Для зарегистрированных пользователей |
|
России нужен инновационный толчок
Для России настала пора действовать более решительно в области инноваций: ключевые индикаторы подтверждают, что научно-исследовательские разработки остаются не до конца востребованными в отечественной экономике.
В то же время, процесс превращения научной разработки в готовую, востребованную на рынке технологию весьма сложен. Об этом заявил на недавней конференции «Инновационный потенциал России» замминистра образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Согласно данным министерства, доля объектов интеллектуальной собственности в экспорте технологий для России очень мала, и значительно меньше дохода от научных исследований.
Доля научных исследований и объектов интеллектуальной собственности в платежах по экспорту и импорту технологий в 2004 г. (%)
Источник: Министерство образования и науки, 2005 г.
По словам замминистра информационных технологий и связи РФ Дмитрия Милованцева, для России характерна очень низкая доля выскотехнологической продукции в товарном экспорте. В 2004 доля расходов на НИОКР в России составила 1,4%, тогда как для поступательного развития экономики вложения в НИР должны составлять не ниже 2% от ВВП.
Доля высокотехнологичной продукции в товарном экспорте, %
Источник: Мининформсвязи, 2005 г.
Практически все ключевые игроки на инновационном поле России - крупные корпорации, венчурные инвесторы, менеджмент формирующихся технопарков и представителей министерств - признают, что причина столь неутешительной динамики - очень слабая система трансфера технологий и относительно небольшое количество частных инвестиций в hi-tech. Для выхода же из подобной ситуации существует рецепт, хорошо зарекомендовавший себя в других странах. Это - развитие венчурного инвестирования, технопарков, а также создание благоприятного бизнес-климата (налоговые, таможенные льготы, инфраструктура). Сравнение моделей различных стран было проведено специалистами «Квазар-Микро». Участники конференции в ходе дискуссии пришли к выводу, что для России «индийская» модель уже не совсем подойдет, поскольку стоимость труда в ИТ у нас уже выше, и с Бангалором конкурировать на рынке офшорного программирования по ценам мы, скорее всего, не сможем.
Что же касается практических действий, то становится очевидным, что, несмотря на общее движение в правильном направлении, на уровне правительства существует дискоординация, поскольку каждое министерство занимается своим проектом, и взаимодействие весьма ограничено.
Проекты технопарков и венчурного инвестирования в разных министерствах
Ведомство |
венчурное инвестирование |
технопарки |
МЭРТ |
6-7 региональных венчурных фондов: объем $10-50 млн. 25% - федеральный бюджет 25% - региональный бюджет 50%- частные инвестиции в виде ЗПИФ проект в стадии запуска |
1) Проект технико-внедренческих ОЭЗ «в чистом поле» ЕСН -14% 2) Региональная программа бизнес-инкубаторов нет преимущественной ориентации на hi-tech |
Минобрнауки |
государственный «фонд фондов» Венчурный Инновационный Фонд фонд инвеструет свой капитал в венчурные фонды фонд существует с 2000 года, но его ресурсы ограничены, и максимальная разрешенная доля ВИФ в фонде - 10% Планируется выделить фонду дополнительные средства и повысить максимальную долю его участия в фонде до 49% |
|
Мининформсвязи |
Российский инвестиционный фонд технологий и инноваций венчурный фонд, ориентированный на ИТ-отрасль объем -$100 млн.: $75 млн. - государство, $25 млн. - частные инвесторы проект находится на стадии согласования |
Проект ИТ-парков Комплексные мероприятия, направленные на создание современной инфраструктуры в существующих научных центрах России реализация начата |
Анализ показывает, что три компоненты венчурной системы («фонд фондов», государственный венчурный фонд, региональные смешанные фонды) находятся в ведении разных министерств. Аналогично обстоит дело и с технопарками. Процесс создания основ крупных ИТ-технопарков, начался до лета 2005 года (в Черноголовке, Сарове, Дубне), и концепция «green field» («в чистом поле») уже не отвечает текущей ситуации. Следовательно эти технопарки теряют шанс на получение льгот в рамках ОЭЗ.
Таким образом, государственная политика в области инноваций нуждается в дополнительной координации. Опыт «новых инновационных экономик» подтверждает важность огранизационного фактора. Например, в Израиле как программа Yozma по созданию венчурной системы (через государственный «фонд фондов»), так и программа создания технопарков координировались одним ведомством - Office of Chief Scientist, что помогло обеспечить быстрое и целенаправленное движение к успеху. На сегодняшний день Израиль имеет одну из лучших в мире инновационных систем, а израильские «ноу-хау» используются в продукции Intel, ОС Windows, ICQ, устройствах флэш-памяти.
Поводом для оптимизма стало то, что, несмотря на текущие сложности и неполную определенность с возможностью войти в ОЭЗ, процесс создания технопарков в России набирает обороты.
Основные проекты ИТ-парков России
Город |
базовые институты |
Компании |
Совокупный объем инвестиций |
Открытие |
Санкт-Петербург |
Институт связи им. Бонч-Бруевича |
Siemens, Nokia, Intel(?), Google (?) |
$1 млрд. |
2010-2012 гг. |
Черноголовка |
Институт проблем химической физики |
Cognitive Technologies |
$735 млн. |
2010 г. |
Дубна |
ОИЯИ |
IBS |
$700 млн. |
2008 г. |
Троицк |
11 отраслевых и академических институтов |
R-Style, НКК, Крок, РБК, Борлас, Seagate, Ай-Ти |
$500 млн. |
2010 г. |
Дмитровcкий район |
green field |
ЛАНИТ |
$400 млн. |
2012 г. |
Новосибирск |
НГУ, Сибирский университет телекоммуникаций |
Intel(?) |
$520 млн. |
2010 г. |
Саров |
Четыре крупных НИИ в области ядерной физики |
АФК «Система» |
нет данных |
2008 г. |
(?) - означает неподтвержденную информацию
|