Введение в PHP5
Данил Миронов
Оригинал статьи: http://www.phpbuilder.com/columns/argerich20030411.php3 Автор: Luis Argerich
PHP5 ещё официально не вышел, но "рабочие" версии уже трудоспособны (равно как и нестабильны!), так что мы вполне можем начать изучение новых возможностей грядущего релиза PHP и попрактиковать с ними. В этой статье мы поговорим о трёх основных нововведениях в PHP5:
- Новая объектная модель
- Исключения
- Пространства имён
Но сначала пара официальных заявлений:
- Некоторые из приведённых в данной статье решений воспроизводимы в PHP4, но, тем не менее, их описание присутствует и здесь для большей удобочитаемости и целостности всей статьи.
- Некоторые из описанных в данной статье особенностей в конечном релизе PHP5 могут быть изменены.
PHP5 ещё не выпущен и мне неизвестно, когда это произойдёт, но уже сейчас вы можете потестировать и изучить новые возможности языка, скачав рабочую версию PHP5 с http://snaps.php.net и установив её. По этой ссылке вы можете найти готовые для установки Windows и Linux версии PHP5. Инсталляция проходит как у любого нормального релиза PHP, так что все бегом за новой игрушкой.
Новая объектная модель
В PHP5 объектную модель основательно подлатали и добавили много новых возможностей, благодаря чему PHP5 стал "чем-то" напоминать Java. В этой части нашей статьи будет описана эта новая объектная модель и приведено несколько небольших примеров, чтобы вам обозначить исходный рубеж для ваших экспериментов.
- Конструкторы и деструкторы
- Объекты как ссылки
- Клонирование объектов
- Дескрипторы Private, Public и Protected
- Интерфейсы
- Абстрактные классы
- __call
- __set and __get
- Закрытые члены
Конструкторы и деструкторы
В PHP4 конструктор именуется так же как и сам класс, а деструкторы отсутствуют полностью.
В PHP5 конструктор класса именуется __construct, а деструктор - __destruct.
Пример 1: Конструкторы и деструкторы
class foo { var $x ;
function __construct ( $x ) { $this -> x = $x ; }
function display () { print( $this -> x ); }
function __destruct () { print( "ну, пока, до скорого" ); } }
$o1 = new foo ( 4 ); $o1 -> display (); ?>
Как вы видите, деструктор вызывается перед самым уничтожением класса.
Объекты как ссылки
Как вам уже наверняка известно, в PHP4 переменные передаются в функции/методы по значению (передаётся копия), если в объявлении функции не поставлен символ '&', указывающий на то, что переменная должна передаваться как ссылка. В PHP5 объекты передаются всегда как ссылки. Присваивание объектов тоже происходит по ссылке.
Пример 2: Объекты как ссылки
class foo { var $x ;
function setX ( $x ) { $this -> x = $x ; }
function getX () { return $this -> x ; } }
$o1 = new foo ; $o1 -> setX ( 4 ); $o2 = $o1 ; $o1 -> setX ( 5 ); if( $o1 -> getX () == $o2 -> getX ()) print( "Ох ты, Боже мой!" ); ?>
Клонирование объектов
Если объекты присваиваются и передаются по ссылке, то вам нужно как-то создавать и копии объектов. Для этого используйте метод __clone.
Пример 3: Клонирование объектов
class foo { var $x ;
function setX ( $x ) { $this -> x = $x ; }
function getX () { return $this -> x ; } }
$o1 = new foo ; $o1 -> setX ( 4 ); $o2 = $o1 -> __clone (); $o1 -> setX ( 5 );
if( $o1 -> getX () != $o2 -> getX ()) print( "Копии взаимонезависимы" ); ?>
В программировании клонирование разрешено, так что всё легально ;-)
Дескрипторы Private, Public и Protected
В PHP4 все методы и переменные внутри объекта были доступны извне, другими словами все методы и переменные всегда были открытыми. В PHP5 вводится три дескриптора для осуществления контроля над доступом к переменным и методам: Public, Protected и Private.
- Public (открытый): Метод/переменная доступны из любого места в коде.
- Private (закрытый): Закрытые методы или переменные доступны только внутри класса.
- Protected (защищённый): Защищённые методы или переменные доступны только внутри класса, где они были объявлены и из его производных классов.
Пример 4: Public, protected and private
class foo { private $x ;
public function public_foo () { print( "Это открытый метод" ); }
protected function protected_foo () { $this -> private_foo (); //Всё правильно, мы можем вызывать закрытые методы, потому что мы находимся в том же классе print( "Это защищённый метод" ); }
private function private_foo () { $this -> x = 3 ; print( "Это закрытый метод" ); } }
class foo2 extends foo { public function display () { $this -> protected_foo (); $this -> public_foo (); // $this->private_foo(); // Неправильно! В базовом классе метод закрыт } }
$x = new foo (); $x -> public_foo (); //$x->protected_foo(); //Неправильно, защищённые методы могут вызываться только из того же класса или его производных классов //$x->private_foo(); //Неправильно, закрытые методы могут быть вызваны только в классе, где они были объявлены
$x2 = new foo2 (); $x2 -> display (); ?>
Совет разработчикам: Переменные класса всегда следует делать закрытыми, прямой доступ к переменным - не очень хорошая практика в ООП, лучше всего для доступа/изменения переменных класса определять специальные методы.
Интерфейсы
Как вы знаете, PHP4 поддерживает наследование классов синтаксисом "class foo extends parent". В PHP4 И в PHP5 класс может наследовать только один класс, то есть множественное наследование не поддерживается. Интерфейсом называется класс, в котором не реализуется ни один метод, определяются только названия методов и набор передаваемых им параметров. Впоследствии классы могут 'реализовывать' сколь угодно много интерфейсов, показывая тем самым, что тот или иной класс реализует методы, определённые в интерфейсе.
Пример 5: Интерфейсы
interface displayable { function display (); }
interface printable { function doprint (); }
class foo implements displayable , printable { function display () { // код }
function doprint () { // код } } ?>
Использование интерфейсов полезно для более удобного чтения и понимания кода: прочитав объявление класса, мы увидим, что класс реализует интерфейсы displayable и printable; это означает, что класс должен иметь методы display() и doprint(). Как эти методы реализованы - значения не имеет, главное - уже из объявления класса, вы знаете, что можете вызывать эти методы.
Абстрактные классы
Абстрактным называется класс, который может использоваться только как базовый (то есть создавать объекты этого класса нельзя). Как и в любом нормальном базовом классе, в абстрактном классе вы можете определять методы и переменные.
В абстрактном классе также можно определять абстрактные методы: методы, которые не реализованы в абстрактном классе, но которые обязательно должны быть реализованы в производных классах.
Пример 6: Абстрактные классы
abstract class foo { protected $x ;
abstract function display ();
function setX ( $x ) { $this -> x = $x ; } }
class foo2 extends foo { function display () { // Код } } ?>
__call
С PHP5 вы можете реализовать в классе специальный метод __call(), как метод для "отлова" всех нереализованных в данном классе методов. Метод __call (если он определён) вызывается при попытке вызвать недоступный или несуществующий метод.
Пример 7: __call
class foo {
function __call ( $name , $arguments ) { print( "Вызывали? Я - $name!" ); } }
$x = new foo (); $x -> doStuff (); $x -> fancy_stuff (); ?>
Этот специальный метод может быть использован для реализации перегрузки методов: вы можете исследовать полученные аргументы и в зависимости от результата вызвать подходящий для данного случая закрытый метод, например:
Пример 8: Перегрузка методов с помощью __call
class Magic {
function __call ( $name , $arguments ) { if( $name == 'foo' ) { if( is_int ( $arguments [ 0 ])) $this -> foo_for_int ( $arguments [ 0 ]); if( is_string ( $arguments [ 0 ])) $this -> foo_for_string ( $arguments [ 0 ]); } }
private function foo_for_int ( $x ) { print( "у, смотрите, целое число!" ); }
private function foo_for_string ( $x ) { print( "у, смотрите, строка!" ); } }
$x = new Magic (); $x -> foo ( 3 ); $x -> foo ( "3" ); ?>
__set и __get
Но это ещё не всё, теперь вы можете определить методы __set и __get для "отлова" всех попыток изменения или доступа к неопределённым (или недоступным) переменным.
Пример 9: __set и __get
class foo {
function __set ( $name , $val ) { print( "Привет, вы попытались присвоить значение $val переменной $name" ); }
function __get ( $name ) { print( "Привет, вы пытались обратиться к $name" ); } }
$x = new foo (); $x -> bar = 3 ; print( $x -> winky_winky ); ?>
Указание типов для аргументов
В PHP5 вы сможете "сказать" методу, что он должен получить в качестве аргумента объект определённого типа.
Пример 10: указание типов
class foo { // код ... }
class bar { public function process_a_foo ( foo $foo ) { // Ещё какой-нибудь код } }
$b = new bar (); $f = new foo (); $b -> process_a_foo ( $f ); ?>
Как вы заметили, перед именем аргумента теперь можно поставить имя его класса, и таким образом PHP5 определит, что переменная $foo должна быть класса foo.
Статические члены класса
Статические члены и статические методы могут использоваться для реализации того, что в ООП называется "методы класса" и "переменные класса".
"Статическим методом класса" называют метод, который можно вызвать без создания объекта этого класса. "Переменной класса" называют переменную, к которой можно обратиться без создания объекта этого класса (и метод доступа при этом не потребуется).
Пример 11: методы класса и переменные класса
class calculator { static public $pi = 3.14151692 ;
static public function add ( $x , $y ) { return $x + $y ; } }
$s = calculator :: $pi ; $result = calculator :: add ( 3 , 7 ); print( "$result" ); ?>
Исключения
Исключения - это общепринятый подход к обработке ошибок и неожиданных ситуаций в таких языках как Java и C++; в PHP5 перехват исключений реализован с помощью пары "try" - "catch".
Пример 12: Исключения
class foo {
function divide ( $x , $y ) { if( $y == 0 ) throw new Exception ( "деление на ноль недопустимо" ); return $x / $y ; } }
$x = new foo ();
try { $x -> divide ( 3 , 0 ); } catch ( Exception $e ) { echo $e -> getMessage (); echo "\n \n" ; // Какие-нибудь драконовские меры } ?>
Как вы видите, "try" используется для обозначения блока, в котором находятся ошибки, обрабатываемые оператором "catch", стоящим в конце блока. В блоке "catch" вам нужно реализовать вашу собственную политику обработки ошибок. В итоге получаем удобочитаемый код и всего один блок обработки ошибок.
Исключения, определённые пользователем
Для обработки непредвиденных проблем в ваших программах вы можете определить ваши собственные исключения. Всё, что вам нужно - это просто дополнить (extend) класс Exception, определив конструктор класса и метод getMessage.
Пример 13: Исключения, определённые пользователем
class WeirdProblem extends Exception {
private $data ;
function WeirdProblem ( $data ) { parent :: exception (); $this -> data = $data ; }
function getMessage () { return $this -> data . " вызвало какое-то странное исключение!" ; } } ?>
Потом, для возбуждения определённого вами исключения используйте конструкцию throw new WeirdProblem($foo); если исключение происходит внутри блока try{}, то PHP5 передаст управление в "catch"-блок для обработки.
Пространства имён
В целях удобства классы и функции могут быть сгруппированы в пространства имён (namespaces).
Примечение: разработчики отказались от поддрежки этой возможности.
Пример 14: Пространство имён
namespace Math {
class Complex { //...код... function __construct () { print( "привет" ); } } }
$m = new Math :: Complex (); ?>
Обратите внимание на синтаксис использования именного пространства для обозначения класса, объект которого мы создаём. Пример практического применения: создание одноимённых классов в разных именных пространствах; при этом классы делают отличную друг от друга работу (имея одинаковый интерфейс).
|