Для зарегистрированных пользователей |
|
Caesar IV
Самый главный вопрос, который возникает уже на второй минуте игры в «симулятор древнеримской жизни» Caesar IV: «А где же рабы?». Очень скоро выясняется, что их здесь нет. На полях и в мастерских, на дому и на рынках трудятся исключительно свободные римские граждане. После такого откровения из равновесия неспособно вывести даже то обстоятельство, что местному плебсу для счастья нужны работа, школы и библиотеки, а вовсе не хлеб, зрелища, публичные дома и притоны, как традиционно считалось. Рабовладение - центральный элемент культуры Рима. Военные походы, захват рабов и торговля ими - это то, вокруг чего вращалась вся жизнь Вечного города и подвластных ему провинций. Знаменитые гладиаторские бои, которые - слава Юпитеру! - не могут игнорировать даже самые политкорректные разработчики игр «на древнеримскую тему», - лишь наиболее заметное внешнее проявление, вершина айсберга рабовладения. Поэтому Древний Рим без намека на рабство - это то же самое, что яблочный пирог без всякого намека на яблоки. Издали, может быть, и похоже, но на вкус никогда не спутаешь. С другой стороны, по предыдущим «Цезарям» можно было понять, чего стоит ждать от новой игры серии, а чего - не стоит. Однако робкая надежда на минимальное соответствие эпохе умирает, как водится, последней.
Колхоз - дело добровольное: хочешь - играй, не хочешь - читай рецензию Создается впечатление, что разработчики делали симулятор советского колхоза-миллионера «Заветы Ильича». Только вместо сельского клуба с танцами и мордобоем здесь Колизей, героев соцтруда заменили патриции, а душевая для доярок трансформировалась в общественные бани. Функционеров из обкома партии играют римские сановники, на роли алкашей-механизаторов приглашены плебеи, которых пересадили с тракторов «Беларусь» на ослов.
|
Как бы там ни было, иногда картинка в Caesar IV просто поражает степенью детализации. | |
|
|
Интерфейс очень удобен, когда не тормозит. Камеру можно крутить, как душе угодно. | |
Все хозяйство города подчиняется управителю: на выделяемые им из местного бюджета средства строятся жилые дома, общественные и производственные здания, рынки. Он же платит из городской казны всем плебеям и «среднему классу» за работу - будь то поддержание правопорядка, производство оливкового масла или обеспечение города водой. Из этого со всей очевидностью должно следовать, что и все товары, которые производятся в городе, являются муниципальной собственностью и именно городская казна должна получать прибыль от торговли. Как бы не так! В Caesar IV доходы от продажи на внутреннем рынке продовольствия и промтоваров направляются неизвестно кому, а город получает лишь некие «налоги», размер которых можно варьировать в «широчайшем» диапазоне… от 6 до 10 процентов. Но если поднять эту планку до 10%, можно смело записывать в смертельные враги сразу все население. Зато если продукция идет на экспорт, в распоряжение правителя поступает вся выручка от продаж, а не только «налоги». Еще смешнее ситуация с импортируемыми товарами: иноземным купцам город платит за них полную стоимость, но при реализации населению выручает лишь свои 6% «налогов». Ради собственного душевного здоровья не стоит пытаться понять эту систему, ее надо просто принять - тем более что бюджет каким-то образом сводится и даже набегает кое-какая прибыль.
|
И поросятся тучные стада…
| |
|
|
Нет, это не промышленный район Гуньчжоу, Китай. Это промзона древнеримского поселения. | |
Дальше все становится еще смешнее. Ни плебс, ни граждане побогаче не платят никаких прямых налогов, хотя вовсю пользуются и водой, и защитой городских стен, и услугами префектов по поддержанию порядка и пожаротушению. Плебеи - они и есть плебеи, с них зачастую трудно было что-то взять и в настоящем Риме, а вот о «середнячках» разговор особый. Мало того, что эти совсем не бедные люди совершенно бесплатно пользуются всеми благами, которые дает римское гражданство, включая сюда бани и цирки с конями, - так они еще и отличаются редкой трусостью. Во-первых, эти товарищи очень любят селиться внутри зон, наглухо закрытых со всех сторон городскими стенами - отсутствие стен является непреодолимым препятствием для развития их жилищ; даже патриции не переживают так по этому поводу. Во-вторых, в случае удачного вражеского вторжения эти «граждане» массово драпают из города, вместо того чтобы взять оружие и встретить врага как подобает истинным римлянам. В общем, забавно представляют себе гейм-дизайнеры из Tilted Mill Entertainment права и обязанности римского гражданина.
|
Район для богатых и очень богатых. | |
|
|
Патрициев от плебеев полезно отделять крепкими стенами. | |
Впрочем, с патрициями в игре дело обстоит не лучше. Единственная причина, по которой игрок может захотеть завести у себя этих «ценных непушных зверьков», - деньги, существующие в виде налога на собственность, который только патриции и платят, и как «налог» с продаж экзотических товаров, которые только они и покупают. По этому поводу не лишним будет вспомнить хороший анекдот:
- Дед, откуда у тебя деньги? - Пчел развожу. - А у пчел откуда?..
Откуда деньги у патрициев? Очевидно, что от их поместий, которые находятся в подконтрольной городу провинции. Очевидно, что в этих хозяйствах должна производиться как львиная доля сельскохозяйственного сырья - шерсти, пшеницы, оливок, винограда, - так и некоторая часть потребительских товаров. Город же должен заниматься защитой «подведомственного региона», быть для него перевалочным пунктом заморской торговли и, самое главное, служить ареной политического противостояния. Ничего этого в Caesar IV нет. Провинция отсутствует, все сельхозпроизводство осуществляется исключительно на территории самого города, извечной борьбы жадных до власти патрициев с праздношатающимися плебеями - НЕТ. Глубокая, оригинальная и очень играбельная политическая система старой доброй Tropico даст тысячу очков вперед рудиментарному убожеству, которое можно наблюдать в новом Caesar’е. Отсутствуют и какие-либо возможности для проявления характера правителя по отношению к вверенному его заботам населению. Выставить зачинщиков восстания голыми в клетках на всеобщее обозрение и оплевание, развесить бунтовщиков на крестах вдоль дорог или милостиво простить через одного - все эти полезные опции из какой-то совсем другой игры, совершенно не похожей на Caesar IV.
Так стоит ли в это играть? У Дейла Карнеги есть классический труд «Как перестать беспокоиться и начать жить». Если поступить в соответствии с некогда популярной книгой и больше не заботиться о том, есть ли в Caesar IV хоть сколько-нибудь адекватное отражение древнеримских реалий (а его там, разумеется, нет), то вполне можно расслабиться и получить удовольствие. Ощущения от игры сродни тем, какие испытывает человек, который строит карточный домик, одновременно балансируя на цирковом велосипеде. Игрока со всех сторон одолевают ограничения и противоречия. Жители хотят быть защищены армией, но не желают жить рядом с солдатами и военными постройками. Нехватка рабочих рук вызывает массовое обрушение зданий по всему городу, избыток незанятого плебса приводит к бунтам и сжиганию тех же самых зданий дотла. А еще здесь всегда не хватает земли…
|
Спецрежимы карты очень удобны для анализа. На скриншоте показана эффективность развлекательных заведений. | |
|
|
Водопровод. Промышленным предприятиям вода почему-то не требуется, да и плебеи могут обойтись колодцами. | |
Веселья добавляют самораскручивающиеся спирали. Например, отток из города квалифицированных работников нарушает функционирование водопровода. Перебои с водой делают массовым бегство среднего класса, сильно зависящего от централизованного водоснабжения. Исчезновение интеллигенции сводит на нет эффективность лечебных, развлекательных, религиозных учреждений и тех же бань, которые и так страдают от недостатка воды. Тут уже и плебс начинает задумываться о том, что он здесь делает и не пора ли поискать счастья в другом месте. Растет дефицит рабочих рук, и лишенные ремонта здания из дерева и глины начинают рассыпаться, как пресловутые карточные домики. В общем, что с этим городом ни делай, он упорно движется к разрухе и хаосу.
Возьмем типичный небогатый район в его обычном состоянии - местные «хрущобы». Ради эксперимента увеличим налоги с продаж до 10%, а зарплату урежем вдвое - и посмотрим, что получилось.
(1) |
(2) |
(3) |
|
|
|
|
(1) - Ничто не предвещало беды (2) - Через месяц-полтора начались первые поджоги (3) - Бунт в разгаре, и скоро здесь останутся лишь головешки | |
Хороших пинков в этом направлении ему дают соседи, желающие приобщиться к благам римской цивилизации - то есть пограбить. Они систематически появляются в окрестностях города и задают уже давно переставший быть оригинальным вопрос: «Насилие или выкуп?». И надо сказать, на ранних этапах развития, когда город еще не отрастил себе хорошую «раковину» в виде городских стен, значительно разумнее и, в конечном счете, дешевле платить выкуп. Сами по себе городские стены и башни защищают лишь от мелких банд пеших и конных «гопников»: если в каменном периметре нет промежутков, то беспокоиться не о чем - варвары будут сосредоточенно бегать или ездить туда-сюда под градом стрел, выпускаемых солдатами на башнях, пока не умрут от тоски. Но время от времени в гости заявляются представители более высокоразвитых народов - какие-нибудь парфяне, например, которые выкатывают на позицию катапульты. При этом события развиваются по сценарию, знакомому любому игроку в Warcraft: метательные орудия вдребезги разносят одну башню за другой, а их защитники ничем не могут ответить из-за недостаточной дальнобойности размещенного на них оружия. На этот случай в городе необходимо иметь несколько военных построек: склад продовольствия, пункт сбора новобранцев, тренировочный лагерь и казармы для пехоты, тяжелой пехоты, лучников или кавалеристов. Содержащиеся там войска автоматически (хотя можно им указать цель и вручную) совершают вылазку через ворота либо наносят удар по противнику, прорвавшемуся внутрь. Развития прорыва допускать нельзя - это чревато развалом всего хозяйства через описанную выше порочную спираль. Хорошим средством локализации прорыва является деление города на изолированные районы с помощью крепостных стен, которые могут оказаться весьма полезными и во время восстания черни (не приведи Юпитер! - поплюем три раза через левое плечо), поскольку с них ведется методичный отстрел митингующих. Правда, разработчики слегка недодумали, не дав возможность пропускать желоб водопровода через защитную стену, - да и в целом, кстати, реализация водопровода в Caesar IV довольно неудачная и неудобная.
|
Советники. На лицо ужасные, но очень полезные внутри.
| |
|
|
Наш город является транзитным на пути из Азии в Европу и обратно, что дает возможность дополнительного заработка. | |
Тем не менее, несмотря на все сложности, после нескольких часов прохождения неплохой учебной кампании, посвященной монархическому этапу развития Рима, практически все необходимые навыки успешно формируются, выигрышная стратегия усваивается, и даже набеги не могут уже вытащить игрока из градостроительной нирваны. Вооружившись этим знанием, не составит особого труда одолеть две оставшиеся кампании: республиканскую и закрытую до ее завершения императорскую. Если нет желания проходить череду относительно несложных и похожих друг на друга заданий в кампаниях, можно выбрать одиночный сценарий без особых ограничений и с большой картой и уже там развернуться от души, попытавшись достигнуть отметки в 30 тысяч человек населения, а может, и выше.
Необходимо, однако, иметь в виду, что игра на больших и «густонаселенных» картах требует значительных ресурсов компьютера - не стоит надеяться построить город масштабов Рима на машине с частотой процессора менее 3 ГГц и оперативной памятью менее 1 Гбайт. Игра, конечно, запустится и на более слабом компьютере, однако даже самый увлекательный геймплей при 20 кадрах в минуту вряд ли доставит особое удовольствие. Графика радует глаз, что наглядно демонстрируют скриншоты, но, опять же, счастливым обладателям «народных» видеокарт уровня GeForce 6600 все настройки качества придется выкрутить в минимум, чтобы добиться терпимого фреймрейта.
К недостаткам графики можно отнести разве что неизменность облика зданий: римское государство просуществовало около тысячи лет, и внешний вид строений поздней императорской эпохи сильно отличался от облика аналогичных построек раннереспубликанской - и это никак не отражено в игре. Но, по сравнению со всеми остальными странностями, это уже мелочи. Разработчики также сэкономили и на анимации строительства: дома, сараи и фабрики материализуются мгновенно, что является еще одним упущением с точки зрения реализма, но мало влияет на геймплей.
|