Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Ответы Министра Российской Федерации по связи и информатизации Л.Д.Реймана на вопросы корреспондента Red Herring

Вами была запущена в действие программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Какие задачи она ставит, и в частности, что предполагается сделать в секторе телекоммуникаций и Интернета?

Л.Р.: Да, действительно, программа "Электронная Россия" разрабатывалась с участием Минсвязи России и Минэкономразвития России, и в этом году была рассмотрена и утверждена Правительством Российской Федерации. У программы целый ряд государственных заказчиков, в том числе Минобразования России, которое тоже очень много занимается информационными технологиями. Наше Министерство является координатором программы. Программа довольно обширна и включает в себя много разделов и тем, поэтому трудно сформулировать все цели и задачи, которые она ставит и решает, проще ее прочитать. Но все-таки я позволю себе с точки зрения российского общества и с точки зрения государства сформулировать три основных приоритета приложения сил. Их трудно расставить по значимости, они все очень важны, тем не менее, одним из приоритетов я бы назвал повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления России. Он очень тесно связан с теми задачами, которые Президент Российской Федерации В.В.Путин ставит в своих Посланиях по реализации принципов так называемой новой экономики. Работая в этом секторе, мы абсолютно уверены, что реализация этих задач возможна только на базе широкомасштабного внедрения информационных технологий во все сферы общественной жизни. Следующий важный приоритет, который в программе тоже рассматривается и описан целым рядом разделов и тем, это создание технологических предпосылок для развития гражданского общества в России. Этому вопросу Президент также уделяет большое внимание, в последнее время в России стали проходить гражданские форумы, необходимые для дальнейшего расширения, развития гражданского общества, и мы считаем, что одной из очень важных задач и одновременно очень важных проблем является доступ граждан России к информационным ресурсам. Развивая эту тему, можно говорить о персональных, домашних компьютерах, компьютерах в школах, доступе к Интернету самых широких слоев населения, здесь много вопросов, и все они очень важны, поэтому занимают значительное место в программе. И третье направление, которое я бы выделил, это вопрос подготовки кадров. Россия всегда славилась достаточно хорошей, эффективной системой образования, и сегодня это признано мировым сообществом. И не случайно, что многие российские программисты работают в западных компаниях. В этой связи можно тоже сформулировать несколько задач. Во-первых, нам бы хотелось, чтобы этот "мозговой" потенциал восполнялся, воспроизводился, расширялся с точки зрения будущих поколений, что требует хорошего образования, а во-вторых, мы бы, конечно, хотели, чтобы талантливые программисты работали сегодня в России, а не в других странах. Это не означает, что они не должны решать задачи для международных корпораций, компаний и так далее. Но нам бы хотелось, чтобы эти задачи решались из неких IT-центров, расположенных на территории России. У нас есть на этот счет хорошие примеры: крупные международные корпорации создают на территории России различные центры, и отсюда исходит "рисейшн девелопмент" и развитие программных продуктов. И как несколько самостоятельная, но все равно очень важная задача в рамках того, о чем я говорил, - это вопрос подготовки квалифицированных пользователей. Обе этих задачи, включая использование самыми широкими слоями населения информационных ресурсов, должны быть подкреплены интересом к информационным ресурсам, а чтобы этот интерес стимулировался, необходимо, чтобы люди имели соответствующую квалификацию и время от времени ее повышали.

Откуда будет финансироваться программа, и будете ли Вы искать зарубежных инвесторов для ее поддержки?

Л.Р.: Финансирование - это, конечно, всегда один из самых важных и сложных аспектов любой программы. Предполагается, что программа будет финансироваться в основном из трех источников: во-первых, это государственная поддержка, и уже в первый год реализации, я имею в виду 2002 год, бюджет выделил значительные средства на начальные мероприятия программы: организацию конкурсов, исследования и так далее. И в бюджете будущего года тоже запланированы значительные, уже на порядок больше, чем в этом году, средства на поддержку мероприятий программы. Второй источник - это бизнес, коммерческие деньги. Этот источник можно тоже в свою очередь разбить на две составляющих: внутренние ресурсы - российские инвестиции и инвестиции зарубежные. Мы считаем, что комбинация этих трех источников позволит нам реализовать мероприятия программы и достичь тех целей, которые в ней поставлены, как промежуточных - на 2005 год, так и окончательных - на 2010-й.

В зависимости от телекоммуникационных услуг, мобильная ли это телефония, Интернет или другие области - наблюдается быстрый рост. Какие основные действия Вы предпринимаете для помощи в развитии и модернизации телекоммуникационной инфраструктуры? Как решается проблемаснижения диспропорции в развитии связи региональных и центральных городов России.

Л.Р.: В этой работе несколько направлений. Во-первых, это такие общие вещи, как законодательство. Действующий в России закон "О связи" 1995 года был, несомненно, очень прогрессивен для своего времени, но за прошедшие семь лет накопились различные аспекты, которые должны быть учтены в законодательстве. Поэтому сейчас мы работаем над новой версией закона, она также разрабатывалась в прошлом году представителями российской науки с участием работающих на рынке российских бизнесменов, с участием Министерства связи и с широким привлечением иностранных консультантов. На сегодняшний день работа над законом прошла определенные этапы, он одобрен на заседании Правительства, и во время осенней сессии нам предстоит работать с депутатами Государственной Думы, которые будут его рассматривать - мы готовы учесть и принять их замечания. Я не буду останавливаться на всем законодательстве, потому что это очень большой и для российской юриспруденции довольно необычный по конструкции документ, но он в значительной степени соответствует тем рекомендациям, которые дают европейские комиссии относительно того, как должен быть устроен закон. Он был рассмотрен и одобрен и Европейской комиссией, и Международным союзом электросвязи. Отвечая на Ваш вопрос, я бы хотел отметить, что в этом законе предусмотрен механизм так называемого универсального обслуживания. Этот механизм, с различными, небольшими вариациями применения, используется сегодня практически во всех странах мира, в то же время это абсолютно новый механизм для России. Мы надеемся, что его внедрение позволит решить вопросы, связанные с дисбалансом развития инфраструктуры в различных регионах России. Помимо этого мы работаем над целым рядом программ, как политического, так и экономического характера. В частности, если давать иллюстрацию какой-то политической программы, то это взаимодействие с губернаторами. Работая с губернаторами, мы убеждаем их, что они должны выделять средства из местных бюджетов на развитие наиболее экономически сложных и отсталых сегментов инфраструктуры или социально значимых сегментов. В качестве примера экономической программы я бы хотел привести федеральную целевую программу "Социальное развитие села", которая была недавно рассмотрена и одобрена Правительством Российской Федерации. В этой Программе есть раздел развития сельской связи, и из федерального бюджета тоже выделяются средства на построение инфраструктуры в сельской местности. Это очень важно, поскольку телефонизация села является сложным вопросом, для построения там инфраструктуры требуются большие капитальные вложения, а платежеспособный спрос, конечно, гораздо ниже, чем в городах.

Каким Вы видите будущее группы "Связьинвест" и проходящего объединения в регионах? Поможет ли новая система в привлечении инвестиций?

Л.Р.: Да, мы очень на это надеемся, и пока программа реорганизации "Связьинвеста" и отношение к ней международных финансовых институтов, инвесторов подтверждает наши ожидания. Исследуя историю и результаты развития телекоммуникационных компаний, телекоммуникационных структур в разных странах, мы пришли к выводу, что наиболее подходящим для России в данный момент является опыт, который был применен в Соединенных Штатах в 70-х и в Бразилии в 1996 году. Это создание нескольких укрупненных, конкурирующих компаний. Мы выбрали для себя именно этот путь, и надо сказать, что программа реорганизации тоже разрабатывалась с участием международных, иностранных консультантов. Сейчас мы проходим поэтапно периоды объединения телекоммуникационных компаний и формирования вот этих укрупненных семи компаний, и, как я уже сказал, международные инвестиционные институты относятся к этому хорошо. В ожидании результатов реорганизации капитализация компаний "Связьинвеста" выросла в прошлом году примерно в 2-3 раза. А поскольку все эти финансовые международные институты являются акционерами компаний "Связьинвеста", это показывает их отношение к происходящим изменениям.

В соответствии с последними исследованиями Morgan Stanley одним из вариантов развития российского IT и коммуникационного сектора является потребность в создании венчурных фондов. Как Министерство относится к привлечению венчурного капитала в Россию?

Л.Р.: Я думаю, здесь не нужно придумывать каких-то уникальных мер, конечно, все международные инвесторы ставят на первый план вопросы прозрачности бизнеса, прозрачности компаний, отчетность этих компаний и соответствие этой отчетности международным стандартам. И я бы сказал, что в подавляющем большинстве компаний, о которых мы сегодня говорим, проводится международный аудит, и проводится он общепризнанными аудиторскими компаниями. Второй аспект, который, конечно, тоже все инвесторы ставят высоко, это вопрос ликвидности, и вы знаете, что российские телекоммуникационные компании здесь в какой-то степени опережают другие сектора российской экономики. Такие компании, как МТС, "Вымпелком", котируются сегодня на бирже, они сделали свое IРО. И другие компании, например, компании "Связьинвеста", о которых мы только что говорили, они выпустили уже АДР разных уровней, что тоже способствует обороту и ликвидности. Я мог бы продолжить этот список, но на самом деле, я считаю, что один из наиболее важных аспектов в привлечении инвесторов - это соответствие условий деятельности компании все тем нормам и правилам, которые используются сегодня в международном экономическом сообществе. А третий аспект - это темпы развития компаний, но в России они сегодня очень привлекательны. Как вам, вероятно, известно, рост количества мобильных телефонов в России за 2001 год составил 231%.

Россия планирует вступить в ВТО. Как это отразится на российском телекоммуникационном секторе? IT-секторе?

Л.Р.: Я разделю этот вопрос на две части. На сегодняшний день телекоммуникационный сектор уже является достаточно либерализованным и конкурентным. Практически все компании, которые работают сегодня на российском рынке и даже те компании, в которых государство является акционером, а это, примерно, 10-я часть, работают в конкурентной среде, конкурируют между собой и подчиняются общим законам об акционерных обществах. Поэтому когда мы говорим о вступлении во Всемирную торговую организацию, мы ожидаем просто активизации этого рынка - во-первых, увеличения количества инвестиций в эти компании, и, во-вторых, создания совместных проектов с крупными международными стратегическими партнерами и финансовыми институтами по реализации новых технологий. Если говорить про IT-компании и в целом IT-сектор, то здесь, конечно, мы хотели бы видеть расширение деятельности, увеличение доли России в международном разделении труда. Я опять же сошлюсь на пример. Совсем недавно Президент Соединенных Штатов Америки приезжал в Россию и встречался с Президентом Российской Федерации. В рамках этого саммита прошел "круглый стол" по IT-технологиям, в котором участвовали как американские, так и российские IT-компании. В ходе этой встречи и были сформулированы два основных направления сотрудничества. Одно из них - это движение американских компаний в Россию, заказы на разработку программных продуктов, программно-аппаратных комплексов и инвестиции в капитал, например, компаний, с которыми данные американские корпорации работают. И другое - это движение из России в Соединенные Штаты, выполнение заказов на международных рынках российскими компаниями и их участие в различных "рисейшн девелопмент", фундаментальных и прикладных исследованиях, то есть активное участие в построении всемирного электронного общества, можно так сказать. Думаю, что вы присутствовали на этом саммите, и сами видели, с каким энтузиазмом участники с обеих сторон это обсуждали. Нам бы хотелось, чтобы этот саммит стал регулярным, мы предложили нашим американским коллегам провести второй "круглый стол" осенью этого года, и они обдумывают сейчас эту идею.

Современные виды коммуникаций стали важнейшим элементом современного бизнеса, и ведущие политики помогают в этом развитии, как, например, Альберт Гор в США. Видите ли Вы себя в роли российского Альберта Гора и какое наследие Вы хотите оставить в России?

Л.Р.: Думаю, что роль личности в истории может быть оценена только через определенное время после того, как она что-либо совершит. Я не претендую ни на какую роль, в то же время мне бы очень хотелось, чтобы Интернет, как открытая среда общения и пользования информационными ресурсами, развивался в России очень активно. Сегодня на решение этой задачи направлено несколько программ. Во-первых, это программы, связанные с информатизаций, скорее даже интернетизацией образования. Это вопрос компьютеров в школах с выходом в Интернет, это вопросы компьютерных классов и центров в институтах, университетах - все, что связано с образованием. Здесь мы активно работаем и с Министерством образования, и с Российской Академией наук. И второе - это вопрос доступа к ресурсам Интернета самых широких слоев населения, тех людей, которые, с одной стороны, хотели бы воспользоваться всеми преимуществами пользования Сетью, а с другой стороны, не имеют сегодня возможности купить домашний компьютер и подключиться к Интернету. Решая эту проблему, мы организуем пункты коллективного доступа. В частности, в России очень много почтовых отделений, и мы сейчас делаем пункты коллективного доступа в Интернет на почтовых отделениях, куда человек может прийти и за очень небольшие деньги получить возможность работать в Интернете и пользоваться электронной почтой. Кстати сказать, мы начали эту программу в середине прошлого года, а сегодня она имеет очень большой успех в России. Я рассказывал о ней на Всемирной конференции по развитию в Стамбуле, и это вошло в итоговый документ ВКР, так как было признано очень хорошим, интересным опытом, который, несомненно, заслуживает внимания и в других странах.

Каким будет Ваше заключительное сообщение нашим читателям, имея в виду, что они являются международными инвесторами, ищущими новые возможности для инвестиций?

Л.Р.: Россия сегодня, несомненно, является очень быстро развивающейся страной и быстро развивающимся рынком. С точки зрения уровня технологий, которые используются сегодня в России, мы находимся на самых передовых рубежах. Наша задача сделать так, чтобы эти, очень современные технологии были доступны не только ограниченному количеству людей, а всем людям, живущим в стране. С этой точки зрения сотрудничество с международными финансовыми институтами, инвесторами и с международными корпорациями, стратегическими партнерами будет для них, несомненно, интересным и прибыльным. И со своей стороны, как руководитель Администрации связи России и как человек, отвечающий за телекоммуникации, информатику и почту, я вместе со своим коллективом, специалистами Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, стараюсь сделать так, чтобы условия для развития бизнеса в России в этих трех сегментах экономики были самыми выгодными.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 16.07.2002  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100