Перспективы развития е-коммерции в свете "национальных особенностей"
Прошедший год ознаменовался мировыми потрясениями, на которые экономика как один из столпов существования человечества не могла не отреагировать. Она и отреагировала, показав всем, какое это прочное и обладающее огромной инерцией образование. Проще говоря, чтобы развалить мировую экономическую систему, потребны бОльшие катаклизмы, чем разрушение двух конторских зданий (пусть и высоких) в Нью-Йорке и мировая война с терроризмом.
Российский интернет-бизнес также не принёс своим пользователям экстраординарных неожиданностей, и вот это уже не так весело. В соответствии со сложившейся дурной традицией многие интернет-бизнесмены предпочли расходовать инвестируемые в проекты ресурсы не на укрепление и развитие этих последних, а на фейерверк рекламных акций и прочее внешнее украшательство, а также (как апофеоз маркетинговой деятельности) - на тупое наращивание количества посетителей, наращивание как самоцель, без чёткой стратегии и с сомнительной эффективностью. Как следствие - крушение многих интернет-проектов. Тендеция предсказуемая и легко прослеживаемая: лопаются даже самые ярко раскрашенные воздушные шарики...
Однако Рунет жив и даже довольно упитан; отдельные деятели электронной коммерции подсчитывют прибыль, правда, не очень большую. Что же позволило выжить российскому электронному бизнесу?
Приходится повторять прописные истины, но ничего, видно, с этим не поделаешь. Это:
• Стратегический маркетинг; • Оптимизация расходов (в т.ч. на рекламу и увеличение штатов); • Последовательность и целеустремлённость.
Речь идёт о том же, о чём говорилось уже в наших предыдущих статьях: при высоком качестве технологических и дизайнерских решений наш интернет-бизнес страдает хроническими заболеваниями маркетинга. Да что там, подчас - полным его отсутствием и надеждой на национальный авось.
Вот и выясняется, что без поддержки инвесторов не могут существовать даже крупные и маститые интернет-предприятия. А КАКОЙ ЖЕ ЭТО БИЗНЕС, ЕСЛИ ОН НЕ ПРОСТО НЕ ПРИНОСИТ ДОХОДОВ, А НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ ВЛИВАНИЯ РЕСУРСОВ ИЗВНЕ? Это как-то по-другому нужно называть, это - что угодно, только не бизнес...
И это всё при том, что специалисты оценивают перспективы развития нашей е-коммерции как положительные. В самом деле, по данным исследователей, рынок интернет-рекламы в 2002 году составит более восьми млн. долл. (при пяти с половиной в 2001 году). Увеличение рекламного рынка, вам это объяснять не надо, напрямую связано с увеличением рынка сбыта товаров и услуг. И дело для е-купцов за малым: не проворонить в очередной раз то, что само плывёт в руки; действовать грамотно и профессионально. В первую очередь это касается маркетинговой политики.
Конечно, объёмы вложений средств в интернет-рекламу на западе (а это миллиарды долларов) не могут пока сравниться с нашими. Но это прекрасно! Теперь-то и учиться, чтобы, когда они станут (а они станут!) сопоставимыми, быть во всеоружии. Интернет в России отличается от западного собрата не сильно:
- количеством пользователей (20-50 % населения); - значительной долей коммерческой составляющей (в сравнении с чисто информационной),-
то есть отличия эти исключительно КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ, и, стало быть, в деле перенимания опыта ими можно пренебречь. (Мы не хотим сказать, что нужно механически переносить на русскую почву западные бизнес-теории; но общие принципы, с поправкой на всем известные "национальные особенности", остаются неизменными.)
Целесообразно напомнить, что основой основ западного маркетинга является его направленность на клиента. Парадоксально, но факт: буржуям не важно, ЧТО продавать, важно - КОМУ и, следовательно, КАК. Первейшим принципом маркетинга должно стать всестороннее исследование целевой аудитории (уже имеющейся) и поиск новой. Это гораздо проще делать посредством Сети (сравните интерактивность последней, например, с рекламным изданием). Полезно при этом не забывать и о старых, проверенных методах - бумажных письмах и анкетах, опросах "вживую". По этому пути у нас, кстати, шли "не дутые" (следовательно и выжившие) интернет-компании в 2001 году.
Уходит в прошлое подход к продаже товара Эпохи первоначального накопления: "С глаз долой - из сердца вон". Придётся пошевелиться. Классическая двухходовка (купил дёшево - продал дороже) замещается трудоёмкой, но стратегически выгодной западной моделью:
1. Изучение рынка, маркетинг. 2. Производство продукта (услуги). 3. Продажа. 4. Послепродажное обслуживание (сервис).
Сохранить прежних покупателей дешевле, чем приобретать новых, а зная запросы первых, легче находить вторых. Это и есть стратегия, в наших условиях описываемая так: не поскупись сегодня, мысли стратегически, - не придётся завтра приглашать кризисного менеджера...
Итак, Рунет и его база - е-коммерция - живы. Жива и наша рассылка, чему свидетельством - эта статья. В следующем выпуске мы постараемся показать на конкретных примерах способы создания и функционирования интернет-проектов, ПРИНОСЯЩИХ ПРИБЫЛЬ. из столпов существования человечества не могла не отреагировать. Она и отреагировала, показав всем, какое это прочное и обладающее огромной инерцией образование. Проще говоря, чтобы развалить мировую экономическую систему, потребны бОльшие катаклизмы, чем разрушение двух конторских зданий (пусть и высоких) в Нью-Йорке и мировая война с терроризмом.
Российсккий интернет-бизнес также не принёс своим пользователям экстраординарных неожиданностей, и вот это уже не так весело. В соответствии со сложившейся дурной традицией многие интернет-бизнесмены предпочли расходовать инвестируемые в проекты ресурсы не на укрепление и развитие этих последних, а на фейерверк рекламных акций и прочее внешнее украшательство, а также (как апофеоз мракетинговой деятельности) - на тупое наращивание количества посетителей, наращивание как самоцель, без чёткой стратегии и с сомнительной эффективностью. Как следствие - крушение многих интернет-проектов. Тендеция предсказуемая и легко прослеживаемая: лопаются даже самые ярко раскрашенные воздушные шарики...
Однако Рунет жив и даже довольно упитан; отдельные деятели электронной коммерции подсчитывют прибыль, правда, не очень большую. Что же позволило выжить российскому электронному бизнесу?
Приходится повторять прописные истины, но ничего, видно, с этим не поделаешь. Это:
• Стратегический маркетинг; • Оптимизация расходов (в т.ч. на рекламу и увеличение штатов); • Последовательность и целеустремлённость.
Речь идёт о том же, о чём говорилось уже в наших предыдущих статьях: при высоком качестве технологических и дизайнерских решений наш интернет-бизнес страдает хроническими заболеваниями маркетинга. Да что там, подчас - полным его отсутствием и надеждой на национальный авось.
Вот и выясняется, что без поддержки инвесторов не могут существовать даже крупные и маститые интернет-предприятия. А КАКОЙ ЖЕ ЭТО БИЗНЕС, ЕСЛИ ОН НЕ ПРОСТО НЕ ПРИНОСИТ ДОХОДОВ, А НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ ВЛИВАНИЯ РЕСУРСОВ ИЗВНЕ? Это как-то по-другому нужно называть, это - что угодно, только не бизнес...
И это всё при том, что специалисты оценивают перспективы развития нашей е-коммерции как положительные. В самом деле, по данным исследователей, рынок интернет-рекламы в 2002 году составит более восьми млн. долл. (при пяти с половиной в 2001 году). Увеличение рекламного рынка, вам это объяснять не надо, напрямую связано с увеличением рынка сбыта товаров и услуг. И дело для е-купцов за малым: не проворонить в очередной раз то, что само плывёт в руки; действовать грамотно и профессионально. В первую очередь это касается маркетинговой политики.
Конечно, объёмы вложений средств в интернет-рекламу на западе (а это миллиарды долларов) не могут пока сравниться с нашими. Но это прекрасно! Теперь-то и учиться, чтобы, когда они станут (а они станут!) сопоставимыми, быть во всеоружии. Интернет в России отличается от западного собрата не сильно:
- количеством пользователей (20-50 % населения); - значительной долей коммерческой составляющей (в сравнении с чисто информационной),-
то есть отличия эти исключительно КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ, и, стало быть, в деле перенимания опыта ими можно пренебречь. (Мы не хотим сказать, что нужно механически переносить на русскую почву западные бизнес-теории; но общие принципы, с поправкой на всем известные "национальные особенности", остаются неизменными.)
Целесообразно напомнить, что основой основ западного маркетинга является его направленность на клиента. Парадоксально, но факт: буржуям не важно, ЧТО продавать, важно - КОМУ и, следовательно, КАК. Первейшим принципом маркетинга должно стать всестороннее исследование целевой аудитории (уже имеющейся) и поиск новой. Это гораздо проще делать посредством Сети (сравните интерактивность последней, например, с рекламным изданием). Полезно при этом не забывать и о старых, проверенных методах - бумажных письмах и анкетах, опросах "вживую". По этому пути у нас, кстати, шли "не дутые" (следовательно и выжившие) интернет-компании в 2001 году.
Уходит в прошлое подход к продаже товара Эпохи первоначального накопления: "С глаз долой - из сердца вон". Придётся пошевелиться. Классическая двухходовка (купил дёшево - продал дороже) замещается трудоёмкой, но стратегически выгодной западной моделью:
1. Изучение рынка, маркетинг. 2. Производство продукта (услуги). 3. Продажа. 4. Послепродажное обслуживание (сервис).
Сохранить прежних покупателей дешевле, чем приобретать новых, а зная запросы первых, легче находить вторых. Это и есть стратегия, в наших условиях описываемая так: не поскупись сегодня, мысли стратегически, - не придётся завтра приглашать кризисного менеджера...
Итак, Рунет и его база - е-коммерция - живы. Жива и наша рассылка, чему свидетельством - эта статья. В следующем выпуске мы постараемся показать на конкретных примерах способы создания и функционирования интернет-проектов, ПРИНОСЯЩИХ ПРИБЫЛЬ.
|