Хороший стиль программирования
http://welikeit.ru
Симдянов И.В.
Всякий кто сталкивается c PHP, в скором времени приходит к выводу, что это не совсем удобный язык для изучения. Дело в том, что он достаточно новый и динамично развивающийся, каждая последующая версия буквально перечёркивает предыдущую. В таких условиях имеющаяся документация быстро устаревает, а специалисты предпочитают не писать книг, так как информация размещённая в книге начинает устаревать до выхода книги в свет. Почему же PHP так популярен и каким образом столько человек разом обучилось PHP? Дело в том, что большинство PHP-программистов не изучало язык с нуля, а изучало его либо уже зная С/С++, либо Perl. Perl является C-подобным языком программирования (как и PHP), а является предшественником PHP, можно сказать что PHP это Web-ориентированный Perl. Поскольку, PHP просто логически следует из Perl и широкое распространение получил именно из-за того, что программистам было легко переходить с Perl на PHP (ну и с С на PHP, тоже).
Замечание Язык Perl появился в 1986 году по воле системного программиста Лари Уолла. Созданный первоначально как средство обработки текстовых файлов, призванное облегчить жизнь системному администратору UNIX, он превратился в настоящий язык программирования. Традиционные области, в которых Perl применяется особенно часто и успешно, - создание приложений CGI, системное администрирование UNIX, обработка текста. Кроме того, свой вклад вносит предметная область - программирование для сети Интернет. Для серьёзного понимания которого желательно знание очень многих вещей (HTML, SQL, UNIX, прикладных протоколов - хотя бы HTTP, стилей программирования на С, Perl, Java). Когда большинство PHP-программистов переходят в мир PHP с багажом другого языка программирования (их стиль уже устоялся), спрос на литературу, в которой бы обсуждались азы программирования не так велик. Новичкам бывает трудно найти информацию об организации кода. Мы надеемся, что эта статья поможет поставить свой собственный стиль, что в конечном итоге может увеличить скорость разработки на 30% и помочь при работе в команде, когда ваш код будет читаться другими программистами, а вам соответственно придётся читать чужой код.
Расстановка фигурных скобок и отступы Существует несколько стилей расстановки фигурных скобок, все они диктуются существующими стилями в других C-подобных языках программирования.
1) Рациональный стиль Это один из наиболее распространенных стилей, так как им пользовались Керниген (Kernighan) и Ричи (Ritchie), авторы языка C.
if( ){ echo "Hello world!" ; } ?>
Преимущество этого подхода заключается в экономии вертикального пространства, жизненно важного при отладке большого блока кода. Оборотной стороной такого подхода является то, что может оказаться трудным найти символ {, спрятанный в конце строки. Этого стиля придерживаются и Java-программисты, как-то приписывает Sun.
2) Стиль Алмена Эрик Алемен (Eric Allman) написал утилиты BSD в этом стиле, поэтому этот стиль часто называют "стиль BSD":
if( ) { echo "Hello world!" ; } ?>
Аргументом в поддержку такого стиля является тот факт, что область видимости блочного оператора ясна и визуально ассоциируется с управляющим оператором.
3) Стиль Whitesmith Данный стиль предписывает использование следующей расстановки фигурных скобок
if( ) { echo "Hello world!" ; } ?>
Этот стиль имеет преимущество в том, что скобки более тесно ассоциируются с кодом, который они включают и разграничивают, однако при визуальном просмотре текста отыскать скобки оказывается чуть более сложно.
4) Стиль GNU Программисты GNU фонда Free Software Foundation используют следующий стиль расстановки фигурных скобок
if( ) { echo "Hello world!" ; } ?>
Внутри любых управляющих конструкций операторы следует располагать с отступом на одинаковое число пробелов, например для операторов if-then-else код должен выглядеть следующим образом:
= true ; if( ) { echo "Переменная равна true" ; exit(); } else { echo "Переменная равна false" ; exit(); } ?>
Число может быть любым, обычно используют 2, 4 или 8 пробелов. Старайтесь придерживаться этого правила, некоторые программисты приходят в бешенство когда это число не кратно 2 :) Наиболее оптимальным является использование 2 пробелов, так как при их большем числе вложенные блоки становятся "растянутыми" и их становится сложно воспринимать.
Пробелы вокруг символов Бинарные операторы следует обрамлять пробелами:
// Неправильно = + * ; // Правильно = + * ; ?>
Символ пробела ассоциируется с новым словом, поэтому формула читается не как непонятный набор символов, а как нечто осмысленное.
Комментарии Расставляйте комментарии по принципу "чем больше, тем лучше" - пройдёт некоторое время и вы забудете, что делал тот или иной программный блок. Вообще принято комментировать код на английском языке или не комментировать вообще, так как в русском дикое количество кодировок, да и вообще так исторически сложилось. Плюйте на это, код вы комментируете в первую очередь для себя, а не для других! А раз уж вы делает это для себя делайте это в удобной для вас кодировке. PHP собрал в себе практически все комментарии современных языков программирования, наряду с однострочными комментариями в стиле shell-скриптов (#)
# Программный модуль index.php echo "Hello world!" ; ?>
и С++ (//)
// Программный модуль index.php echo "Hello world!" ; ?>
можно использовать многострочный комментарий в стиле C:
/* Это многострочный комментарий в стиле С он охватывает несколько строк - не допускается вложенных комментариев */ echo "Hello world!" ; ?>
К хорошему тону относится использование однострочных комментариев для короткого комментария, а многострочного - для комментария, охватывающего несколько строк. Не возбраняется использовать однострочные комментарии для большого текста, особенно в начале файла или важного блока кода
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// // Гостевая книга /////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// ?>
Как и при работе с отступами и фигурными скобками, основным требованием является необходимость придерживаться одного стиля во всех программных блоках. При расстановке однострочных комментариев возможно два варианта: непосредственно перед выполняемым оператором
// Вывод текстовой строки в окно браузера echo "Hello world!" ; ?>
и после точки с запятой
echo "Hello world!" ; // Вывод текстовой строки в окно браузера ?>
Лучше придерживаться первого правила, так как строка получается длинной и плохо воспринимается читающим. Единственным оправданием использования такого комментария является комментирование закрывающейся скобки длинного программного блока, содержащего много вложенных блоков.
if( ) { while( = next ( )) { /* Очень длинный код содержащий много вложенных блоков ... */ if( ) { echo "Ошибка" ; exit(); } } // Конец while( = next()) } ?>
Имена переменных и функций
Существует несколько стилей названия переменных - стиль C: нижний регистр, знак подчёркивания. - стиль Pascal: каждая подстрока в названии начинается с большой буквы. - стиль Java: первая строка начинается с маленькой буквы, все последующие с большой. Не имеет значения, какой стиль будет вами выбран - главное придерживаться в коде одного стиля.
Замечание В программировании константы традиционно записываются в верхнем регистре YANDEX_BOT. Если вы хотите, чтобы другие программисты могли легко воспринимать ваш код, придерживайтесь этого правила. При названии переменных и функций старайтесь давать им осмысленные имена. Иногда ничего не приходит в голову, и появляется назвать переменную как попало - остерегайтесь этого. В своё время было потрачено не мало часов из-за неудачно названных переменных, иногда отладить код удавалось лишь в том случае, если переменные были переименованы подобающим образом. Рассмотрим несколько примеров. Часто временные строки для хранения SQL называют (запрос) - это очень удачное название, ассоциирующееся именно с SQL-запросом. Обычно на этом всё и заканчивается. При появлении второго запроса, вторая переменная получает имя - это порочная практика. Обычно запросы в рамках одного скрипта отличаются своим действием: один SQL-запрос может выполнять обновление (UPDATE), другой выборку (SELECT), поэтому переменные лучше называть с указанием действия оператора: и , соответственно. Часто можно увидеть код
= "SELECT * FROM catalog" ; = mysql_query ( ); while( = mysql_fetch_array ( )) { /* Код обработки */ } ?>
Здесь дескриптор запроса, возвращаемый функцией mysql_query() назван , это здорово запутывает как разработчика, так и читающего текст программы. Дескриптор не несёт физического смысла - это лишь ключ к результату, поэтому его лучше называть сокращённым именем таблицы
= "SELECT * FROM catalog" ; = mysql_query ( ); while( = mysql_fetch_array ( )) { /* Код обработки */ } ?>
|