Для зарегистрированных пользователей |
|
Дорога в Мекку Российский рынок оффшорного программирования притормозил
Александр Роткин
Примерно год назад в России решили, что уже в ближайшем будущем мы сумеем торговать мозгами не хуже, чем природными ресурсами. Идея "оффшорного программирования" - создания программных продуктов и отдельных их модулей по заказу иностранных компаний - внезапно стала очень модной. Казалось, еще чуть-чуть - и Россия сможет составить достойную конкуренцию Индии, контролирующей около 80% оффшорного рынка. А как же иначе - ведь мы же умнее. У нас такие замечательные квалифицированные кадры. Мы можем не только отдельные дешевые модули, но и целые сложные проекты создавать. А у них сложная ситуация на границе с Пакистаном - что вовсе не помогает спокойному ведению бизнеса.
"В последний год, после походов к президенту, у российских технарей сложился миф об оффшорном бизнесе", - говорит Игорь Ашманов, управляющий партнер фирмы "Ашманов и партнеры". К сожалению, результаты оказались бледнее ожиданий. "Все ждали прорыва на мировые рынки. Но в Америке случился кризис и 11 сентября. И это, естественно, сказалось на бизнесе, - отмечает Дмитрий Лощинин, гендиректор фирмы Luxoft, специализирующейся на заказных разработках software. - Российская оффшорная индустрия в процессе становления. А становление в период кризиса проходит гораздо сложнее, чем в нормальной ситуации".
К тому же, кроме стандартных конкурентов - Индии, Израиля и активно заинтересовавшегося оффшорным программированием Китая - у России в этом бизнесе появились неожиданные конкуренты. "На рынке появился новый термин - Nearshore, "близкий оффшор" - говорит Лощинин. - Это Мексика и Канада, страны, расположенные близко к основному заказчику, США. Там стоимость рабочей силы выше, чем, например, в Индии, но зато они близко, и ситуация в этих странах американцам ясна и знакома, поэтому риски меньше".
"Для того чтобы страну стали считать сильным игроком на рынке оффшорного программирования, нужны три принципиальные вещи: целенаправленная государственная политика (инвестиции в образование и удержание в стране соответствующих кадров, льготы для развития ИТ-сектора), достаточно массовая и опытная школа сертифицированных разработчиков, время, - заявляет Наталия Тесакова, маркетинг-директор группы компаний e-Style. - В Мексике есть государственная политика в области развития ИТ-сектора, пошли инвестиции в образование. Понадобится время, чтобы сформировалась школа разработчиков, потребуется время, чтобы инициировать и поддерживать процесс создания систем качества компаний-разработчиков программного обеспечения на основе требований ISO 9000 или СММ". По мнению главы компании Interface Ltd. Булата Гайфуллина, "Мексика - скорее конкурент для Индии, чем для нас. У мексиканцев все-таки нет наших научных школ и фундаментального образования. Пусть львиная доля наших светлых голов осела в тех же Штатах и Европе, но уехали далеко не все. Университеты продолжают работать, готовить новых профессионалов и, понимая, что одними идеями не прожить, начинают проникаться идеями менеджмента".
В нынешней ситуации Luxoft, по словам гендиректора компании, решил начать работать с внутрироссийскими проектами (конкуренции с материнской компанией, IBS, по словам Лощинина, не возникает - та занимается интеграцией, а Luxoft дописывает к стандартным системам необходимые заказные модули). Кроме того, Лощинин присмотрел еще одно направление развития бизнеса. Привычное для российских экспортеров оружие, но новое для отечественных компьютерщиков. Это исламские страны Ближнего Востока и Африки.
"По разным, в основном политическим причинам структура hi-tech рынка в этих странах изменилась, - говорит Лощинин. - Раньше здесь работали в основном американские и западноевропейские компьютерные компании. Сегодня они чувствуют себя неуютно, даже работая через партнеров, - все равно всем все ясно. Образовался некий вакуум, который могут заполнить россияне".
По его словам, сейчас в некоторых арабских странах (в Саудовской Аравии, Сирии и др.) разворачиваются масштабные, иногда даже общенациональные информационные системы. Конечно, на этот рынок очень непросто войти. Здесь многое определяется знакомствами.
"Потребность южноазиатских, в том числе арабских стран, в высокотехнологичных разработках растет, что создает положительные условия для развития оффшорного программирования в России. В то же время, пока сложно оценить реальную емкость южноазиатского рынка", - полагает президент фирмы Spirit Андрей Свириденко.
"Надо полагать, что именно российских разработчиков в арабском мире никто особенно не ждет, - считает Булат Гайфуллин. - Рынок сам ответит на вакуум. Россиянам придется играть по правилам, установленным для всех. А арабский мир радикально отличается от нашего. Восток - дело тонкое. Исходя из этого, можно сказать, что нам понадобится много усилий для входа на этот рынок. Позиции Индии на арабском рынке традиционно сильны, и военное противостояние с Пакистаном пока не слишком влияет на ситуацию. К тому же, несмотря на шероховатость отношений арабского и западного миров, огромное количество арабов обучается в ведущих западных университетах, а США является основным потребителем арабской нефти. Все это даром не проходит".
|