Для зарегистрированных пользователей |
|
ИТ-Куршевель
В России 2007-й объявлен годом Китая. Германия же назвала его годом России и представила ее как страну-партнера на крупнейшей европейской телекоммуникационной выставке в Ганновере. Вот только нашим компаниям партнерский статус России на CeBIT 2007 помог несильно. Большинство из них на фоне европейских и азиатских конкурентов смотрелись бледно.
На церемонии открытия CeBIT 2007 - главной европейской выставки в области телекоммуникаций и информационных технологий - демонстрировался ролик про Россию, в котором обыгрывалось тождество написания английского слова "это"- it - и аббревиатуры IT (информационные технологии). По замыслу сценариста, ролик должен был изменить стереотипы восприятия России как страны медведей, вечной зимы и водки. Искушенным европейцам демонстрация показалась слишком примитивной. "Это было, как деревянная ветчина, - слишком очевидная игра слов. Неизящно и некрасиво, - критично высказался специалист по маркетингу Кристоф Фишер из немецкой компании KUERT. - Я не против русских, но им еще предстоит многому учиться, чтобы выглядеть на уровне".
Matreshka Way
Российские министерства выделили дотации компаниям на размещение стендов. Между тем было не совсем ясно, что именно делает большинство российских компаний на выставке. Например, представитель MTT Татьяна Иванова не смогла объяснить с экономической точки зрения необходимость пребывания в Ганновере ее компании. Единственное достижение, о котором она упомянула, - подписание соглашения об установлении межсетевого взаимодействия с British Telecom. Но стенд для этого точно не нужен. Хотя нельзя не отметить, что качество российских "совместных" стендов выросло. Это уже не те серые коробки с безликими надписями, которые можно было лицезреть еще два года назад. Русских народных песен уже не звучало, как бывало ранее, когда выставлялась компания МТС. Однако без национального колорита не обошлось. Падких на бесплатные сувениры посетителей российские стенды, разбросанные по всей выставке, завлекали с помощью Matreshka Way. Идея состояла в том, чтобы, собрав по нескольким стендам матрешек разного размера, в результате получить многослойную игрушку. Надо сказать, что 12-й павильон, в котором размещалась основная российская экспозиция (именно там раздавали самых микроскопических матрешек), находится на противоположном конце от центрального входа выставки. Не всякая "птица" способна преодолеть столь извилистый и долгий маршрут. Поэтому матрешки-завлекалочки были нужны как воздух. То тут, то там на улице стояли стенды с описанием акции. Интересно, что дизайнеры, нарисовавшие "матрешкин путь", те павильоны, в которых не было ни одного российского стенда, закрасили бледно-серым и не проставили номера. Это мешало быстро сориентироваться. Кстати говоря, на некоторых стендах матрешки закончились уже в первый день.
Компания Virtusphere, производящая "шары" для виртуальной реальности (благодаря которым ландшафты игры можно не только наблюдать в шлеме, но и "ходить" по ним), искала на стенде образования России инвесторов. Один из создателей этого устройства Рэй Латыпов сообщил, что ему "нужно $5,5 млн, чтобы начать серийное производство, заказов полно". Выставка принесла ему несколько контактов с потенциальными партнерами. По словам Латыпова, он нанимает студентов для создания программной части своего устройства. Но все равно неясно, почему частный предприниматель, живущий в США, показывает свою разработку на стенде образования России. Доктор наук, профессор Института системного программирования Александр Петренко на этом же стенде рассказывал о запуске следующего этапа программы сотрудничества между Германией и Россией - Framework 7. За 20 месяцев около 200 российских ИТ-специалистов должны будут подготовить 15 предложений, в которые захотели бы вложить деньги немецкие компании. Однако Петренко не выглядел оптимистично, по его словам, только одна из ста идей, родившихся в русских умах, получает финансирование от европейцев. Это чуть ли не самый плохой показатель в мире. Но проект открытый, и любой ИТ-"кулибин" из глубинки может в нем поучаствовать.
Вообще, российская экспозиция в 12-м павильоне смотрелась как не слишком успешная попытка произвести впечатление на посетителей. Выступления российских спикеров слушали максимум 5 - 6 человек, и то большей частью это были уставшие люди, нашедшие место, где можно комфортно "приземлиться" и отдохнуть. Ажиотажа заинтересованных специалистов не наблюдалось. Да и кому нужна информация, например, об уральских или северо-западных операторах? Многие европейцы вообще не представляют себе, где находятся эти регионы. В результате по стенду бродили в основном соотечественники. "Может быть, у нас место такое, - сокрушалась Татьяна Иванова. - Народ ходит, но в основном наши". Правда, мимоходом забежала на русский стенд Ангела Меркель, поддержав традицию. Канцлеры Германии каждый год бывают на CeBIT, посетить стенды страны-партнера было вполне логично. Меркель порадовалась, что и в России наконец-то морякам будут выдавать биометрические паспорта. И пожала руку Денису Некозу, главному архитектору компании "ГазИнтех", принимавшему участие в создании системы биометрического контроля. "Жаль, не успел меня сфотографировать коллега, - посокрушался Денис Некоз. - Вообще, на выставке "Инфоком" было даже тяжелее, чем здесь. Там то Зюганов, то Медведев, то Рейман могли прийти, а здесь выше Меркель только Путин. Но он, говорят, не приедет, можно расслабиться". Владимир Владимирович действительно не приехал.
Со своими самоварами
Однако многие, кто приехал, шансом приобщится к 12-му павильону за счет казны не воспользовались. Артемий Лебедев ютился на трех квадратных метрах. Впервые за десять лет существования своего бизнеса он решил выставляться. Для него CeBIT 2007 - это не столько возможность показать себя и завести новые контакты, сколько сменить офисную обстановку. Лебедев подчеркивал, что "не хочет быть обязанным Мининформсвязи или кому-либо еще, поэтому платит за площадь в 3 кв. м (порядка $9000) полностью из своего кармана". По его мнению, в России еще не доросли до его идей, поэтому основной бизнес компания Art.Lebedev Studio, производящая странные устройства, делает в других странах. На стенде нельзя было увидеть "вживую" его самую интересную разработку - клавиатуру с мини-дисплеями в качестве кнопок. Висел только баннер уникального гаджета. Особенность его в том, что эта клавиатура сможет работать в любой стране - жидкокристаллические кнопки способны отображать любой алфавит. Большинство посетителей стенда интересовались именно этим продуктом. А вот странная мышь в виде стрелки, а также трехкнопочный USB-"пульт" жаркого интереса не вызывали.
Гораздо теплее было на экспозиции "защитников информации". Даниел Каптсан, директор по маркетингу компании Kaspersky Lab., говорит, что площадь стенда растет год от года, но "к сожалению, быстрее, чем продажи компании, примерно на 30%". По его словам, к ним на стенд в этом году приходят уже те, кто знает, что такое антивирус Касперского. Задачи найти новых партнеров перед компанией не стоит. Главное - поддержать старые контакты, пообщаться с прессой. "У нас запланировано 100 интервью в этот раз. Очень плотный график, много телевизионщиков", - сообщил Каптсан. И это неудивительно - Наталья Касперская рассказала про "дыры" в защите свежей версии "окон", раскритиковав Windows Vista в пух и прах. В другой "антивирусной" компании Dr.Web также не рекомендуют пользоваться существующей версией Vista. Менеджер компании Валентин Федотов советует всем подождать обновлений. Кроме того, он отметил закономерность: "Все посетители нашего стенда интересуются только совместимостью продуктов Dr.Web с операционной системой Linux. Такое чувство, что после выхода Vista все стали переходить на альтернативные системы. Только один человек спросил насчет последней версии ОС от Microsoft".
Некоторые компании присутствовали на выставке незримо. Мурад Софизаде, президент компании "Айпинэт", решил не тратиться на стенд. Но без внимания мероприятие оставить не мог - слишком много существующих и потенциальных клиентов присутствовали в Ганновере. "Я на выставке второй раз, был в прошлом году. Это эффективный способ встретиться с занятыми людьми, нашими потенциальными клиентами, сделать им предложения в неформальной обстановке. Вот сегодня предварительно договорился с одной компанией о контракте. Подробности появятся в конце недели". На взгляд Бориса Нуралиева, директора компании "1С", CeBIT - это "Куршевель в области ИТ. Русских много, приезжаешь и видишь все те же лица". Нуралиев был на выставке в Ганновере десять лет назад, сейчас, на его взгляд, "здесь стало поспокойнее". Компания "1С" планирует более активно выходить на европейский рынок. И, чтобы такие попытки были успешными, по мнению Нуралиева, нужно "благоприятствование" со стороны государства. "Хотя бы НДС за экспорт возвращали бы", - сказал он. Прогуливающийся между павильонами председатель совета директоров "Евросети" Евгений Чичваркин заметил, что выставка в этом году ему показалась более "поганой", чем в прошлые годы. По его мнению, CeBIT "деградирует, люди ничего не могут. Все телефонщики уехали, зато Samsung "жжет". В новой линейке Ultra появились вещи, с которыми можно позиции на мировой арене изменить". Насчет компании Nokia Чичваркин пошутил, что это название рекламирует отсутствие автомобилей Kia. Мимоходом он рассказал о ближайших планах "Евросети" по созданию MVNO (Mobile Virtual Network Operator - виртуальный оператор мобильной связи). Еще один показатель деградации, по мнению Чичваркина, - возможность спокойно, без очередей поесть, с чем в предыдущие годы на выставке была большая проблема.
Действительно, профиль выставки меняется, она становится меньше. Даже в традиционно шумные и суматошные из-за обилия "выставочных туристов" выходные дни было спокойно. По мнению Ирины Вайссхаарт, главы московского представительства "Дойче Мессе", организатора CeBIT, эти изменения отражают тенденции отрасли. На первый план выходят системы защиты, программные разработки для бизнеса. А мобильные телефоны и прочие устройства для пользователей отходят на второй план. Кстати, Россия получила статус страны-партнера во многом благодаря силе убеждения Ирины Вайссхаарт. "Все помнят, когда Россия была страной-партнером на "Ганновер Мессе 2005". Идея относительно CeBIT появилась у меня еще до этой ярмарки. Еще в 2004 году я предлагала сделать Россию страной-партнером, но тогда решили подождать пару лет, потому что отрасль пока не созрела. После этого Минпромэнерго подхватило мысль, мы направили предложение правительству. Путин со Шредером назначили промышленную кооперацию центральной темой сотрудничества двух стран. В результате Россия стала страной-партнером на "Ганновер Мессе". В этом году наступило время и для CeBIT. Отрасль выросла, есть что показать". Ирина Вайссхаарт радуется успеху России: "Все СМИ, все европейские телеканалы и газеты сообщают о том, что Россия удивила своими технологиями". Правда, речь идет только о программных продуктах. Ничего нового в других сферах российские компании пока не предложили.
Глобализация ИТ
У программистов ожидания от развития ИТ весьма оптимистичные. Борис Нуралиев отмечает, что "сейчас ИТ-рынок растет на 20% в год, а рынок ПО - на 25%. И эти рынки будут расти еще долго. У нас ВВП 2,7% от мировых показателей, а на ИТ мы тратим 1,6% от ВВП - вдвое меньше, чем в мировой практике. Проникновение домашних компьютеров еще смешное, их количество может вырасти в 3 - 4 раза". Лео Апотекер, член правления компании SAP AG, видит в России большой потенциал. По его мнению, в будущем нас ждет тотальная "интернетизация" и "автоматизация" многих бытовых предметов, которые нас окружают. Апотекер считает, что в каждом таком устройстве будут заложены определенные программы, поэтому разработчикам ПО хватит работы еще на много лет вперед. Одной из мировых тенденций Апотекер назвал "глокализацию"- игроки мирового рынка создают подразделения внутри компании в каждой стране. Локальный офис работает с учетом специфических особенностей страны, использует потенциал местных сотрудников, но при этом остается частью большой системы. В компании рассматривают возможность открытия лаборатории в России. А также не исключено, что в отдаленном будущем разработчик предложит программные продукты и для домашних пользователей.
Игорь Данилов, технический директор компании Dr.Web и ее зачинатель, считает, что "ИТ идут к "Терминатору 4". Прогресс - это смертоубийство человека человеком, роботы очевидно в этом помогут". Свою роль он видит в защите людей от вирусов: "Мы пока защищаем людей, а терминаторов будут защищать другие терминаторы". Роль информационных технологий Данилов видит в мрачных тонах: "Про матрицу еще Стругацкие давно все написали. Государство пытается подавлять и контролировать людей, а ИТ - это лишь инструмент в его руках". Пока наши программисты повышают авторитет страны, немецкие стенды рассказывают о Web 3.0, сетях нового поколения NGN, а власти продвигают концепцию eGoverment 2.0 - проникновения инноваций в госорганы управления. Нашей стране, как показал CeBIT 2007, достучаться до таких "небес" удастся еще не скоро.
Светлана Рагимова
|