ (пока мы не говорим о качестве этих программ). Второе - наличие специального органа в структуре исполнительной власти, который занимается развитием и использованием ИКТ. Третье - опыт реализации аналогичных проектов.
После этого было принято решение об объявлении федеральных конкурсов на разработку типового решения - «коробка» плюс ее обеспечение (методическое, нормативное, лингвистическое и т.д.), которое будет передаваться в эти же регионы-победители; там это решение будет дорабатываться и превращаться в реальную информационную систему в рамках региональных конкурсов. Таких типовых решений несколько десятков, и они составляют как бы мозаику электронного правительства региона.
Все, что разрабатывается в виде «коробки», становится собственностью государства и передается всем регионам бесплатно. А вот доработка, адаптация, обучение персонала, создание, разворачивание инфраструктуры - это задачи самого региона.
Здесь я бы хотел подчеркнуть, что разработанная Институтом развития информационного общества типовая программа - это не программа развития только электронного правительства. Это программа электронного развития региона в целом: и электронное правительство, и электронное образование, и электронное здравоохранение, и электронная культура? Причем под этим понимается, скажем, не только управление культурой, но и использование ИКТ в сфере культуры: для представительства в сети музеев, библиотек, театров, парков, памятников недвижимости, предоставления онлайновых услуг.
- Какие временные ориентиры установлены для осуществления этого проекта?
- Весь горизонт планирования, и нашей типовой программы, о которой мы с вами говорим, и концепции информатизации, и ФЦП «Электронная Россия», ограничен 2010 годом. Все усилия сейчас должны быть направлены на то, чтобы доработать и синхронизировать региональные программы.
- В итоге можно будет адекватно сравнивать все восемьдесят с лишним регионов?
- Мы к этому и стремились. Но и сами регионы теперь легко могут просчитать, какие ресурсы нужны для обеспечения поставленных целей в сфере использования ИКТ для социально-экономического развития.
- Кстати, а какова экономическая цена этой программы?
- Международная и отечественная практика регионов-лидеров в сфере информационного развития показывает: если вы хотите достаточно успешно развивать ИКТ, то вы должны тратить на это, примерно, 1,5-2 процента бюджета региона (или организации). Если этот показатель гораздо ниже, то не рассчитывайте, что проекты в области использования ИКТ принесут вам какие-то дивиденды. Считайте, что это потерянные деньги. Если вы видите, что отстали в развитии и использовании информационной инфраструктуры, хотите наверстать упущенное, тогда вы должны превысить этот показатель еще на 1,5-2 процента.
В Москве, например, этот показатель сейчас 1,5 процента городского бюджета. В то же время в Московской области законом прописано, что как минимум 0,2-2,5 процента от бюджета области ежегодно направляется в сферу ИКТ. Это важно, поскольку часто бывает так, что деньги на развитие ИКТ «размазаны» в бюджете по разным статьям, их как бы не видят. Когда в столице в 2003 году запускали программу «Электронная Москва» и Юрию Михайловичу Лужкову доложили, что на эту программу в год нужно потратить 3,6 млрд. руб., он не поверил. Откуда, мол, так много, вы не ошиблись?! Но эксперты подтвердили: в городе на ИКТ столько денег и тратиться, просто нужно было эти ресурсы консолидировать и в явном виде этими деньгами управлять.
- Итак, типовая программа принята, утверждена. Следующий шаг?
- До конца года будет разработана система мониторинга программ, существующих в регионах. В итоге Министерство информационных технологий и связи РФ даст соответствующие рекомендации по тому, как эти программы нужно модернизировать для того, чтобы синхронизировать их с «Электронной Россией». Параллельно будут запущены несколько конкурсов по разработке новых типовых решений. Одновременно должна сформироваться система мониторинга развития и использования ИКТ в российских регионах, которая должна стать важным инструментом обратной связи целенаправленного информационного развития - глобальной цели, сформулированной в только что принятой Стратегии развития информационного общества в России. Но это - тема для другого серьезного разговора.
|