Для зарегистрированных пользователей |
|
ИТ-аутсорсинг глазами IBM
В Москве прошла встреча заместителя генерального директора IBM Global Services в России Сергея Яскевича с представителями прессы, посвященная актуальным проблемам развития ИТ-аутсорсинга
Сергей Яскевич: "Корпорация ждет от нас больших проектов, инвестиции в которые могут принести ощутимые результаты" |
в стране. Его цель состояла в том, чтобы рассказать о подходах и деятельности компании в этой сравнительно новой для российских предпринимателей сфере услуг и поделиться опытом работы в ней.
Для IBM ИТ-аутсорсинг - стратегическое направление, которое компания разрабатывает с начала 90-х годов и где является сегодня мировым лидером. В 2004 г. вклад сервисных услуг в общий оборот (96 млрд. долл.) составил почти половину (46 млрд. долл.), причем 20 млрд. из этой суммы приходится на аутсорсинг. С приобретением в 2002 г. консалтингового подразделения аудиторской группы PricewaterhouseCoopers корпорация усилила свое направление бизнес-консалтинга и расширила компетенцию в сфере аутсорсинга бизнес-процессов. В настоящее время деятельность IBM Global Consulting разделена на две части: бизнес-консалтинг и ИТ-сервис (включая аутсорсинг).
Мировая практика этого вида деятельности, суть которой заключается в передаче сторонней организации непрофильных и обременительных для компании функций, начиналась с поддержки ИТ-инфраструктуры, а со временем распространилась и на обслуживаемые ею прикладные задачи и бизнес-процессы. Выделяя эти три уровня поддержки (ИТ-инфраструктура, приложения, бизнеспроцессы), IBM предлагает разные формы ИТ-аутсорсинга. Основная - стратегическая, когда речь идет об аутсорсинге того или иного уровня в масштабах предприятия, - предполагает установление партнерства между заказчиком и аутсорсером на основании долгосрочного соглашения. Когда на обслуживание передаются отдельные элементы ИТ-инфраструктуры (например, рабочие места пользователей, телекоммуникационные каналы) или бизнес-приложения в масштабе отдела, такие формы обслуживания IBM относит к разряду аутсорсинга одной частной функции или хостинга (в случае приложений). В последнее время в мире появился еще один уровень ИТ-аусорсинга, связанный с трансформацией бизнеса. Он применяется при внедрении новых или модернизации устаревших бизнес-процессов, а также при открытии нового направления. В большинстве сделок по ИТ-аутсорсингу персонал, занимавшийся обслуживанием соответствующего ИТ-компонента, переходит из числа сотрудников компании-заказчика в штат аутсорсера. (Например, после заключения контракта по аутсорсингу 900 сотрудников Deutsche Bank были переведены в IBM.) Эта сложившаяся в мире практика позволяет предприятию экономить средства на содержание и обучение ИТ-персонала и повышает уровень технического обслуживания ИТ-инфраструктуры.
В экономически развитых государствах ИТ-аутсорсинг получил широкое распространение - в первую очередь среди финансовых учреждений (банки, страховые компании), где требования к ИТ особенно высоки, а также в сфере производства. Исследование, проведенное весной 2004 г. компанией Knowledge Systems and Research в шести странах Европы и Америки, а также в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, показало, что 44% крупных фирм (с годовым оборотом свыше 500 млн. долл.) пользуются двумя и более уровнями ИТ-аутсорсинга, из них 37% являются клиентами IBM. Среди фигурантов списка Fortune 500 эти показатели - соответственно 54 и 39%.
В России тематика ИТ-аутсорсинга, которую IBM развивает с 2003 г., по мнению Сергея Яскевича переходит от стадии теоретических обсуждений и просветительских семинаров в практическую плоскость. Однако для многих российских компаний понятие ИТ-аутсорсинга остается размытым. Зачастую под ним подразумевают то, что в IBM называют управлением парком ПК (Desk Top Management). Стратегический ИТ-аутсорсинг не получил полноценного развития. Большинство предприятий не в состоянии оценить затраты на содержание компонентов ИТ (аппаратно-программной ИТ-инфраструктуры, ИТ-персонала, приложений) - показатель, который служит отправной точкой для составления контракта и определения стоимости услуг ИТ-аутсорсинга. В таких случаях IBM предлагает за дополнительную плату провести соответствующее исследование и определить текущий (годовой) расход на ИТ-структуру, согласовав его с заказчиком, после чего можно заключать долгосрочный контракт, где устанавливаемая IBM цена на ИТ-аутсорсинг, как правило, бывает на 25-30% ниже той, что была определена в ходе предварительного исследования. Подобная методика, как отметил г-н Яскевич, хорошо работает на западных предприятиях с устоявшейся ИТ-инфраструктурой. В большинстве же российских компаний ИТ-инфраструктуры нет, и создание ее в качестве первого этапа проекта потребует немалых средств. Стратегический аутсорсинг предполагает долгосрочное сотрудничество. Заказчику при заключении такого контракта важно иметь грамотных юристов и менеджеров по постановке задач. Ведь от того, как описан каталог услуг и гарантии их предоставления, зависит стоимость контракта, и упущения со стороны потребителя могут стоить ему дополнительных затрат. Для помощи в составлении такого документа IBM предоставляет образцы типовых контрактов.
Наиболее готовыми к тому, чтобы отдать ряд вспомогательных функций (например, расчет заработной платы сотрудников) внешнему исполнителю, в России Сергей Яскевич считает банки. Именно в этой сфере уже в следующем году, на его взгляд, будут заключены первые контракты. "Все ждут прецедента: кто первым решится на ИТ-аутсорсинг и объявит об этом". Отсутствие успешного опыта тормозит переход к новой модели ведения бизнеса. Но не это главное. На развитие ИТ-аутсорсинга в стране влияют такие факторы, как информационная закрытость компаний, "двойная" бухгалтерия, отсутствие провайдеров нужной квалификации и финансовых моделей расчета эффективности, несовершенство законодательной базы, менталитет и пр. И все же в IBM уверены, что интерес к ИТ-аутсорсингу у нас растет и первые контракты не за горами. Сегодня же корпорация обслуживает российское отделение фирмы Nokia, с которым заключен глобальный контракт на предоставление серверов и компьютеров. Компания Nestle также является ее клиентом - для нее здесь ведутся работы по поддержке складской системы. Procter&Gamble передала IBM на исполнение бизнес-процессы кадрового администрирования.
Своими конкурентами среди других западных компаний на российском рынке ИТ-аутсорсинга IBM считает HP и Siemens. Что касается отечественных интеграторов, то, по мнению г-на Яскевича, ни один из них не может пока обеспечить стратегический ИТ-аутсорсинг, для которого требуются значительные начальные инвестиции.
|