Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

NVIDIA G71 vs. ATI R580. Обзор видеокарт ASUS EAX1900XTX и ASUS EN7900GTX

Мы уже неоднократно отмечали, что развитие рынка графических ускорителей поражает своей стремительностью. Поистине удивительно, насколько быстро совершенствуются технологии, растут количества пиксельных процессоров и мегагерц. Ведущие производители компьютерной графики, как по команде, анонсируют новые поколения своих решений в начале или в конце года, делая это с интервалом в пару месяцев.

Мы уже неоднократно отмечали, что развитие рынка графических ускорителей поражает своей стремительностью. Поистине удивительно, насколько быстро совершенствуются технологии, растут количества пиксельных процессоров и мегагерц. Ведущие производители компьютерной графики, как по команде, анонсируют новые поколения своих решений в начале или в конце года, делая это с интервалом в пару месяцев.

24 января компания ATI Technologies представила новый графический процессор Radeon X1900. Цифры были действительно впечатляющими, и рекордное количество пиксельных процессоров (48) сделало своё дело. Сразу же после анонса графическое решение компании ATI стало лидером, обогнав GeForce 7800 GTX 512. Учитывая дефицит чипов G70, GeForce 7800 GTX 512 в одночасье стал раритетом. Рынок требовал ответа NVIDIA, и он последовал - 9 марта был анонсирован G71.

NVIDIA G71

Прежде чем начать подробно рассказывать о возможностях NVIDIA G71, мы решили сделать небольшую таблицу, в которую собрали основные технические характеристики GeForce 7900 GTX, GeForce 7800 GTX, Radeon X1900 XTX, Radeon X1800 XT.

7900 GTX

7900 GT

7800 GTX 512

X1900 XTX

Техпроцесс

90 нм

90 нм

110 нм

90 нм

Количество транзисторов

278 млн.

278 млн.

302 млн.

384 млн.

Тактовые частоты чипа (вершинный блок, ядро) в МГц

700/650

470/450

550/550

650/650

Тактовые частоты памяти (МГц/ DDR)

800/1600

660/1320

850/1700

775/1550

Вершинные процессоры

8

8

8

8

Пиксельные процессоры

24

24

24

48

ROP

16

16

16

16

Ширина шины памяти

256 бит

256 бит

256 бит

256 бит

Объём памяти

512 Мбайт

256 Мбайт

512 Мбайт

512 Мбайт

Пропускная способность памяти

51,2 Гбайт/с

42,2 Гбайт/с

54,4 Гбайт/с

49,6 Гбайт/с

RAMDAC

2 х 400 МГц

2 х 400 МГц

2 х 400 МГц

2 х 400 МГц

Шина

PCI Express

PCI Express

PCI Express

PCI Express

Как видим, характеристики современных графических Hi-End решений впечатляют. Все эти десятки различных математических блоков для обработки шейдеров, мегагерцы графического ядра и гигабайты пропускной шины памяти не могут не производить впечатления.

Первые неофициальные новости и слухи о GeForce 7900 GTX говорили о том, что решение будет иметь 32 пиксельных процессора, 32 текстурных модуля и 16 растеризаторов, однако реалии рынка диктуют свои условия. Судя по всему, острой необходимости в столь значительном увеличении математических блоков не было, да и изменение последних потребовало бы разработки кардинально нового дизайна, что повлекло бы существенные затраты.

На первый взгляд кажется, что G71 отличается от предшественников лишь частотами и техпроцессом. Однако это далеко не так. В сравнение с предшественником, у GeForce 7900 GTX на 24 миллиона транзисторов меньше, чем у GeForce 7800 GTX. Сей факт не может не радовать, меньшее количество транзисторов + более тонкий техпроцесс = меньшая площадь ядра и лучшие тепловые характеристики чипа. Также стоит отметить, что благодаря меньшей площади ядра, последних на кремневой подложке поместится больше, что, конечно же, скажется на снижении стоимости. NVIDIA GeForce 7900 GTX c уверенностью можно назвать самым простым графическим решением такого уровня на сегоднешний день. Каким образом компании NVIDIA удалось добиться такой экономии транзисторов, не ставя под угрозу функциональность продукта, остаётся загадкой. Вполне можно предположить, что G70, как говорится, "мог больше для своего времени", т.е. обладал некоей избыточностью, однако не исключено, что NVIDIA удалась оптимизировать определённые блоки GPU, за счёт чего были сэкономлены эти самые 24 миллиона. В любом случае, нам остаётся только предполагать, так как достоверной информацией мы не располагаем. О таких технологиях вендоры предпочитают не распространяться по вполне понятным и очевидным причинам.

Частота ядра у G71 составляет 650 МГц, что на 100 МГц больше, чем у предшественника в лице GeForce 7800 GTX. Стоит отметить, что GeForce 7900 GTX является второй видеокартой в мире, способной работать на частоте ядра 650 МГц (первой была ATI Radeon X1900 XTX). Есть ещё S3 Graphics Chrome S27, графический процессор которой работает на частоте 700 МГц, однако это мало ей помогает, и по уровню производительности она очень далека от современных Hi-End решений.

Также стоит отметить, что у GeForce 7900 GTX различные блоки GPU функционируют на разных частотах - так, вершинные процессоры работают на частоте 700 МГц, а пиксельные - 650 МГц. Для младшего брата NVIDIA GeForce 7900 GT эти значения равняются 470 МГц и 450 МГц соответственно для вершинных и пиксельных процессоров.

В новое поколение графических решений компания NVIDIA интегрировала два контроллера dual-link DVI, соответственно, теперь продукты калифорнийской компании не нуждаются в применении дополнительных чипов для организации двухканального интерфейса DVI. Потребители видеокарт, в основу которых лёг G71, без проблем смогут использовать TFT-дисплеи высокого разрешения. Поддержка аналоговых дисплеев осталась на прежнем уровне: два 400 мегагерцовых RAMDAC позволяют использовать максимальное разрешение 2048х1526х85 Гц.

Завершить свой небольшой рассказ о G71 хотелось бы повествованием о энергопотреблении данного решения. Мы уже упоминали выше о значительном сокращении количества транзисторов GeForce 7900 GTX, что, соответственно, явно отразилось на его энергопотреблении. Даже в нереальном режиме работы, когда G71 функционирует в пиковом режиме, т.е. все резисторы GPU работают, уровень его энергопотребления не превышает 120 Вт. Однако это нереальная цифра. В многочисленных конференциях различные пользователи выкладывают свои измерения, составляющие примерно 85-90 Вт. Согласитесь, это очень хорошо - учитывая возросшие частоты, новый флагман NVIDIA по уровню энергопотребления соответствует предшественнику в лице GeForce 7800 GTX 512. Таким образом, NVIDIA GeForce 7900 GTX на момент написания материала является лидером по экономичности энергопотребления в своем классе. Соответственно, для персонального компьютера, в котором будет установлен GeForce 7900 GTX, не требуется применения сверхмощного блока питания, вполне можно ограничиться качественным блоком питания мощностью 400-450 Вт, который вполне сможет справится и со SLI-конфигурацией из двух NVIDIA GeForce 7900 GTX.

ATI R580

Когда мы впервые увидели спецификации R580, это вызвало у нас шок: 48 пиксельных процессоров - это вам не шутки. В основе Radeon X1900 лежит архитектура Radeon X1000, по сути, R580 является реинкарнаций Radeon X1800. Канадской компании не пришлось разрабатывать новый флагман с нуля, благодаря отличной маштабируемости архитектуры Radeon X1000, увеличивать количество пиксельных процессоров стало значительно легче, соответственно, наращивать производительность новых решений стало проще.

Основные отличиями R580 от предшественника R520 являются наличие 48 пиксельных процессоров, большее количество регистров общего назначения, поддержка Fetch4 и увеличенный на 50% иерархический Z-буфер (HyperZ buffer).

Z-буфер и регистры общего значения в излишних разъяснениях не нуждаются, а вот слово Fetch4, скорее всего, не очень знакомо большинству читателей. Эта возможность предназначена для четырёхкратного ускорения выборки текстур.

Количество транзисторов у Radeon X1900, в сравнении с Radeon X1800, выросло на 60 миллионов, а чистая вычислительная мощность - на 200%. Конечно, не стоит воспринимать последнюю цифру в буквальном смысле. В большинстве современных компьютерных игр такая вычислительная мощь будет попросту не востребована, поэтому не стоит ждать от R580 чудес и обещанных 200%. Radeon X1900 разработан с прицелом на будущее и для компьютерных игр будущего, в которых, по словам канадского производителя графических чипов, он и сможет полностью реализовать себя.

Напоследок несколько слов о энергопотреблении R580. До недавнего времени лидером среди самых прожорливых Hi-End решений считался Radeon X1800 XT, однако Radeon X1900 XTX без особых усилий его опередил. Энергопотребление стандартной видеокарты, в основу которой лёг графический чип ATI Radeon X1900 XTX, составляет порядка 120 Вт. Наличие 48 пиксельных процессоров и столь великое количество транзисторов делают своё дело, поэтому необходимость качественного блока питания с мощностью 500 Вт и выше более чем оправдана. А в компьютерных системах, использующих две видеокарты ATI Radeon X1900 XTX в режиме CrossFire, потребуется ещё более мощный блок питания.

NVIDIA vs. ATI Какой путь выбрать для увеличения производительности?

Если вы внимательно читали о чипах NVIDIA G71 и ATI R580, то могли заметить, что каждый из производителей использует свой собственный подход для увеличения производительности. Скорость в 3D зависит от очень многих факторов: архитектура, частота, число исполнительных блоков. Казалось бы, всё просто: частоты выше, блоков побольше, и всё в шоколаде. Однако это не совсем так. Ещё несколько лет назад можно было бы обойтись таким подходом, в играх прошлых лет практически все спецэффекты создавались при помощи мультитекстурирования, соответственно, чтобы добиться высокой производительности от графического решения, достаточно было большего количества блоков наложения текстур (TMU). Компьютерные игры сегодняшнего дня для реализации красот виртуального мира используют пиксельные шейдеры. Напомним, что шейдер - это программа, исполняемая внутри ускорителя за счёт мощностей графического процессора, состоящая из двух видов инструкций - текстурных и математических. Стоит отметить, что в последних компьютерных играх наблюдается значительный рост сложности математической части пиксельных шейдеров.

Итак, что мы имеем? Компьютерные игры в зависимости от возраста предъявляют разные требования к аппаратной части графического процессора. Соответственно, для того чтобы решение обеспечивало приличную производительность в компьютерных играх нового поколения и не падало в грязь лицом в играх прошлого, производители вынуждены правильно предугадывать требования, которыми могут обладать новые компьютерные игры, и в тоже время постоянно искать правильный баланс, чтобы производительность в старых играх также была на уровне.

Это очень непростая задача, и, как мы видим, оба вендора подошли к данному вопросу по-разному. Калифорнийская компания делает ставку на то, что компьютерные игры будущего будут требовать от GPU больше как математических вычислений, так и операций с текстурами, поэтому NVIDIA пытается балансировать между этими двумя факторами и оснащает свою GeForce 7900GTX 24 пиксельными процессорами, 24 TMU и 16 растеризаторами. В то же время канадский конкурент делает ставки исключительно на математические вычисления, поэтому, создавая Radeon X1900 (R580), компания ATI делала основной упор на увеличение количества пиксельных конвейеров, пренебрегая остальными частями GPU, такими как TMU и растеризаторы.

Как видим, два конкурента - два разных подхода. Какой из них эффективнее в играх сегодняшнего и завтрашнего дней? Мы, несомненно, ответим на этот вопрос, протестировав оба решения.

ASUS EAX1900XTX

1900XTX перспектива


Технические характеристики карты ASUS EAX1900XTX

Производитель карты

ASUS

Графический процессор

R580

Частота чипа, МГц

650

Память

G-DDR 3, 256 Мбайт

Частота памяти, МГц

775 (1550 DDR)

Ширина шины памяти, бит

256

Интерфейс

PCI Express 16x

RAMDAC

2x400 МГц

Количество вершинных конвейеров

8

Количество пиксельных конвейеров

48

API

DirectX 9.0c, OpenGL 1.5

Контроль системы охлаждения

+

Дополнительное питание

+

Разъёмы подключения мониторов

DVI и DVI

Наличие TV-Out

Да

Наличие TV-IN

Да

Цена, $

~525


1900XTX упаковка

Видеокарта ASUS EAX1900XTX поставляется в большой коробке. Дизайн коробки выдержан в типичном (читай "набившем оскомину") стиле "дядька с каменным лицом и ружьём" или "девушка с большой грудью и каким-нибудь оружием в руках".

1900XTX комплект

Комплект поставки, как и положено по статусу и классу, богат:

  • 1 переходник DVI-I->D-Sub;
  • переходник для внешнего питания;
  • коммутационный блок VIVO/HDTV;
  • руководство по установке;
  • диск с многоязычным руководством;
  • CD с драйверами;
  • CD с ПО для VIVO;
  • CD с компьютерной игрой King-Kong;
  • несколько CD с различными интересными компьютерными играми;
  • кожаный кейс для компакт-дисков.

Комплект поставки порадовал - в нём есть всё необходимое и даже некоторые приятные излишества, в виде кожаного кейса и неплохого набора компакт-дисков с компьютерными играми. Коммутационный блок, благодаря которому можно без проблем задействовать видеовход одновременно с подключением HDTV-устройства, очень удобен - с обычными разветвителями VIVO, YPbPr и кабелями S-Video, RCA осуществить это попросту невозможно.

1900XTX вид сверху м
Увеличить

1900XTX вид снизу

На первый взгляд дизайн ASUS EAX1900XTX не отличается от Radeon X1800 XT, и логично предположить, что Radeon X1900XTX использует дизайн PCB от X1800 XT. Однако при более внимательном рассмотрении отличия всё-таки есть, и это отчётливо видно с обратной стороны печатной платы. У EAX1900XTX практически нет нераспаянных элементов питания, чего не скажешь о R520. Это вполне логично: R580 более прожорлив и, соответственно, предъявляет более жёсткие требования к схеме питания, которая на видеокарте ASUS представлена 7 катушками индуктивности и таким же количеством силовых ключей. Нераспаянные элементы здесь попросту отсутствуют.

1900XTX вид сверху

Фронтальная часть PCB также претерпела некоторые изменения, касающиеся системы питания. На ней появились микросхема контроллера питания, мосфет, а также несколько мелких элементов и большее, в сравнении с R520, число миниатюрных конденсаторов.

1900XTX чипы

В остальном дизайны PCB одинаковы, менять что-либо дополнительно было бы нецелесообразно, референс-дизайн Radeon X1800 хорошо проработан и рассчитан на работу графического процессора и чипов памяти на достаточно высоких частотах.

Сама по себе видеокарта ASUS EAX1900XTX использует референсный дизайн PCB ATI RADEON X1900 XTX. Вернее будет сказать, что на референс-плату была просто наклеена наклейка ASUS. Все видеокарты, основанные на базе графического чипа RADEON X1900 XTX, косвенно впускаются самим канадским производителем чипсетов ATI. Компания размещает заказы на данные продукты на различных фабриках, поэтому и ASUS, и MSI, и Sapphire одинаковы.

Конечно, в теории, в будущем вполне возможно появление вендорских разработок на базе ATI RADEON X1900 XTX. Учитывая тот факт, что PCB R520 и R580 совместимы, не исключено, что кто-то из производителей видеокарт воспользуется референсом Radeon X1800 для создания X1900 XTX. Главное - это, конечно, учесть повышенные требования 1900 к питанию.

Система охлаждения на ASUS EAX1900XTX перекочевала с Radeon X1800 XT.

Алюминиевый радиатор достаточно массивен, он прикрывает не только процессор, но и чипы памяти. Медный радиатор с тонкими рёбрами прикрыт кожухом. Радиальный вентилятор с изогнутыми частыми рёбрами забирает воздух внутри системного блока и прогоняет воздушный поток через медные рёбра, выбрасывая его за пределы корпуса.

Кристалл графического процессора контактирует с подошвой радиатора через слой густой серой термопасты, память тоже имеет контакт с радиатором через термопрокладки. Охлаждение организовано довольно грамотно, ни GPU, ни память не перегреваются.

Видеокарта ASUS EAX1900XTX использует сложную схему управления оборотами кулера: таходатчик присутствует, и это хорошо видно при работе - в зависимости от нагрузки регулируется скорость вращения вентилятора.

Акустические характеристики применяемой системы охлаждения не разочаровали. Видеокарта достаточно тихая, но только при низких оборотах вентилятора. При длительной работе чип начинает греться, обороты вентилятора увеличиваются, и это приводит к шуму, который частенько становится не очень приятным, и не в последнею очередь из-за того, что резонирует кожух, прикрывающий радиатор.

Снимаем систему охлаждения…

1900XTX радиатор

Обратите внимание на размеры чипа - они выросли, но незначительно. Всё-таки рост числа транзисторов не очень большой, соответственно, площадь кристалла также выросла незначительно. Сам GPU защищён от повреждений традиционной металлической рамкой.

На плате ASUS EAX1900XTX распаян чип Rage Theater. Мы бы очень удивились, если бы в подобного рода продукте его не было.

1900XTX видео чип

Видеокарта оснащена следующими выходами: два DVI (переходник на D-Sub есть в комплекте) и S-Video.

1900XTX разъемы

Мощности, подаваемой через разъём PCI Express x16, для питания прожорливого ATI RADEON X1900 XTX явно мало, поэтому на видеокарте присутствует разъём для подключения дополнительного питания.

Посадочные места для памяти имеются только на фронтальной стороне PCB, чипы памяти расположены по кругу в виде лепестков ромашки.

Графический процессор, как и положено по спецификации RADEON X1900 XTX, работает на частоте 650 МГц.

В видеокарте используется GDDR-3 память Samsung - K4J52324QC-BJ11.

gpu mem

Эти чипы имеют ёмкость 512 Мбит и время доступа 1.1 нс. Номинальная рабочая частота составляет 900 (1800) МГц, но в ATI RADEON X1900 XTX память работает на стандартной для него частоте 775 (1550) МГц. Поскольку ёмкость одной микросхемы равна 512 Мбит, 8 таких микросхем в сумме дают нам 512 Мбайт. Память Samsung - K4J52324QC-BJ11 имеет организацию 16Мх32, поэтому ширина шины памяти составляет 256 бит.

ASUS EN7900GTX

7900GTX перспектива


Технические характеристики карты ASUS EN7900GTX

Производитель карты

ASUS

Графический процессор

G71

Частота чипа, МГц

650

Память

G-DDR 3, 256 Мбайт

Частота памяти, МГц

1600 (800 DDR)

Ширина шины памяти, бит

256

Интерфейс

PCI Express 16x

RAMDAC

2x400 МГц

Количество вершинных конвейеров

8

Количество пиксельных конвейеров

24

API

DirectX 9.0с, OpenGL 1.5

Контроль системы охлаждения

Есть

Дополнительное питание

Есть

Разъёмы подключения мониторов

DVI и DVI

Наличие TV-Out

Да

Наличие TV-IN

Да

Цена, $

~525

Видеокарта ASUS EN7900GTX поставляется в большой коробке достаточно броского дизайна.

7900GTX упаковка

Мы уже не раз говорили о набивших оскомину работах и прочих компьютерных существах. И - браво! - ASUS не стала рисовать роботов и девочек, вместо этого на коробке изображен Кинг-Конг. Всё же какое-то разнообразие. В целом, коробка, выполненная в чёрно-красных тонах, выглядит достаточно симпатично.

Внутри красивой глянцевой коробки находится ещё одна, сделанная из плотного картона и несущая в себе следующее содержимое:

7900GTX комплект

  • 1 переходник DVI-I->D-Sub;
  • переходник для внешнего питания;
  • коммутационный блок VIVO/HDTV;
  • руководство по установке;
  • диск с многоязычным руководством;
  • CD с драйверами;
  • CD с Virtual Drive 9;
  • CD с компьютерной игрой King-Kong;
  • несколько CD с устаревшими компьютерными играми.

Комплект поставки порадовал, есть всё необходимое. Однако комплектация не такая богатая, как у ASUS EAX1900XTX, приятные бонусы отсутствуют -например, кожаного кошелька нет.

Посмотрим на видеокарту…

7900GTX вид сверху

7900GTX вид сверху м
Увеличить

7900GTX вид сзади

ASUS EN7900GTX использует референсный дизайн PCB GeForce 7800 GTX 512. Видеокарты выглядят совершенно одинаково и даже укомплектованы одинаковыми системами охлаждения. Однако если снять систему охлаждения и внимательно рассмотреть обе видеокарты, различия всё-таки найдутся. Во-первых, G71 значительно меньше в размерах, и это сразу же бросается в глаза. Разница действительно очень сильно заметна, G71 практически в полтора раз меньше, чем G70. Компании NVIDIA удалось добиться потрясающих результатов, благодаря оптимизации и 0.09-мкм техпроцессу. Также стоит отметить отсутствие защитной рамки, что, в общем-то, странно, так как GPU GeForce 7900 GTX значительно меньше 7800 GTX 512, соответственно, вероятность его повреждения заметно выше. Во-вторых, на ASUS EN7900GTX, в отличие от GeForce 7800 GTX 512, отсутствует чип Philips SAA7115HL, отвечающий за поддержку VIVO. В-третьих, если внимательно присмотреться к PCB EN7900GTX, не сложно заметить, что некоторые элементы питания отсутствуют. Схема питания GeForce 7900 GTX в сравнении с GeForce 7800 GTX 512 была упрощена по причине более низкого энергопотребления G71.

На ASUS EN7900GTX применяется точно такая же система охлаждения, как на GeForce 7800 GTX 512 и на профессиональных графических решениях Quadro FX. Кулер видеокарты прикрывает как графический чип, так и чипы памяти.

7900GTX радиатор

Кулер представляет собой медное основание, к которому припаяны тепловые трубки, которые, в свою очередь, прикреплены к двум алюминиевым радиаторам, расположенным по бокам печатной платы. Эти два набора тонких алюминиевых рёбер прикрыты кожухом, посередине которого, между алюминиевыми радиаторами, расположен 8 см вентилятор. Таким образом, медное основание отдает тепло от чипа трубкам, которые отводят его к двум алюминиевым радиаторам, которые, в свою очередь, охлаждаются вентилятором.

Кристалл графического процессора контактирует с подошвой радиатора через слой густой серебряной термопасты (такая же паста поставляется с кулерами Titan). Чипы памяти контактируют с радиатором при помощи волокнистых подушечек, пропитанных термопастой. Охлаждение организовано довольно грамотно, ни GPU, ни память не перегреваются.

Видеокарта ASUS EN7900GTX использует сложную схему управления оборотами кулера: таходатчик присутствует, и это хорошо видно, вентилятор подключается к плате тремя проводами. Скорость вращения вентилятора автоматически регулируется в зависимости от температуры.

Акустические характеристики применяемой системы охлаждения порадовали. Система охлаждения видеокарты ASUS EN7900GTX не доставляет какого-либо дискомфорта, даже когда вентилятор работает на максимальных оборотах. Такой успех обусловлен применением правильного вентилятора диаметром 80 мм, который обеспечивает необходимый поток воздуха при малых оборотах.

В целом, можно похвалить NVIDIA - система охлаждения реализована на "отлично". Качество изготовления на высоте: тепловой контакт, опрессовка тепловых трубок алюминиевыми рёбрами, продуманность и рёбра на алюминиевых радиаторах. Также хочется отметить грамотность решения калифорнийской компании: за счёт применения алюминия компании NVIDIA удалось снизить вес системы охлаждения и тем самым уменьшить вероятность того, что GPU будет повреждён. Возможно, в этом и есть секрет отсутствия дополнительной рамки на графическом процессоре.

Видеокарта оснащена следующими выходами: два DVI (переходник на D-Sub есть в комплекте) и S-Video.

7900GTX DVI

Разъём для подключения внешнего питания присутствует, так как мощности, подаваемой через разъём PCI Express x16, в тяжёлых режимах может оказаться мало.

Посадочные места для памяти имеются с одной стороны PCB, чипы памяти расположены вокруг в виде лепестков ромашки.

Графический процессор, как и положено по спецификации RADEON X800 GTO, работает на частоте 650 МГц. Напомним, эта частота относится к пиксельным процессорам и блокам растеризации, тогда как вершинные процессоры GeForce 7900 GTX функционируют на частоте 700 МГц.

В видеокарте используется память Samsung K4J52324QC - BJ-11. Эти чипы имеют ёмкость 256 Мбит и время доступа 1.1 нс.

7900GTX gpu mem

Номинальная рабочая частота составляет 900 (1800) МГц, но ASUS EN7900GTX функционирует на стандартной для NVIDIA GeForce 7900 GTX частоте - 850 (1700) МГц. Поскольку ёмкость одной микросхемы равна 512 Мбит, 8 таких микросхем в сумме дают нам 512 Мбайт. Ширина шины памяти составляет 256 бит.

Тестирование

В тестировании принимали участие следующие комплектующие:

  • Материнская плата:
    • Intel 975XBX.
  • Процессор:
    • Intel Pentium D 955 3.4 ГГц (двуядерный).
  • Память:
    • 2х512 MB Kingston DDR 533.
  • Жёсткий диск:
    • Western Digital 80 GB.
  • Видеокарты:
    • Chaintech 7900GT;
    • Chaintech 7900GTX;
    • Asus EAX1900XTX;
    • Asus EN7900GTX.

На тестовом стенде была установлена операционная система Microsoft Windows XP с установленным Service Pack 2, а также тестовые программы и реальные игровые приложения.

Драйверы:

  • драйвер для видеокарт NVIDIA: ForceWare 84.63;
  • драйвер для видеокарт ATI: CATALYST 6.5.

Основные параметры в драйверах видеокарт NVIDIA и ATI были выставлены следующим образом:

NVIDIA ForceWare:

  • Image Settings: Quality;
  • Trilinear optimization: On;
  • Anisotropic mip filter optimization: Off;
  • Anisotropic sample optimization: On;
  • Vertical sync: Off;
  • остальные настройки: по умолчанию.

ATI CATALYST:

  • Mipmap Detail Level: Quality;
  • Adaptive antialiasing: Off;
  • Temporal antialiasing: Off;
  • Quality AF: Off;
  • CATALYST A.I.: Standart;
  • Wait for vertical refresh: Always off;
  • остальные настройки: по умолчанию.

Качество 2D

Этот параметр довольно спорный, и оценить его можно только субъективно, так как качество выводимого изображения зависит и от монитора, и от соединительного кабеля.

Качество используемых в тестировании видеокарт в разрешениях 1600х1200х85 Гц, 1280x1024x10 Гц, 1024x768x120 Гц можно охарактеризовать как хорошее.

Результаты тестирования

3DMark 2001 SE

image034

image035

21

18

Из старичка 3DMark 2001 SE мы выбрали несколько наиболее сложных сцен и привели результаты.

Как видим, все участники тестирования, что называется, блистают, уровень fps достаточно высок.

В простых режимах без включения анизотропной фильтрации и антиалиасинга NVIDIA GeForce 7900 GTX оказывается эффективнее ATI Radeon X1900 XTX, однако с ростом разрешения разница в количестве fps сокращается, и флагман ATI догоняет решение калифорнийской компании.

В тяжелых режимах с включёнными анизотропной фильтрацией и антиалиасингом ATI Radeon X1900 XTX вырывается вперёд, обгоняя NVIDIA GeForce 7900 GTX.

На примере этих тестов можно наблюдать, как решения нового поколения ведут себя в старых приложениях и, в частности, в обработке не очень сложных пиксельных шейдеров в сцене Nature.

Однозначно ответить, какое из решений более эффективно справляется с поставленными задачами в данных сценах, нельзя, но можно точно сказать, что оба решения обеспечивают избыточную производительности при обработке несложных пиксельных шейдеров.

3DMark05

image019

17

14

8

11

Однозначного лидера в 3DMark05 определить очень сложно, производительность очень сильно скачет с ростом разрешения. Так, в некоторых режимах NVIDIA GeForce 7900 GTX показывает более высокий результат, нежели канадское решение, в других ATI Radeon X1900 XTX оказывается эффективнее. С включением анизотропной фильтрации и антиалиасинга ситуация меняется не сильно: в разрешениях 800х600 и 1024х768 лидерство удерживает GeForce 7900 GTX, а в тяжелых режимах (1280х1024 и 1600х1200 с включёнными AA и Aniso) флагман ATI становится лидером.

3DMark06

image021

23

В 3DMark06 мы наблюдаем уже совершенно другую картину, здесь NVIDIA GeForce 7900 GTX - абсолютный лидер. Даже в высоких разрешениях продукт калифорнийской компании обгоняет своего канадского конкурента.

С включением анизотропной фильтрации расклад не меняется, падает лишь общий показатель попугаев, и разрыв между NVIDIA GeForce 7900 GTX и ATI Radeon X1900 XTX становится более значительным.

Не последнюю роль в столь хороших результатах GeForce 7900 GTX в 3DMark06 сыграли результаты в сценах, активно использующих пиксельные шейдеры версии 2.0. Общеизвестный факт, что архитектура Radeon X1900 не способна в полной мере проявить себя в тестах SM2.0, так как шейдеры версии 3.0 там не используются.

Aquamark

image023

4

Данный тест уже морально устарел и представляет интерес лишь с точки зрения рассмотрения производительности современных графических решений в приложениях, не требующих высокой производительности от пиксельных процессоров.

Результаты NVIDIA GeForce 7900 GTX оказываются лучше таковых у ATI Radeon X1900 XTX. С включением антиалиасинга и анизотропной фильтрации расстановка сил не меняется, и по-прежнему лидирует решение калифорнийской компании. Как видим, архитектура, предложенная NVIDIA, более эффективна в старых приложениях, которые не используют вообще или используют, но малое количество пиксельных шейдеров.

Codecult Codecreatures

image032

12

Codecult Codecreatures также представляет собой достояние истории и имеет такую же исключительно теоретическую нагрузку для тестирования, как и Aquamark.

В лёгких режимах с отключёнными AA и Aniso мы наблюдаем ту же картину, что и в Aquamark: NVIDIA GeForce 7900 GTX лидирует с приличным отрывом от конкурента. Включение анизотропной фильтрации и антиалиасинга немножко сокращает разрыв между GeForce 7900 GTX и Radeon X1900 XTX, однако по-прежнему решение компании NVIDIA оказывается эффективнее такового от ATI.

FarCry"

image022

2

Обработка шейдеров версии 2.0 архитектуре ATI RADEON X1900 даётся не очень хорошо, мы это отчётливо видели в 3DMark06, и тем не менее видеокарта ASUS EAX1900XTX показывает хорошие результаты в "FarCry": уровень производительности достаточно высок, и можно вполне комфортно играть в разрешении 1600х1200.

Включение полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации приводит к незначительному падению общего количества FPS, и "FarCry" на ASUS EAX1900XTX и ASUS EN7900GTX играбелен вплоть до разрешения 1600х1200.

Сравним производительность NVIDIA GeForce 7900 GTX и ATI Radeon X1900 XTX. Зачастую продукт канадской компании оказывается медленнее своего калифорнийского конкурента. И если разница в лёгких разрешениях достаточно ощутима, то включение антиалиасинга и анизотропной фильтрации вкупе с ростом разрешения делает преимущество GeForce 7900 GTX незначительным, а в самом тяжёлом режиме с AA и Aniso в разрешении 1600х1200 Radeon X1900 XTX и вовсе становится лидером.

Обратите внимание на результаты NVIDIA GeForce 7900 GT - они отличные, особенно учитывая цену данного решения. Привлекательность GeForce 7900 GT налицо, "FarCry" играбелен на GeForce 7900 GT даже в самых тяжёлых режимах.

"Doom 3"

image029

3

Каждый раз, приводя результаты тестирования в "Doom 3", мы упоминаем о так называемой большой любви данного виртуального развлечения к ускорителям NVIDIA. В этот раз мы опять-таки не можем не согласится с этим утверждением. Достаточно посмотреть на диаграммы, чтобы убедиться в этом.

ATI Radeon X1900 XTX значительно проигрывает NVIDIA GeForce 7900 GTX.

Обе видекарты позволяют комфортно играть в "Doom 3" практически во всех разрешениях: 1024х768, 1280х1024 и 1600х1200.

Включение антиалиасинга и анизотропной фильтрации очень пагубно сказывается на производительности обоих решений. И если на ASUS EN7900GTX по-прежнему можно наслаждаться игровым процессом в разрешении 1600х1200, то играть в "Doom 3" в столь тяжёлых режимах на ASUS EAX1900XTX не очень комфортно. Субъективно для комфортной игры в "Doom 3" 60 кадров в секунду маловато - в некоторых тяжёлых сценах игра частенько превращается в слайд-шоу.

"Half-Life 2"

image018

5

Производительность ATI Radeon X1900 XTX в "Half-Life 2" нас порадовала. Играть можно в любых разрешениях, включая самые тяжёлые режимы с включённым полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией.

В сравнении с конкурентами, ATI Radeon X1900 XTX держится молодцом. Он значительно опережает своего главного конкурента NVIDIA GeForce 7900 GTX практически во всех разрешениях и режимах. Однако включение антиалиасинга и анизотропной фильтрации расставило все точки над i: в высоких разрешениях 1280х1024 и 1600х1200 ASUS EAX1900XTX отстаёт от ASUS EN7900GTX.

Стоит отметить, что обе видеокарты показывают замечательные результаты в "Half-Life 2": комфортно играть в эту замечательную компьютерную игру можно даже в самом тяжёлом режиме в разрешении 1600х1200 с включёнными анизотропной фильтрацией и антиалиасингом.

"F.E.A.R."

image027

19

"F.E.A.R." - хит продаж прошедшего года, который успешно продаётся и сегодня. Современный Direct X 9.0 движок игры наводнён всевозможными шейдерами (включая шейдеры версии 3.0), попиксельным освещением и всевозможными эффектами. Как следствие, "F.E.A.R." - одна их самых требовательных компьютерных игр на сегодняшний день.

ASUS EAX1900XTX обеспечивает приличный уровень производительности. Этой видеокарты вполне достаточно для комфортной игры в "F.E.A.R.". Даже в разрешении 1600х1200 Radeon X1900 XTX обеспечивает так называемый минимум fps, при котором "F.E.A.R." играбельна, однако это всё условности: кому-то достаточно 30 fps, а для кого-то мало и 50. На наш субъективный взгляд и исходя из собственных впечатлений, 40 fps для этой компьютерной игры всё-таки маловато.

На ASUS EN7900GTX компьютерная игра "F.E.A.R." играбельна практически во всех разрешениях, за исключением 1600х1200. Как мы говорили, 40 fps для "F.E.A.R." маловато.

Включение полноэкранного сглаживания и антиалиасинга в буквальном смысле ставит видеокарты "на колени". Более-менее комфортно играть в столь тяжёлом режиме можно лишь в разрешении 1024х768 и ниже, и то в некоторых сценах, особенно на ASUS EN7900GTX, наблюдалось небольшое слайд-шоу

Разница в производительности между ATI Radeon X1900 XTX и NVIDIA GeForce 7900 GTX есть, и достаточно существенная - в пользу канадского производителя графических чипов.

"Quake 4"

image030

6

Продолжение культовой игры. В основе "Quake 4" лежит модифицированный движок "Doom 3". Модификациям подверглись в основном прорисовки уровней и моделей, помимо этого, четвёртая реинкарнация "Quake" получила большее количество эффектов освещения.

Игровой процесс "Quake 4" достаточно динамичен, поэтому для комфортной игры требуется приличное количество кадров в секунду. Нужный fps обе видеокарты обеспечивают практически во всех режимах. С отключёнными антиалиасингом и анизотропной фильтрацией можно комфортно играть во всех разрешениях, включая 1600х1200.

Включение FSAA 4x и Aniso 16x несколько снизило количество кадров в секунду, однако практически во всех разрешениях "Quake 4" играбелен и на ATI Radeon X1900 XTX, и на NVIDIA GeForce 7900 GTX. Исключение составляет лишь разрешение 1600х1200. Субъективно, но 60 fps для комфортной игры в "Quake 4" нам показалось мало - сложные динамичные сцены то и дело немножко подтормаживали.

Сравнивая производительность главных конкурентов NVIDIA GeForce 7900 GTX и ATI Radeon X1900 XTX, можно отметить, что продукт калифорнийской компании без проблем опережает своего главного конкурента в "Quake 4" во всех разрешениях и режимах. Как видим, архитектура GeForce 7900 GTX более приспособлена для "Quake 4", что в общем-то немудрено, учитывая любовь движка "Doom 3" к продуктам компании NVIDIA.

"Quake 3"

7

image024

Эххх… старичок "Quake 3 Arena"! Сколько лет, сколько зим, а счёт кадров в секунду идёт уже сотнями, а мы ещё помним время, когда TNT2 Pro показывала что-то около 30 fps в данной замечательной игре в разрешении 1024х768 с максимальным качеством картинки… О времена, о нравы!

Из графиков хорошо видно, что ATI Radeon X1900 XTX в лице видеокарты ASUS EAX1900XTX обгоняет ASUS EN7900GTX, основанную на чипсете NVIDIA GeForce 7900 GTX. Однако имеет ли это значение, когда речь идёт о 340 и 390 fps? Имеет, но исключительно теоретическое - архитектура ATI лучше справляется со старыми OpenGL приложениями, не использующими пиксельные шейдеры…

"Serious Sam 2"

image028

22

"Serious Sam 2" - достаточно требовательная и динамичная игра, поэтому для комфортного прохождения требуется приличное количество fps. Ко всему прочему, у продукции ATI в этой компьютерной игрушке были проблемы с производительностью - напомним, что ошибка была в самих драйверах CATALYST 5.9. Посмотрите на графики: как видим, ATI справилась с проблемой, и Radeon X1900 XTX показывает отличную производительность. На ASUS EAX1900XTX комфортной игрой в "Serious Sam 2" можно наслаждаться во всех разрешениях. NVIDIA GeForce 7900 GTX лидирует в данном тесте, демонстрируя несколько больший уровень fps. Данная игрушка активно использует шейдеры с большим количеством обращений к текстурам, поэтому возросшая скорость заполнения сцены у GeForce 7900 GTX здесь очень кстати.

Включение полноэкранного сглаживания и антиалиасинга практически не отражается на производительности в невысоких разрешениях, чего не скажешь о 1600х1200. Здесь общий показатель fps падает очень сильно, однако на 65-70 fps играть в "Serious Sam 2" очень даже комфортно…

"Chronicles of Riddick"

image026

16

Компьютерная игра "Chronicles of Riddick" основана на API OpenGL, и этим всё сказано, по крайней мере, для продуктов ATI - у них острая аллергия на современные OpenGL-игрушки и стенсильные тени, которые активно использует движок данной компьютерной игры. Это хорошо видно из графиков: NVIDIA GeForce 7900 GTX значительно опережает своего главного конкурента - ATI Radeon X1900 XTX.

Видеокарты ASUS EAX1900XTX и ASUS EN7900GTX позволяют играть в "Chronicles of Riddick" во всех разрешениях, даже в 1600х1200 показатель fps держится на приличном уровне, и играть в "Chronicles of Riddick" - одно удовольствие.

В более тяжёлых режимах при полноэкранном сглаживании и антиалиасинге NVIDIA GeForce 7900 GTX по-прежнему позволяет наслаждаться игровым процессом во всех разрешениях, чего не скажешь о ATI Radeon X1900 XTX. Канадское разрешение в буквальном смысле падает в грязь лицом в разрешении 1600х1200. Конечно 50 fps - неплохой результат, но не забывайте, что это усреднённое значение, и субъективно на наш взгляд этого количества кадров в секунду для комфортной игры в "Chronicles of Riddick" маловато, и это хорошо заметно в тяжёлых сценах.

"Unreal Tournament 2004"

image025

10

13

"Unreal Tournament 2004" - достаточно простой тест для современной видеокарты, и это хорошо видно по тем сотням fps, которые показывают ASUS EAX1900XTX и ASUS EN7900GTX.

Обе видеокарты обеспечивают избыточный уровень производительности для комфортной игры во всех разрешениях, включая самые тяжёлые режимы с включением полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации.

Что касается быстродействия NVIDIA GeForce 7900 GTX и ATI Radeon X1900 XTX в отношении друг друга, то здесь лидирует продукт калифорнийской компании.

"Call of Duty 2"

9

image031

Компьютерная игра "Call of Duty 2" является очень требовательным приложением, и тем не менее и ASUS EAX1900XTX, и ASUS EN7900GTX обеспечивают отличную производительность. Обе видеокарты позволяют наслаждаться игровым процессом во всех разрешениях, включая самые тяжёлые режимы с включёнными анизотропной фильтрацией и антиалиасингом.

Что касается прямой конкуренции ATI и NVIDIA, то здесь лидирует Radeon X1900 XTX. Он демонстрирует несколько больший уровень производительности, нежели его прямой конкурент GeForce 7900 GTX.

"Return To The Castle Wolfenstein"

15

image033

Очередная старенькая добротная компьютерная игра, и снова показатель fps с лёгкостью перескакивает за сотню. На самом деле, данная игра является тестом на процессорозависимость. Стоит ли говорить, что счастливые обладатели ASUS EAX1900XTX и ASUS EN7900GTX могут играть в "Return To The Castle Wolfenstein" в любых разрешениях и на максимальных настройках.

Что касается извечного вопроса NVIDIA vs. ATI - то ответ очень просто: OpenGL, а значит, NVIDIA.

SpecViewperf

image020

Напоследок мы решили привести результаты тестирования NVIDIA GeForce 7900 GTX и ATI Radeon X1900 XTX в профессиональных приложениях. Из графика хорошо видно, что обе видеокарты демонтируют одинаковые результаты практически во всех тестах. Исключение составляют лишь тест Ensight и рендеринг в 3D Studio Max, здесь ASUS EN7900GTX несколько опережает ASUS EAX1900XTX.

Выводы

Что мы имеем в итоге, NVIDIA GeForce 7900 GTX или ATI Radeon X1900 XTX? Выделить лидера очень сложно, из тестов хорошо видно, что в разных приложениях лидируют разные видеокарты. Однозначно сказать, что флагман NVIDIA в значительной мере превосходит продукт ATI, нельзя, как и нельзя сказать обратное. Однако с уверенностью можно констатировать факт, что в большинстве тестов победило именно калифорнийское решение. GeForce 7900 GTX получился очень удачным, и Radeon X1900 XTX получил достоянного соперника. Браво, NVIDIA! Самое интересное, что компании NVIDIA удалось сделать решение, которое на равных соперничает со значительно более сложным графическим процессором R580. G71 хорош практически во всех отношениях: отличная производительность, рекордное для такого GPU энергопотребление, тихая и эффективная система охлаждения.

Что касается разного подхода вендоров к построению графических решений, то здесь, как нам кажется, архитектура NVIDIA более приспособлена к современным компьютерным играм, что и доказывает большинство тестов. Баланс между количествами пиксельных процессоров и TMU позволяют GeForce 7900 GTX демонстрировать более высокую производительность в сравнении с Radeon X1900 XTX. Последний, из-за малого количества TMU, не достаточно шустро функционирует в приложениях, предполагающих интенсивную работу с текстурами. Конечно, 48 пиксельных процессоров - это очень хорошо, но на данный момент они не востребованы современными компьютерными играми - это удел игр будущего. Хотя никто не гарантирует, что данное решение будет актуально в будущем: скорость ATI Radeon X1900 XTX может попросту не удовлетворить покупателя дорогостоящих Hi-End видеокарт.

Видеокарты ASUS EN7900GTX и ASUS EAX1900XTX оставили приятное впечатление: радуют отличное качество изготовления, качественные системы охлаждения, хорошая комплектация. Больше сказать нечего, так как видеокарты используют точные копии референс-плат, а ASUS EAX1900XTX - и вовсе один из клонов ATI Radeon X1900 XTX.

ASUS EN7900GTX и ASUS EAX1900XTX можно смело рекомендовать требовательным потребителям с большим кошельком.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 07.06.2006  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100