Для зарегистрированных пользователей |
|
Зачем и как публиковать научные статьи? (часть 2)
А. Островский, Д. Лайус
Начало статьи см. здесь: Зачем и как публиковать научные статьи? (часть 1)
How? - Как? Как публиковать статьи в международных журналах?
Этот вопрос, в свою очередь, состоит из нескольких вопросов:
Что публиковать? Как писать научную статью? Как оформлять научную статью? Как добиться того, чтобы твою статью опубликовали?
Что публиковать?
Это, естественно, зависит от Вашей специальности, текущей темы, а также - от Вашей начитанности/осведомлённости о положении дел в конкретной области знаний. Здесь уместно рассмотреть, от чего зависит «публикабельность» статей.
Данные. Публиковать следует только те из полученных Вами новых результатов и идей, которые были бы интересны специалистам в той же области либо сами по себе, либо в контексте уже имеющихся гипотез и теорий. Серьёзные журналы очень тщательно следят за новизной идей и данных, а также за оригинальностью и тщательностью работы. На этом построена конкуренция между самими журналами.
Идеи (оригинальные методы, гипотезы). Бывают, конечно, случаи, когда преимущества идеи или метода по сравнению с предшествующими настолько очевидны, что все говорят «Ах!» и Ваша статья проходит на «ура». Однако, гораздо чаще даже достаточно оригинальные идеи опубликовать не удается: они могут выглядеть слишком спекулятивными, и оценить их ценность для науки очень и очень непросто. Нужно очень хорошо знать литературу по Вашей теме для того, чтобы понятно изложить идею и доказать ее преимущества. Особенно трудно идеям, если они исходят от малоизвестного автора. А вот если Вы - маститый ученый, тогда та же самая идея «пройдет» гораздо проще. Здесь возможен такой прием: обсудите Вашу оригинальную идею с корифеем, и если Вам его удастся убедить, то предложите ему быть Вашим соавтором.
Деньги (объем вложенных финансов). На них можно купить оборудование для самого современного анализа или получения материала из экзотических мест. Надо сказать, что и экспедиции даже в не очень труднодоступные районы (например, находящиеся в пределах нашей необъятной Родины), тоже достаточно дорогие, Поэтому и материалы, добытые в результате интенсивных полевых работ, ценятся достаточно высоко. Во всех случаях журналы заинтересованы в опубликовании «дорогостоящих» результатов.
Объем вложенного труда. Причем, чем более квалифицированный этот труд, тем это более ценно. Отчасти эта позиция перекрывается с деньгами. Например, многолетние исследования, даже выполненные с помощью простых методов, часто имеют высокую ценность. На Западе говорят, что они «дорогие». Действительно, это довольно дорого регулярно, из месяца и месяц, из года в год, без перерывов делать одну и ту же операцию. Но зато полученные данные будут уникальными. Понятно, что далеко не всегда объем вложенного труда имеет безусловную ценность. Не имеет смысла проводить много сотен измерений, если для статистической проверки Вашей гипотезы их требуется всего тридцать. Поэтому работу необходимо очень хорошо планировать.
Ваше положение (опыт, институт). Труднее всего, если Вы начинающий исследователь из малоизвестного института или университета. Тогда редактор и рецензенты будут относиться к Вам со всей строгостью. Поэтому целесообразнее первые работы пытаться публиковать не в самых высокорейтинговых изданиях. Можно сказать, что первые публикации неизвестных авторов из малоизвестных университетов (например российские начинающие исследователи) должны быть «с запасом» - т.е. по уровню, например, по объему материала, - даже выше, чем могут быть в последующем. Интересно, что на сайте журнала «Sarsia» есть фраза о том, что «наш журнал часто выбирается русскими авторами для своих первых международных публикаций». Очевидно, редакция журнала считает, что это должно повышать интерес к журналу - скорее всего в силу сказанного выше. Дальше будет проще - не только в результате приобретения опыта, но и несколько другого отношения редактора и рецензентов. Если рецензент слишком критичен по отношению к известному автору, то у него больший риск проявить свою некомпетентность перед редактором, чем при критичности по отношению к начинающему.
Соответствие тематики Вашей работы тематике журнала. Далеко не всегда удается верно определить направление журнала исходя только из его названия или даже декларируемой тематики. Ориентируйтесь в первую очередь на то, публикуются или нет в данном журнале статьи по сходному с Вашим направлению. Необходимо также принимать во внимание взгляды главного редактора журнала (см. ниже).
Вероятность того, что Вашу работу опубликуют зависит от «суммы» всех этих компонентов, поэтому недостаток одного можно компенсировать, но необходимый минимум должен иметься. И еще - многое зависит от везения и настойчивости.
Как писать научную статью?
В Интернете несложно найти массу пособий, тщательно анализирующих процесс написания и оформления статей. Тем не менее, реальный опыт приобретается, в основном, в процессе чтения чужих статей и написания собственных.
Таксономическая статья: таковой, например, была первая публикация одного из нас. Насколько непроста процедура опознания близких видов, настолько же незамысловата процедура написания таксономической статьи, хотя мы намеренно упрощаем ситуацию. Многие молодые зоологи начинают именно с них, так как ядро в таких статьях - это описание. Логика таксономической статьи «для начинающих» проста. Сначала рассматривается вопрос о том, что известно из того или иного района земного шара, затем следует описательная часть - что нового и/или уже известного нашли и описали мы, и, в обсуждении, как расширились наши знания о фауне данного района в результате проведённого исследования. По мере накопления данных и опыта исследователя к этому может добавляться морфофункциональный, эволюционный, биогеографический и/или филогенетический анализ. Образцовой таксономической публикацией будет ревизия систематической группы, решающая вопросы об обоснованности распределения видов и родов в пределах таксонов более высокого ранга, и связи между этими таксонами.
В любой другой отрасли науки имеется своя специфика, однако алгоритм сходен. Приведем ещё два примера из собственного опыта:
Морфологическая статья: 1) обсуждается состояние проблемы - что известно о строении такого-то органа или структуры (системы, организма), 2) ставится задача - что и почему выбрали для исследования мы, 3) приводятся методы и результаты - как изучали и почему, и что было получено. На основе этого результаты. 4) обсуждаются в контексте существующих представлений об эволюции данных структур или организмов, ими обладающих. Может также обсуждаться функциональная значимость той или иной структуры, особенно если она неочевидна.
Поведенческая статья: 1) какие поведенческие реакции наблюдались другими исследователями у тех или иных организмов, 2) за чем и почему решили наблюдать мы, в природе или в лаборатории (возможен эксперимент), 3) что мы увидели (зарегистрировали), и 4) как это соотносится с известными данными. Обсуждается функциональная значимость тех или иных реакций, на какой основе они могли возникнуть, как эволюционировали и так далее.
Легко видеть, что логическая цепочка во всех трёх случаях идентична:
Введение: читатель вводится в курс дела, причём, чем выше рейтинг журнала (читай, чем на бόльшую аудиторию он рассчитан), тем менее специальным языком должна быть изложена суть вопроса. В центре исследования всегда находится некая научная проблема. Поэтому, во-первых, необходимо объяснить читателю что именно побудило Вас приступить к работе: существование нерешённого вопроса или малоизученность той или иной темы, недостоверность данных ввиду срока давности, несоответствия в данных разных авторов, появление нового перспективного материала или уникального образца, новый взгляд на имеющиеся данные, или Вы выдвинули гипотезу и решили провести собственное исследование (ревизию)? Во-вторых, нужно убедить читателя в актуальности поставленной задачи. Почему выбранная Вами проблема важна и интересна? Во вводной части обязательны ссылки на предшественников. На самом деле часто, особенно в молодости, бывает по-другому: на что-то мы натыкаемся случайно, что-то начинаем делать по принципу «это выглядит интересным, давай начнём - авось что-нибудь да получится». Впоследствии мы начинаем планировать исследование, и именно в таком, спланированном, виде Ваш материал должен быть подан в статье. Например, Вы предлагаете к рассмотрению некую гипотезу и тестируете её.
Материалы и методы: далее читателю показывают, какие объекты и почему были выбраны, и какие методы были использованы для работы с ними.
Результаты: сжатое, информативное изложение полученных данных. В этой части иногда возможно использование ссылок и коротких элементов обсуждения в виде Remarks.
Обсуждение: сравнительный анализ результатов - они могут сравниваться между собой и с результатами других исследований. Обсуждение результатов осуществляется в рамках доминирующей концепции и/или тестируемой гипотезы. Здесь же уместны, в зависимости от тематики статьи, эволюционные и филогенетические построения.
Заключение/Выводы.
Как видно из вышеизложенного - этот план во многом соответствует общепринятым правилам оформления научных статей, определяемых Инструкциями для авторов (Instructions for authors). Эти инструкции публикуются в самом начале или самом конце каждого выпуска журнала, а также на интернет-страницах журналов. Рубрикация выглядит следующим образом:
Title (полное название статьи) Author(s) (имена авторов статьи) Data on author(s) (адреса авторов) Abstract (квинтэссенция содержания статьи с упором на новые данные, основную гипотезу и основные выводы. Объем текста несколько различается для разных журналов, но обычно составляет от 150 до 250 слов (посмотреть)) Running title (укороченный вариант названия статьи, который обычно дается вверху журнальной станицы) Key words (несколько ключевых слов, которые могут быть использованы для составления Index) Content (содержание статьи, включающее дополнительную рубрикацию, если таковая имеется) последние три пункта встречаются не во всех журналах Introduction (введение) Results (результаты; в пределах этой главы могут быть подзаголовки, например, Systematics, Morphology, Remarks) Discussion (обсуждение; иногда главы Results и Discussion объединяются), Conclusions (заключение, довольно часто выделяется в отдельную главу или дается в конце Discussion). Acknowledgements (благодарности; упоминаются имена (и организации, в которых они работают) тех, кто помогал в процессе работы и написания статьи, а также названия фондов, номера и названия грантов и стипендий, благодаря которым было выполнено и опубликовано данное исследование). References (ссылки на использованную литературу, в соответствии с требованиями журнала. Правила оформления ссылок, особенно в старых журналах, трогательно хранимая реликвия-атавизм, существенно усложняющая жизнь автору и поэтому невероятно его раздражающая. В современных условиях оправдано использование библиографических баз данных, которые оформляют список литературы в соответствии с требованиями того или иного журнала). Figures, Plates and Legends (качественные иллюстрации - пронумерованные рисунки, фотографии, графики, таблицы и пояснения к ним, включающие увеличения, расшифровки аббревиированных терминов, дополнительные символы). Адекватная документация основных результатов - обязательна. Например, статья одного из авторов не была опубликована в «Biological Bulletin (Woodshole Marine Laboratory)» только потому, что в ней отсутствовали фотографии. Одних рисунков оказалось недостаточно, а необходимых условий и фототехники в нашем распоряжении не было. Поэтому статья была опубликована в «Marine Biology». Процесс подготовки иллюстраций, как правило, чрезвычайно трудоёмок. Несмотря на чуть ли не полную компьютеризованность издательского процесса, некоторые журналы не принимают компьютерные версии микрофотографий, опасаясь, что цифровая обработка имиджей может привести к фальсификации изображения.
Однако, для того, чтобы оформить статью в соответствии с требованиями журнала, нужно знать - каким требованиям следовать, то есть где публиковать статью.
Продолжение следует... Researcher@
к.б.н. А. Островский (Санкт-Петербургский государственный университет) к.б.н. Д. Лайус (Зоологический институт РАН)
|