Среди множества заданных нам за последние годы вопросов, касающихся программы Adobe Photoshop, один стоял несколько особняком: "Как в пакете Photoshop можно получить настоящий смесевой (spot) цвет Pantone?" Дело в том, что Photoshop не позволяет использовать смесевой цвет для рисования инструментами или заливки областей. Но когда нет прямого пути, часто можно найти обходные тропинки. В данной статье мы по тайным тропам проведем вас в страну под названием "Смесевой цвет в пакете Photoshop". Но первым делом нужно понять, что такое смесевые цвета и чем они отличаются от триадных (process), а также почему пакет Photoshop не может работать непосредственно со смесевыми цветами.
Смесевой цвет против триадного
Триадный цвет позволяет имитировать любой цвет путем смешения в различных пропорциях голубого, пурпурного, желтого и черного. Рассмотрите через увеличительное стекло любое изображение в цветном журнале, и вы увидите, что оно состоит только из мельчайших точек четырех цветов, составляющих элементы полутонового растра.
Смесевые цвета (такие, как Pantone) - это краски, которые точно совпадают с определенным цветом. Например, если в логотипе вашей компании используется черный и еще один цвет, репродуцировать логотип лучше всего черной краской и смесевым цветом. Нерационально печатать в четыре краски для того, чтобы получить один-единственный цвет. Кроме того, существуют некоторые цвета - например, электрический синий и ярко-золотой - которые нельзя имитировать при помощи триадных цветов. Большинство двух- или трехцветных работ печатаются смесевыми цветами. Однако смесевые цвета совершенно не годятся для большинства полноцветных работ - можно сойти с ума, пытаясь смешать тысячи красок для крошечных участков изображения.
Как Photoshop работает с цветом
Когда в Photoshop приходится описывать цвета, смесевые цвета подвергаются мгновенной и безболезненной "смерти". Цвета RGB и CMYK описываются легко и просто, поскольку внутри программы каждый пиксел разделяется на какое-то количество голубого, какое-то - пурпурного и так далее. Но не существует законного способа сообщить программе, что ваше изображение состоит из цветов CMYK плюс смесевой цвет, например, Pantone 286.
Когда цвет Pantone выбирается из палитры цветов Photoshop, в действительности задается не настоящий смесевой цвет. Вы получите лишь RGB- или CMYK-представление (в зависимости от режима, в котором представлено изображение) этого цвета. Даже если вы захотите, чтобы в случае, когда выполняется вывод цветоделенных пленок цветного изображения, цвет Pantone был выведен на отдельную пленку, ничего не выйдет. Цветоделение будет сделано только для триадных цветов.
Единственный случай, когда Photoshop правильно оперирует со смесевыми цветами - это создание двухкрасочных растровых репродукций (duotone), но двухкрасочные полутона не очень подходят для логотипов, двухцветных иллюстраций и выполнения большинства других работ, в которых необходимо использовать смесевые цвета.
Фокус с каналами
К счастью, существует парочка методов, которые позволяют заставить Photoshop работать со смесевыми цветами. Наиболее простая технология - это создание нового канала в палитре Channels (Каналы). Чтобы ее реализовать, выполните следующие действия:
Удерживая кнопку
В окне диалога Channel Options (Опции канала) выберите необходимый смесевой цвет (щелкнув по образцу цвета); это нужно лишь для предварительного просмотра на экране, поэтому вы можете выбрать любой цвет, который более-менее совпадает с желаемым;
Задайте значение 85% в поле Opacity (Непрозрачность); точная цифра неважна - поскольку это делается лишь для предварительного просмотра на экране - но 85% довольно удачно имитирует непрозрачность смесевого цвета;
Измените название канала, обозначив его по имени смесевого цвета;
Выберите новый канал в качестве активного (он станет активным автоматически в тот момент, когда вы щелкнете по кнопке OK), а затем щелкните по колонке с глазом для составного канала (она обозначена RGB или CMYK).
Теперь, когда вы будете рисовать на этом канале (но не на других каналах), будет казаться, что вы рисуете смесевым цветом. Этот фокус поможет нам решить почти все проблемы, связанные с использованием смесевых цветов. Однако есть еще несколько вещей, о которых следует помнить.
Во-первых, по экрану нельзя будет точно определить реальный цвет, а также оценить его взаимодействие с другими цветами на странице. Поэтому точное знание характеристик смесевого цвета - например, значения его непрозрачности - поможет перевести экранное представление в печатное.
Далее, для того, чтобы выполнить цветоделение подобных изображений, необходимо использовать соответствующий дополнительный модуль к Photoshop. Это делают два модуля: Platemaker (компании a lowly apprentice productions, 199 долл.) и Channel/24 (единственный способ заполучить его - приобрести за 350 долл. в комплекте с набором MC-P/Co-Co, который мы рассмотрим ниже). Эти дополнительные модули сохраняют изображение в формате DCS 2.0, который может открываться и печататься из пакетов QuarkXPress или PageMaker.
Третья проблема состоит в том, что если смесевой цвет перекрывается любыми другими цветами, вы должны вручную сделать выворотку (knock-out) цветов заднего плана, удалив их из перекрывающихся областей (если только вы не хотите, чтобы смесевой цвет был напечатан поверх цветов фона).
Если вы используете смесевые цвета в качестве формы для выворотки или лакировки, то просто обязаны ознакомиться с возможностями дополнительного модуля MC-P/Co-Co (компании Visu Technologies и распространяемого Pantone). Это довольно дорого, но при большом объеме подобных работ затраты окупятся.
Через CMYK
Другой метод создания смесевых цветов в пакете Photoshop - использование голубого, пурпурного, желтого и черного каналов в качестве смесевых. Например, если вы создаете двухцветное изображение с черным и смесевым цветом "бургунди" (бордовым), то можете поместить черный на черную форму, а "бургунди" - на пурпурную. Когда вы понесете цветоделенные пленки в типографию, то должны будете сообщить, что пурпурная форма на самом деле должна быть напечатана определенным цветом Pantone. (В данном случае лучше всего написать заданный цвет Pantone на самой пленке.)
Здесь есть одна сложность, поскольку экранное представление, обеспечиваемое такой технологией, будет абсолютно неверным. К счастью, в окне диалога Printing Inks Setup (Настройка печатных красок) Photoshop позволяет изменить способ задания триадных цветов. Если переопределить пурпурный, задав для него "бургунди", экранное представление окажется намного ближе к результату печати. (Однако перед выводом цветоделенных пленок не забудьте в окне Printing Inks Setup восстановить схему SWOP или другие используемые вами параметры красок.)
Будущее смесевых цветов
Когда-нибудь разработчики из Adobe должны наконец очнуться от своих снов, расцвеченных исключительно в триадные цвета, и осознать тот факт, что десятки тысяч пользователей Photoshop ежедневно работают со смесевым цветом. Мы надеемся, что придет время, когда для выполнения в пакете Photoshop таких простых операций, как создание текста или дизайн логотипа со смесевыми цветами, описанные нами "фокусы" больше не понадобятся. Ну, а пока разрешить проблему смесевого цвета в Photoshop вам помогут наши советы.