Для зарегистрированных пользователей |
|
Налоговая Мекка для программистов
Госдума приняла в третьем чтении налоговые послабления для отечественных IT-компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения. Законодатели уже достаточно давно озаботились мыслью, отчего лучшие в мире российские программисты не живут как "биллы гейтсы"? Центральным обстоятельством, которое приветствуют участники рынка с принятием нового закона, является сам факт его рассмотрения. Конкретные детали порождают еще больше вопросов и скептицизма.
Принятые госдумой по инициативе Мининформсвязи поправки называются законом "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую налогового кодекса российской федерации и в отдельные законодательные акты российской федерации". Документ оперирует с понятием "разработки и реализаций программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи".
Для них по указанному закону устанавливается ставка единого социального налога (ЕСН) в размере 26% при зарплате менее 75 000 руб. По сравнению со вторым чтением, состоявшимся в конце мая, минимальное число сотрудников, компаний, подпадающих под закон, уменьшено со 100 до 50 человек.
Суть и пафос нового закона ясны из определения: "В настоящее время на всех уровнях государственной власти признается, что одним из важнейших приоритетов дальнейшего развития России является переход от экономики, основанной на эксплуатации невосполнимых природных ресурсов, к экономике высоких технологий, прежде всего -информационных. Однако для развития в стране отрасли информационных технологий, способной успешно конкурировать на мировом рынке, необходимо создать определенные предпосылки, в том числе благоприятные условия налогообложения. Так, например, прорыв на мировом рынке компаний - разработчиков программ для ЭВМ из таких стран как Индия, Китай, Ирландия напрямую связан с установлением для них условий налогообложения, стимулирующих экспорт программных продуктов. В настоящее время годовой оборот только одной крупной индийской компании в области экспортного программирования достигает от $700 млн до $1 млрд, а количество занятых в ней программистов - до 20-25 тыс. человек. Опыт таких стран как Ирландия, Израиль, Тайвань по предоставлению льгот компаниям, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий, привел к экономическому росту в странах, изменению структуры их экономик с ориентацией на высокотехнологичные отрасли, в первую очередь в сфере информационных технологий. Основной проблемой формулирования поправок в налоговое законодательство является отсутствие простого и однозначно понимаемого определения вида деятельности предприятий отрасли ИТ. Поэтому к отрасли ИТ в основном относят предприятия, в деятельности которых преобладает: 1) разработка и продажа лицензируемых программных продуктов; 2) предоставление услуг, связанных с проектированием, разработкой, внедрением, поддержкой и обслуживанием компьютерного оборудования и программного обеспечения".
Однако, несмотря на то, что документ оперирует с суммами порядка миллиардов долларов, отечественные разработчики ПО практически ничего о нем не знают. Основным ресурсом (статьей расходов) программистских фирм являются зарплаты сотрудникам. Так называемые "белые зарплаты" в России практикуются исключительно в компаниях оффшорного программирования.
30 мая закон рассматривался госдумой во втором чтении, но был отложен по повестке и перенесен на раздел рассмотрения законов об охране животного и, в частности, водного мира. Сарказм по этому поводу не успел выплеснуться на страницы прессы, поскольку сам закон все еще выглядит как весьма абстрактное построение.
Известный эксперт, партнер юридической компании Beiten Burkhardt Виктор Наумов прокомментировал ситуацию следующим образом: "В третьем чтении законодатели перешли на рассмотрение единого социального налога ЕСН в отличие от вариантов налога на прибыль, которые инициаторы законопроекта предлагали раньше. По моим подсчетам, первая версия в рамках главы с отдельным режимом, давала большие льготы. То есть произошел определенный откат. Безусловно, положительным моментом в новом чтении можно считать уменьшение минимального количества сотрудников для льготной категории со 100 до 50 человек. Тем не менее, остались очень существенные проблемы, связанные с механизмом аккредитации. Кто и в каком режиме будет уполномочен для глобальной административной работы в этом вопросе? Одним из самых важных вопросов остается процедура получения административно-правового статуса. Будет ли здесь камень преткновения, то есть льготы есть, но что-либо получить будет крайне сложно и обременительно. К сожалению, данная процедура остается непрозрачной даже в отношении подзаконных актов. То есть инициативу приняли, но как она будет работать, никто не знает".
Руководитель фирмы "Линукс-Центр" Павел Фролов, считает, что российские разработчики в большинстве своем насчитывают в штате не более 20 человек, включая бухгалтера и директора, останутся за бортом данного закона. Кстати, популярный сейчас в прессе пример Google начинался также как и Microsoft всего с двух единомышленников. Таким образом, для "гаражных" стартапов российским гениям ничего не светит. При этом Павел Фролов, с учетом российской изобретательности, не исключает появления схем раздутия штатов под необходимые 50 сотрудников, а также тенденцию к слияниям, пусть даже и формальным.
Генеральный директор ЗАО "Софткей" и председатель правления некоммерческой ассоциации разработчиков программного обеспечения ISDEF Феликс Мучник по поводу инициативы законодателей, в обсуждении которой он принимал непосредственное участие, в интервью ComNews высказался следующим образом: "Все-таки бессмертно изречение Черномырдина "Хотели - как лучше, а получилось - как всегда". Ведь действительно хотели дать льготы оффшорному программированию. И поручение президента было, и Мининформсвязи отважно сражалось за правильные поправки, советуясь при этом с директорами компаний, ассоциациями (АП КИТ, РУССОФТ, ИЗДЕФ). Но результат потрясает. Гора родила мышь. В те ограничения, которые прописаны в поправках, еще можно попробовать вползти (отделяя этот бизнес отдельно, объединяя при этом мелкие компании в крупные), но зачем? Чтобы получить льготу по ЕСН. М-да, а потом, через год-два нам скажут: "видите, вы просили, мы приняли. А ведь никто до сих пор не прошел государственной аккредитации. Значит, отрасли закон не нужен. Отменяем!". Что на это можно сказать? Мы такого не просили".
Характерно, что большинство опрошенных ComNews представителей разработчиков ПО, о прохождении нового налогового закона узнавали только от журналистов. Скептицизм в этом вопросе затрагивает, главным образом, механизм реализации. То есть, практически, никто не верит, что бюрократия не сядет на новую кормушку всем своим весом. Остается лишь надеяться, что бывший замминистра Виталий Слизень на новом депутатском поприще не оставит начинания родного министерства.
|