Для зарегистрированных пользователей |
|
Технопарк в Белоруссии: плюсов не больше чем минусов
Виктор Шкель
В Республике Беларусь парк высоких технологий (ПВТ) на бумаге существует уже более чем полгода (со дня опубликования декрета №12 о ПВТ). За это время сделано несколько грамотных шагов по пути к реализации проекта, но до сих пор остаются нерешенными серьезные проблемы. Как их решать?
За более чем полгода, прошедшие со дня опубликования декрета №12 о ПВТ, в Республике Беларусь было сделано несколько шагов к практической реализации проекта. Так, в аналитических материалах, вышедших в конце января 2006 года, приводились слова зампредседателя ГК по науке и технологиям И. Войтова, согласно которым администрация ПВТ уже принимает заявки от компаний, желающих стать резидентами белорусского технопарка. При этом называлось общее количество в лице 40 "крупных" ИТ-компаний, которые уже представили на рассмотрение, а то и вообще чуть ли не приступили к пилотной реализации 140 информационных проектов. А директор ПВТ в одном из своих выступлений даже назвал цифру в 50 компаний. Однако ни в одном из этих материалов не фигурировало ни одно конкретное, т.е. реальное, имя руководителя или приведено название софтверной фирмы. Тем более, всегда вызывают сомнения круглые цифры (40, 50 и 140).
По мнению экспертов, в этот список попали только белорусские ИТ-компании. В приходе известных мировых брендов, в настоящее время, совсем не заинтересованы, прежде всего, ИТ-аутсорсинговые компании Беларуси, которые резонно опасаются, что с регистрацией таких именитых компаний как HP, IBM, Microsoft, Samsung в качестве резидентов ПВТ, белорусский рынок высокопрофессиональных специалистов будет значительно "выметен" в пользу последних. Тем не менее, это не основная причина до сих пор малоэффективной работы по привлечению в ПВТ иностранцев. Все прекрасно понимают, что если в белорусском ПВТ появится первый мировой ИТ-бренд, то это событие и окажется той лакмусовой бумажкой, по которой будет доказана на практике "профпригодность" громогласно заявленной "выгодности ПВТ" по преференциям налогообложения и экономическим условиям хозяйствования резидентов парка. Без сильных иностранных ИТ-игроков белорусский ПВТ никогда не состоится. Невольно закрадывается сомнение в том, что белорусские условия ПВТ - лучшие в мире, и складывается впечатление, что это пока лишь словесное и голословное утверждение, неподкрепленное никакими реальными фактами. Тем не менее, некоторые положительные моменты имеются.
Белорусский технопарк: положительные начинания
1. Сохранена гарантия защиты иностранных инвестиций. Пожалуй, самое положительное событие из всего того, что не произошло за последнее полугодие: не была отменена или изменена по своей сути и содержанию статья 79 инвестиционного кодекса (ИК) Республики Беларусь. Она по-прежнему гарантирует сохранность иностранных инвестиций и обеспечивает зарубежным компаниям незыблемость условий хозяйствования, так как эти условия не могут быть ухудшены в течение пяти лет с момента регистрации субъекта хозяйствования с иностранным капиталом. Сохранение ст.79 ИК, повторимся, самый главный позитивный итог прошедшего полугодия.
2. Возможность добровольного выхода из ПВТ существует. Другой важный вопрос, затрагивающий всех резидентов ПВТ - возможность выхода из технопарка по собственному желанию без наложения каких-либо штрафных санкций или уплате ими налогов в полном объеме. Есть большая вероятность и даже уверенность, что в типовом договоре между резидентом ПВТ и администрацией предусмотрен добровольный выход резидентов из ПВТ без применения к ним каких-либо штрафных санкций. Безусловно, жаль, что подготовленные разработчиками для утверждения документы резидентов ПВТ так и не выставляются на сайте www.park.by для обозрения, обсуждения и всестороннего анализа ИТ-профессионалами.
3. Связь и интернет обойдутся недорого. Хотя очень и очень медленно, но явно в лучшую сторону в РБ изменяется общая ситуация с тарифами и ценами на услуги связи, с качеством этих услуг и со скоростью доступа в глобальную сеть Интернет. Так, например, "Белтелеком" с 1 марта активно предлагает услугу подключения к широкополосному доступу к сети интернет через ADSL на скорости 512/256 кбит/сек по цене $35 в месяц. Все эти изменения произошли, благодаря увеличению в 2 раза (до 1 Гбит/с) пропускной способности внешнего шлюза белорусского оператора.
Теперь затронем другой важный вопрос: кто будет оказывать услуги предоставления доступа в интернет для резидентов ПВТ? По имеющейся информации, для этих целей будет наращиваться мощность сети "Баснет" национальной академии наук Республики Беларусь (НАН РБ) как независимого от "Белтелекома" провайдера интернет-услуг. Пока не совсем понятно, получил ли "Баснет" право самостоятельного выхода в глобальную сеть, минуя государственного монополиста в лице "Белпак", через собственное оптоволокно? На этот счет нет достоверной информации.
Пока неизвестен тарифный план "Баснета" на предоставляемые услуги, как и нет исчерпывающей информации о скоростях, которые обеспечит эта обновленная сеть резидентам ПВТ, и какое современное оборудование будет установлено в "Баснете", чтобы гарантировать надежность и конфиденциальность передачи данных.
4. Суд и налоговые проверки обещают быть честными. При решении спорных вопросов в Республике Беларусь уже были на практике судебные случаи, когда хозяйственные споры решались в пользу иностранных компаний. Если иностранный субъект хозяйствования был прав и не нарушал белорусское законодательство, в этом случае по суду он может действительно выиграть исковое дело.
Несколько слов о проверках хозяйственной деятельности юридических лиц. Президент РБ 15 марта 2006 года подписал Указ №151, согласно которому плановые проверки будут проводиться "только при включении их в координационный план контрольной деятельности в республике или области (Минске)". Отныне такой утвержденный план проверок должен содержать название субъектов хозяйствования, которые подлежат в текущем году проверке их финансово-хозяйственной деятельности, тему проверки и срок ее проведения. Никаких других внеплановых проверок быть не должно.
5. Привлечение иногородних молодых специалистов в ПВТ. Это решение было принято одним из первых после опубликования Декрета №12. Минский городской исполком освободил всех без исключения резидентов ПВТ от платы за приглашение иногородних граждан РБ для работы и жительства в г. Минске. Следующий ожидаемый шаг - разрешение на привлечение молодых специалистов из стран СНГ. Но пока подвижек в этом направлении нет.
6. Границы стали прозрачнее. МВД Беларуси с 1 января 2006 года сократило c 30 до 15 дней срок рассмотрения заявлений на временный выезд за границу. Еще осенью 2005 года было выполнено поручение главы белорусского государства по упрощению визовых формальностей, порядка уплаты сборов и их уменьшения при пересечении границы, ускоренной процедуры въезда-выезда и прохождения пограничного и таможенного контроля. Теперь пограничные и таможенные службы стали работать на границе РБ расторопнее и уважительнее к гражданам своей страны и иностранцам.
Следует особо отметить, что с осени 2005 года при пересечении границы РБ каждый въезжающий в страну или следующий транзитом через нее освобожден от уплаты таможенных сборов при ввозе из-за границы бывших в употреблении компьютеров, ноутбуков, запасных частей к ним, а также ЭЛТ-мониторов, за исключением плазменных панелей.
7. Проведение открытого международного конкурса на комплексную застройку территории ПВТ. Еще в прошлом году был объявлен открытый международный конкурс по архитектурной застройке белорусского технопарка. Из сообщения, размещенного на сайте ПВТ, следует, что был продлен срок сдачи предложений участников еще на месяц до середины апреля 2006 года. В конкурсе изъявили желание участвовать около 45 предприятий, некоторые из них - иностранные. С победителем будет заключен договор на разработку эскизного проекта ПВТ. Вторая премия определена всего в сумме $7 тыс., а третья составляет около $3,7 тыс. По мнению автора, престиж страны должен стоить дороже.
Вот, пожалуй, и все самые весомые положительные вехи в строительстве белорусского ПВТ за время, прошедшее со дня опубликования Декрета №12. Плюс - утвержден устав ПВТ, после чего администрация ПВТ приобрела статус юридического лица.
Что тормозит иностранных инвесторов?
Довольно часто в белорусских СМИ можно увидеть информацию о том, что в регистрации в качестве резидентов ПВТ уже заинтересованы и почти дали согласие такие крупные иностранные компании как Microsoft, HP, Oracle, Boeing. Реальность пока свидетельствует совсем о другом положении дел.
Так, компания Microsoft в свое время объявила, что в рамках белорусского ПВТ будет создаваться ИТ-академия, но только как чисто образовательный проект. Тем не менее, ИТ-специалисты, управленческий персонал и руководители многих компаний Беларуси ожидали, что Microsoft уже в феврале этого года сделает какие-то шаги в этом направлении. 15 февраля в Минске менеджером по развитию бизнеса корпорации "Майкрософт" в странах СНГ Юрием Омельченко было заявлено, что "в ближайшие месяцы в Беларуси начнет действовать официальный представитель корпорации "Майкрософт". На этой же пресс-конференции было озвучено, что об открытии представительства "Майкрософта" как юридического лица в РБ речи пока не идет. Но интерес Microsoft к Беларуси все же есть. Приход мирового бренда в лице компании Microsoft в отечественный ПВТ, как видно, на неопределенное время откладывается.
Другой настораживающий пример - ситуация с HP. В начале этого года компания HP провела ряд презентаций в Беларуси, подводя итоги своей деятельности в СНГ и работы компании за 2005 год. Это событие можно расценивать как определенный успех. Но обратим внимание на слова регионального директора НР по , Армении, Грузии, Таджикистану и Монголии М. Саркисова по поводу участия НР в белорусском ПВТ: "…Сегодня мы активно работаем со всеми крупными предприятиями страны, банками, внедряем пилотный проект в национальной библиотеке …Парк высоких технологий - это инновационное предприятие, идею создания которого мы полностью поддерживаем и считаем, что создание парка даст определенный толчок в развитии информационных технологий в Беларуси. Ввиду того, что решение о создании парка принято недавно, детальной проработки нашего участия в белорусском ПВТ мы еще не делали." Хочется заметить, что других заверений об участии НР в ИТ-жизни Беларуси как-то не слышно.
Следующий на очереди - Oracle. Компания (точнее, ее московский офис) провела в Минске, причем на очень высоком уровне, в начале февраля презентационный семинар по новой линейке своих продуктов. Топ-менеджеры Oracle из российского офиса ознакомились с условиями хозяйствования резидентов ПВТ РБ. Но в ходе конференции не было сказано ни одного слова, даже обтекаемо, об участии Oracle в качестве резидента ПВТ. Также заметим, что корпорация предоставляет свои продукты и услуги в области консалтинга, обучения и технической поддержки более чем 145 странах мира. И Беларуси в их числе нет, в стране есть только дилерская сеть
Последний пример - Boeing. Еще в конце лета 2005 года в Республику Беларусь с визитом прибыл представитель компании Boeing. В частности, шли переговоры с администрацией ПВТ. Каков же на сегодня результат от этого визита? Исчерпывающей бизнес-информации позиционирования "Боинга" в Беларуси как не было, так и нет. Напротив, недавно в ряде российских СМИ было обнародовано сообщение, явно не в пользу Беларуси: "Boeing едет в Дубну", из которого следует, что эта компания планирует открыть очередной исследовательский центр в Дубне, добавив его к уже существующим в России 7 исследовательским центрам этой авиастроительной компании. Приведенные выше примеры наглядно показывают, что по состоянию на сегодняшний день Российская Федерация выглядит более успешной в ИТ, чем Республика Беларусь, особенно в борьбе за привлечение иностранцев в российские технопарки (своеобразные ОЭЗ). В чем причина столь "прохладного" отношения к белорусскому проекту? И что надо делать, чтобы ситуация изменилась?
Привлечение вендоров в ПВТ: что делать?
1. Надо держать слово. И не только на бумаге, подписывая документы и договора. Всем известно, что в ходе реализации последних уточненных планов по ПВТ ставились конкретные цели в самых высоких инстанциях, согласно которым все документы по регистрации резидентов должны были быть утверждены до конца февраля этого года. На их утверждение отводился месяц, поскольку, согласно постановлению совета министров РБ, они должны были быть подготовлены еще к 1 февраля. Может быть, это и было сделано вовремя, в строго запланированный срок, но процесс утверждения в кабинетах исполнительной власти РБ они так и не прошли до сих пор. Хотя, в соответствии с Декретом №12 Президента, все регламентирующие деятельность резидентов ПВТ документы должны были быть утверждены, а после их утверждения вступить в законную силу еще к 23 декабря 2005 года. Поверьте, очень трудно объяснять "иноземцам", что что-то не получилось до сих пор со сроками и, что гораздо хуже, с самими документами. Кроме того, до сих пор не ясно, какие дополнительные документы для заполнения и оформления заявки на регистрацию надо предоставить или что должны подавать иностранцы, чтобы стать резидентом ПВТ. В данном случае речь идет о проблеме, на каком языке эти документы подлежат оформлению, где эти документы должны быть заверены и кем? Ответ получить сложно.
2. Повысить доверие к государству. Известно, что из Республики Беларусь не так давно ушли американский Ford и немецкий Salamander. Что конкретно послужило причиной их ухода, сейчас не суть важно. Важна констатация факта, что эти компании просто ушли с белорусского рынка или перепродали другому владельцу свой, уже налаженный, бизнес. И если внимательно посмотреть на контент сайта Министерства иностранных дел республики, то можно заметить небольшой список, в котором крупных иностранных компаний, присутствующих в РБ и успешно реализовавших свой бизнес здесь, можно пересчитать по пальцам двух рук. Главный риск белорусского проекта ПВТ - это потеря делового лица из-за заявленных, но не выполненных обещаний либо за срыв оговоренных сроков
3. Провести независимый аудит. До сих пор так и не был проведен независимый и авторитетный международный аудит условий хозяйствования в белорусском ПВТ. Администрации ПВТ необходимо пригласить независимых иностранных экспертов-аудиторов, пользующихся доверием мирового сообщества из таких известных компаний как та же Gartner или Forester Research. Эксперты этих компаний провели бы полноценный анализ условий хозяйствования, предлагаемых резидентам белорусского технологического парка, а также всех других документов и законодательных норм, с целью получить исчерпывающий аналитический отчет. Полученный в ходе такого аудита документ позволил бы руководствоваться этой оценкой весьма успешно, а главное продуктивно при переговорах с потенциальными западными инвесторами из любых европейских, южно-азиатских стран или из США и Объединенного Королевства.
4. Бороться с бюрократией. Необдуманные и порой непрофессиональные действия бюрократии могут привести к самым плачевным результатам. Даже сами учредители инновационных проектов часто полагают, "что деньги, небольшие государственные инвестиции, неосвоенная земля или недостроенные здания обеспечат непременный успех исследовательского технологического парка или инкубатора бизнеса". Государство должно, прежде всего, помогать в развитии бизнеса, а уж потом спрашивать, т.е. быть контролирующим и, как следствие, карающим органом.
5. Снизить въездные визовые пошлины. В материале "Президент Беларуси проинформирован о выполнении поручений по упрощению визовых формальностей" есть такие строчки: "с 1 апреля 2005 года в два раза снижена общая стоимость туристических виз для граждан США во всех загранучреждениях Беларуси. Теперь она составляет $50." Для всех без исключения иностранных граждан из остальных стран визовые пошлины остались на прежнем и достаточно высоком уровне, в том числе и для немцев. Что касается работы посольства ФРГ в Минске, то следует привести следующие слова: "Германия... является привлекательной для белорусов... и гостеприимной страной. И в этом году мы выдадим визы примерно 100 тыс. белорусских граждан. Почти 25 тыс. виз мы выдаем бесплатно. Это почти столько же, сколько посольство Беларуси в Германии выдает всем категориям немецких граждан за год в целом".
Помимо вопросов визовой поддержки иностранцы, прибыв в Белоруссию, с удивлением обнаруживают и ряд других проблем. Самое удручающее - иностранец не может пребывать в РБ более 180 дней (т.е. менее полгода, а как турист еще того меньше - 90 дней) в году. А если он будет являться руководителем ИТ-подразделения своей головной зарубежной компании в качестве резидента белорусском ПВТ и должен управлять отделением компании на месте, причем постоянно, ежедневно, то, как быть в этом случае?
Кроме того, для повышения привлекательности белорусского технопарка придется решить вопросы с защитой авторских прав, привлечением высококлассных специалистов и, наконец, валютным регулированием.
Таким образом, пока плюсы и минусы создания ПВТ компенсируют друг друга. Чаша уравновешена. Но она может качнуться в любую сторону, и заметьте, время работает отнюдь не на благо РБ. Беларусь должна в спешном порядке развиваться, так как конкуренты по ИТ-аутсорсингу, прежде всего из стран СНГ, не дремлют.
|