Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Эволюция электронной собаки

Сетевая почта изменила человечество, возможно, даже на генетическом уровне

 

Электронная почта - изобретение, которое изменило всю цивилизацию.Фото Евгения Зуева (НГ-фото)


Электронная почта - изобретение, которое изменило всю цивилизацию.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

«Мне никогда не приходило в голову, что это может оказаться чем-то более значительным, чем просто удобный способ облегчить взаимодействие с другими исследователями». Рэй Томлинсон, изобретатель электронной почты, оказался на редкость скромным парнем. А ведь это именно он, сотрудник фирмы Bolt Beranek and Newman, в декабре 1971 года, то есть 35 лет назад, стал первым человеком, который послал сообщение с компьютера из одной сети на компьютер, входящий в другую сеть. Именно Томлинсон первым написал адрес электронной почты так, как это мы делаем сейчас: использовал символ «@» в качестве разделителя между именем пользователя и именем хоста. (Какими уж ассоциативными путями русский ум дошел от этого символа к его обозначению как «собака» - остается только гадать.) Первым сетевым адресом был tomlinson@bbn-tenexa (Tenex - операционная система, которая в то время использовалась в компании Bolt Beranek and Newman.)

Итак, 35 лет… Юбилей, однако!

А ведь зря скромничает Томлинсон, мол - пустяк, «просто удобный способ облегчить взаимодействие с другими исследователями». Уже через два года, к 1973 году, три четверти всего трафика сети ARPANET, предшественницы сегодняшней Internet, составляла электронная почта. Дальнейшее развитие этого сетевого сервиса шло по экспоненте. Вот лишь краткий обзор этого процесса.

1987 год, 20 сентября. Профессор Цянь Тяньбай отправил из Китая первое электронное письмо с заглавием «Через Великую китайскую стену - доступ к миру».

1988 год. В СССР для отправки электронного письма иногда приходилось собирать не менее пяти разрешающих подписей.

1994 год, то есть спустя всего три года после появления всем нам привычной сегодня версии интернета, в лексикон пользователей всемирной паутины впервые вошло слово «спам».

1998 год. Почта Великобритании сообщила, что спрос на отправку телеграмм упал практически до нуля. Причина - распространение электронной почты.

2000 год. В мире по электронной почте было послано 8,2 млрд. писем, из них в США - 5,1 млрд.

2001 год. В 2001 году мировой телефонный трафик составил 152,4 млрд. минут. Однако уже с конца 2001 года наблюдается уменьшение трафика телефонных линий - потребители все больше предпочитают общаться с помощью электронной почты.

2002 год. Семейные англичане тратят больше времени на переписку по электронной почте, чем на общение со своими детьми. Спам составляет уже примерно 40% всех посланий по электронной почте.

2003 год. Среднестатистический сотрудник американской компании ежедневно тратит на операции с электронной почтой 1 час 47 мин. - четверть рабочего дня. 80% сотрудников транснациональных корпораций предпочитают общаться с клиентами, коллегами и начальством с помощью электронной почты, а не по телефону. Объем спама достиг 5 трлн. писем в год. Правоохранительные органы США впервые в мире арестовали спамера. Франция официально отказалась использовать английское слово email для обозначения электронной почты. Его предписано заменить словом courriel…

В общем, электронная почта - это одно из тех редких изобретений в области коммуникаций, которые оказали воздействие на всю человеческую цивилизацию на онтологическом уровне. Рядом можно поставить только изобретение алфавита, печатного станка, телефона, радио и телевидения. Удивительно, но, похоже, что существует даже некая культурологическая и антропологическая матрица, которая определяет модели поведения человека в его транзакциях с почтовой корреспонденцией.

Так, на сетевом ресурсе LiveScience.com появилось сообщение об исследовании, проведенном португальскими учеными. Они выяснили, что Альберт Эйнштейн и Чарльз Дарвин обращались со своей бумажной корреспонденцией подобно тому, как многие пользователи обращаются сейчас с электронной почтой. Создатель теории относительности, Эйнштейн, отослал более 14 500 писем, а получил более 16 200, причем ответил только на четверть из них. Создатель теории эволюции, Дарвин, отправил более 7500 бумажных сообщений. Ответил - на 32% из примерно 6500 полученных им писем. 53% своих ответов Эйнштейн отсылал в течение 10 дней, Дарвин в этот же срок отсылал 63% ответа. Однако периодически они отвечали своим корреспондентам через месяцы или годы. Португальцы из этого делают вывод, что эти великие ученые сформировали модель поведения, которая сейчас характерна для многих «обычных» людей - пользователей «электронкой». Они тоже разделяют письма на те, на которые надо отвечать немедленно, и те, с ответом на которые можно подождать, и часть писем также остается неотвеченной. Периодически в архивах также обнаруживаются ранее не замеченные важные письма.

В подтверждение этого вывода можно привести и данные опроса, проведенного службой Гэллапа: те, кто пользовался в 2001 году электронной почтой на работе, в среднем получали 12 и отправляют 6 писем в день. Для домашних пользователей те же показатели равны 8 и 3 письмам соответственно. Почти все, кто пользуется почтой на работе, проверяют ее каждый день, причем 51% - по крайней мере каждый час. Из дома почту проверял 71% пользователей, и только 6% - каждый час.

Любопытно, что использование электронной почты вносит и вполне ощутимый вклад в экономию ресурсов - материальных и энергетических. Хармут Штиллер и Томас Эгнер оценили средние затраты на отправку по почте 10-граммового письма из Вупперталя (ФРГ) в Сноумасс (США). «Вес» MIPS (Material Inputs Per Service Unit - материальные затраты на единицу работы) составлял бы примерно 0,5 кг (включая затраты на производство бумаги и на наземный и воздушный транспорт). В случае с электронной почтой результат равен 5 г. То есть коэффициент уменьшения MIPS равен примерно 100. И это, по-видимому, еще не предел.

Не менее интересно в этой связи отметить, что многомиллионная популяция пользователей электронной почтой с самого начала развития этого сервиса воспринимала его как некий внутренне присущий сети атрибут, а не как чье-то гениальное изобретение. Вот, например, цитата из доклада, подготовленного для Агентства перспективных исследований (ARPA) Министерства обороны США в 1976 год: «Служба отправки сообщений является неожиданным и незапланированным аспектом сети. Ее зарождение представляется больше похожим на открытие некоего природного явления, а не на целенаправленную разработку новой технологии».

Проще говоря, людям комфортно с электронной почтой. Недаром, по данным упомянутого выше опроса Гэллапа, 97% людей, пользующихся электронной почтой, отметили, что «электронка» улучшила их жизнь.

Впрочем, как и у любой технологии, у электронной почты есть негативная сторона. Про спам мы уже поминали. (Впрочем, по данным Федеральной торговой комиссии США (ФТК), на спам в 2005-м году приходилось 67% всей электронной почты, проходящей через фильтры крупной фирмы MX Logic; это на 9% меньше, чем годом ранее. При этом AOL, интернет-подразделение концерна Time Warner, утверждает, что в 2004 году его клиенты получили на 75% нежелательной почты меньше, чем в 2003-м.)

Однако к этому еще можно добавить, что электронная почта - главный канал утечки конфиденциальной корпоративной информации: 89% из 400 опрошенных российских компаний отметили, что электронная почта - основной инструмент инсайдеров (InfoWatch, 2005)…

Мало того, чрезмерное использование электронной почты, нежелание отвечать на сообщения и выбор неоптимальных средств связи снижают уровень доверия в распределенных коллективах и замедляют реализацию критически важных проектов. Об этом говорится в совсем свежем отчете о результатах исследования, проведенного по заказу компании Cisco Systems. Исследование показало, что, если виртуальные коллективы игнорируют правила человеческого общения, не стремятся к настоящему, «невиртуальному», знакомству и не внедряют четкие, ясные правила информационного обмена, уровень доверия в коллективе становится весьма хрупким.

Но даже эта негативная статистика - всего лишь лишнее подтверждение правильности прогноза, который был сделан еще в 1978 году группой разработчиков ARPANET: «Не приходится сомневаться, что технология сетевой почты… коренным образом изменит способы взаимного общения как в общественной, так и в частной сфере». А все этот скромный парень - Рэй Томлинсон с его «собакой»…


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал  [2] Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 09.12.2006  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100