Вначале августа количество зарегистрированных интернет-адресов (доменов) в зоне .RU перевалило за 950 тыс. С учетом летнего спада интенсивности регистраций (1,5 тыс заявок ежедневно против 2 тыс в остальное время) специалисты крупнейшего российского регистратора, компании RU-CENTER, прогнозируют прохождение миллионного рубежа в конце первой декады сентября.
Согласно данным Cnews, 500-тысячный рубеж был преодолен в апреле 2006 года, а темпы роста зоны .RU таковы, что к двухмиллионному рубежу она подойдет к следующей осени (по оптимистической оценке) или, в крайнем случае, к концу 2008 года. Примерно половина доменов в зоне .RU принадлежит физическим лицам, вторая половина - организациям.
Миллион зарегистрированных доменов в зоне .RU - достаточно высокий показатель в мировом масштабе. Пока таких национальных «двухбуквенных» зон всего 7: первое место занимает домен Германии .DE (11 млн), далее по убывающей идут Великобритания (.UK) и Китай (.CN) (по 6 млн), домен Евросоюза (.EU), Нидерланды (.NL), Италия (.IT) и США (в последних, как известно, национальный домен .US используется относительно редко). В соревновании за право стать восьмой страной-миллионником с Россией конкурируют Канада (.CA) и Дания (.DK).
Абсолютный рекорд же принадлежит не национальному, а коммерческому «трехбуквенному» домену .COM, где зарегистрировано около 72 миллионов интернет-адресов.
Вначале был .SU
Официально Рунет возник 7 апреля 1994 года - именно с этого момента в международной базе национальных доменов, поддерживаемой Уполномоченной организацией по распределению нумерации в сети Интернет (IANA), содержится соответствующая запись. Любопытно, что украинский домен .UA был делегирован 1 декабря 1992 г., то есть на полтора года раньше домена .RU. Но реально российский сектор Интернета возник значительно раньше - 19 сентября 1990 г., когда был зарегистрирован домен .SU (от Soviet Union). Первым администратором советского домена стала созданная на базе Курчатовского института Ассоциация пользователей UNIX (SUUG - Soviet UNIX User’s Group), а первым российским сайтом - страничка отделения математики РАН ipsun.ac.msc.su (сегодня - www.ras.ru).
С доменом .SU связаны некоторые скандалы - одновременно с открытием .RU его официально прикрыли, однако уже зарегистрированные сайты продолжали функционировать. Дело в том, что, согласно правилам организации ICANN, ведающей распределением доменных зон, не могут функционировать домены, принадлежащие несуществующим территориальным образованиям (аналогичная история произошла с югославским доменом .YU). В ICANN долго и терпеливо ждали, пока активность в зоне .SU сойдет на нет, но так и не дождались - наоборот, 15 декабря 2002 года «союзный» домен был снова открыт для регистрации - сначала, правда, только для владельцев товарных знаков. В июне 2003 года Фондом развития Интернета, на который сейчас возложены функции администратора домена .SU, было объявлено о начале открытой регистрации опять, после десятилетнего перерыва, и за два дня было зарегистрировано больше доменов, чем за предыдущие полгода.
В конце 2006-го в ICANN был снова поставлен вопрос о «незаконных» доменах, но .SU и .YU удалось отстоять как раритетные, и, вероятно, это окончательное решение (а вот, например, британский .GB, видимо, будет закрыт - слишком вяло выступали его защитники). Но «союзный» домен, видимо, так и останется историческим памятником - число регистраций в нем (чуть более 5 тыс) несравнимо с миллионником .RU.
А как туда попасть?
Зарегистрировать домен в зоне .RU проще простого, для этого следует обратиться в одну из уполномоченных организаций-регистраторов. Первоначально это был Российский НИИ Развития общественных сетей (РосНИИРОС), полномочия которому были делегированы в 1993 году на общей конференции существовавших тогда российских провайдеров интернет-доступа. В 2000 году в связи с тем, что количество доменных имен начало стремительно расти, Координационной группой домена .RU было принято решение о распределении полномочий.
Сейчас РосНИИРОС осуществляет только общее руководство, а всего действует 12 компаний-регистраторов (крупнейшие из них - Центрохост, RU-Center, Регтайм и R01). Они же могут осуществлять регистрацию и в доменных зонах общего пользования (.COM, .NET, .BIZ, .ORG, .INFO и пр.).
Реально пользователю, особенно частному лицу, не требуется обращаться к регистратору непосредственно - все провайдеры, предоставляющие услуги по размещению сайтов (т.н. хостингу), с удовольствием это сделают за вас и практически не возьмут за это лишней платы. Стоимость регистрации и годовой поддержки домена в зоне .RU колеблется в пределах 18-22 у.е., причем плату за поддержку нужно вносить ежегодно (в этом отличие .RU от других национальных зон и зон общего пользования, где домен можно оплатить, как правило, на несколько лет вперед). В зонах общего пользования регистрация, как правило, несколько дешевле. Ждать долго не придется - зарегистрированный домен в зоне .RU обретет работоспособность примерно в течение суток.
Подчеркнем, что независимо от способа регистрации домен будет принадлежать лично вам (или вашей компании) - посредник в лице провайдера тут ничего не значит и лишь облегчает вам процедуру, позволяя не вникать в некоторые технические подробности. Любой домен в любой момент может быть перенесен к другому провайдеру.
Существование буквенных имен доменов в интернете поддерживается т.н. серверами доменных имен (сокращенно DNS). Первичные (иначе - корневые) серверы, в которых собирается вся информация о существующих доменных именах, расположены в основном на территории США (10 штук из 13), поэтому часто приходится слышать мнение, что США запросто может в любой момент «прикрыть Интернет». Но из восьми вторичных серверов доменных имен, поддерживающих непосредственно зону .RU, пять находится на территории России (и остальные тоже поблизости - в Европе), так что «патриоты» могут спать спокойно.
Отметим, что домен .RU - открытый, то есть его может зарегистрировать житель или компания из любой страны мира (стран, где регистрация доменов доступна только резидентам, довольно много - из европейских это, например, Ирландия, Швеция, Эстония, а также Евросоюз в целом). Впрочем, российский сектор по понятным причинам (языковым хотя бы) в мировом масштабе не популярен - в Рунете только 3% доменов принадлежит нерезидентам, но и они используются для ресурсов, ориентированных на российский рынок. Любопытно, что в начальный период существования Рунета (вплоть до 2000 года) хорошим тоном считалось иметь сайт на одном из «импортных» доменов общего пользования (или в зонах экзотических государств вроде островов Тонга с доменом .TO), но позднее ситуация переломилась в пользу национальной зоны - в домене .COM нашими согражданами зарегистрировано всего около 13% от числа доменов в зоне .RU.
А кто этим пользуется?
По данным «Левада-центра» (подтверждаемым и другими источниками), выход в Интернет сейчас имеют приблизительно 21% россиян. Причем, что примечательно, количество пользователей, имеющих доступ к Всемирной паутине только из дома (10% опрошенных), больше, чем тех, кто пользуется Интернетом только на работе (7%). Еще 4% могут выходить в Сеть и из дома, и с работы.
Растет и влияние Сети: данные фонда «Общественное мнение» свидетельствуют, что популярность Интернета как источника информации в целом по стране сравнялась с такими традиционными медиа, как областное и местное радио (согласно опросам, из Интернета узнают новости около 9% россиян). Разумеется, неравномерность по регионам крайне велика: практически все пользователи Интернета - жители крупных городов, а около 6% опрошенных в исследовании «Левада-центра» вообще не имеют представления о существовании Сети.
Как известно, руководство страны обещает подключить к Сети 75% россиян к 2015 году, но тотальная цифра еще ничего не значит. И московский житель, круглосуточно «сидящий» на высокоскоростном соединении за 400 руб. в месяц, и белгородский, который платит от 9 до 20 руб. в час за не слишком надежное и медленное телефонное соединение, одинаково войдут в эту статистику. Разница в месячной оплате доступа только в крупных городах - областных центрах, по сравнению с Москвой и Питером - примерно в пять-десять раз (при сравнимых скоростях), причем некоторых услуг в провинции не предлагается вовсе (таких как, к примеру, интернет-телевидение или безлимитный доступ) или они имеют запредельные цены.
Тем не менее российские темпы роста опережают общемировые: согласно данным исследовательской компании Jupiter Research, количество пользователей Сети во всем мире увеличится всего на 6% за пятилетку - с 1,1 млрд в 2006 г. (16% от всего населения Земли) до 1,5 млрд к 2011 г. (22%).
От стоимости и доступности услуги зависит цель пребывания и способы использования Сети - не рискуя сильно ошибиться, можно предположить, что провинциальный житель, платящий 20 рублей в час за телефонный доступ, не будет тратить их на ежедневную болтовню в чатах и просмотр любительских видеороликов в RuTube (последнее при телефонном соединении, скорее всего, вообще будет недоступно). Модный ныне Web 2.0* - развлечение для обладателей широкополосного доступа, что в сегодняшней России есть прерогатива в основном жителей Москвы и Питера.
Отчаиваться, впрочем, не стоит: если Госсвязьнадзор не подведет, то к тому же 2015 году в России уже вовсю будут функционировать беспроводные сети WiMAX, которые могут заменить кабельные и телефонные каналы (через WiMAX можно одновременно осуществлять телевещание и связь всех разновидностей, причем без проводов).
По мере развития WiMAX, особенно прогнозируемого в таких странах, как Россия, где новым сетям не придется конкурировать с традиционными в силу их неразвитости, а кое-где и полного отсутствия, конкуренция среди производителей оборудования будет увеличиваться, а стоимость его - падать.
А что они там делают?
Глобальная статистика, как мировая, так и российская, увы, неумолимо свидетельствует, что Интернет используют в основном отнюдь не для повышения уровня собственного образования: самой посещаемой категорией сайтов остаются «Развлечения» (примерно 16% всех посещений в Рунете, согласно рейтингу Rambler Top100). Сюда входят как многочисленные «знакомства» (стабильно лидирующие среди прочих «развлечений» - кстати, вы заметили, что проституток на московских трассах заметно поубавилось? Так они все в Интернет переехали), так и музыкальные и видеосайты, сборники анекдотов, фотосайты, игры и прочее.
На стабильном втором месте в целом - СМИ и новостные порталы. Примерный их рейтинг (он колеблется в зависимости от системы учета) таков: на уверенном первом месте сайт РБК (rbc.ru) с 200-250 тыс посетителей в сутки, затем с примерно двукратным отставанием по числу посетителей сайты Lenta.ru, Утро.ру, «КП», Газета.ру, КМ.ру, REGNUM и др. «Население» Рунета довольно активно интересуется иностранными ресурсами: сайт ИноСМИ.ру (с переводами статей из ведущих изданий мира) с примерно 40 тыс ежедневных посетителей стабильно находится на первой странице рейтинга во всех системах.
Среди отдельных сайтов конкуренция такова: если верить Rambler Top100, посещаемость РБК несколько отстает от самого посещаемого сайта знакомств «Знакомства@Mail.Ru» (до 300 тыс посетителей в сутки) и находится примерно на уровне известного «погодного» сайта Gismeteo.ru (те же 220-250 тыс). Согласно рейтингу Liveinternet.ru, на уровне РБК находится также сайт-агрегатор новостей RedTram (ru.redtram.com), представляющий новости с многих русскоязычных источников в единой ленте («Знакомства@Mail.Ru» в рейтинге Liveinternet не представлены).
Если исключить знакомства и новости, то первыми по популярности будут различные сервисы (поиск, электронная почта и пр.), а также товары и услуги. Покупать в интернет-магазинах российское население предпочитает товары, с которыми все ясно по названию: в первую очередь диски, а также компьютерную (и вообще электронную) технику и комплектующие. Тем более, техника, купленная через Интернет, обычно обходится дешевле.
Другое дело книги - покупка с учетом доставки на дом или по почте наложенным платежом обойдется в среднем раза в два дороже, чем в обычном магазине. А стоимость театральных билетов при покупке через Интернет может возрастать и пятикратно - таковы особенности российского бизнеса в этой сфере.
Что же касается других товаров - мебели, сантехники, инструмента (или, к примеру, такой услуги, как заказ гостиниц или туров), то в этой области россияне используют Интернет в основном как огромный справочник-каталог-прайс-лист. И это очень удобно: вы заранее узнаете все о выбранном товаре, сравниваете его с другими, находите ближайшие к дому точки, где его можно купить сразу и недорого.
В мировом масштабе
Конечно, российские сайты значительно отстают по посещаемости от мировых лидеров, список которых возглавляет портал Microsoft (MSN.com), а за второе и третье места непрерывно сражаются Google и Yahoo!. Месячная аудитория каждого из этих гигантов колеблется у «отметки» в полмиллиарда человек (против 45 миллионов у самого посещаемого российского сервиса Mail.ru). И распределение по разновидностям сайтов в мировом масштабе различается - после сервисов знакомств, поиска информации и бесплатной почты четвертое место занимает онлайновый аукцион
e-Bay, затем новости от Time Warner Network, а шестое место - опять у торгового сайта, всемирно известного Amazon. Так что общий перекос в сторону торговли на Западе больше ощущается, чем в России.
...и об одном перспективном сайте Рунета
Наибольшим успехом в рамках модной концепции «Web 2.0», как ни странно, пользуются самые простые идеи - один из самых известных и посещаемых сайтов этой направленности, YouTube, имеющий порядка 50 миллионов пользователей, есть просто сервис для выкладывания на всеобщее обозрение видеороликов собственного изготовления.
Таков и «Одноклассники.ру» - что может быть проще идеи поиска в Сети одноклассников и сокурсников? Объединенный в одном месте и снабженный некоторыми модными атрибутами (например, возможностью создания и ведения своего блога), сервис стал быстро расти, и число его пользователей уже составляет более трех миллионов (см. ниже)…
* Все проекты, которые можно отнести к Web 2.0, функционируют силами всего сообщества пользователей. Например, LiveJournal и YouTube.