Для зарегистрированных пользователей |
|
Кому нужен интернет?
Сергей Прохоров
Российское сетевое сообщество доросло до собственной бизнес-конференции
Сегодня этот вопрос звучит достаточно абсурдно. Возможен только один краткий ответ - всем. Смешно сказать, но десять лет назад многие считали сеть бесполезной игрушкой, созданной для развлечения (и отвлечения от работы) программистов. Теперь интернет - не только атрибут повседневной жизни, но и весьма эффективный инструмент бизнеса, признанный во всем мире. Интернет-технологии используются во всех отраслях мировой экономики. Во многих компаниях, в том числе и в российских, все полезные документы давно размещаются в корпоративной сети интранет (инструмент для удаленного доступа к корпоративным информационным ресурсам и обмена информацией между сотрудниками). В организациях, где практикуется такой тип корпоративных отношений, стирается грань между оперативным обменом данными и фундаментальным обучением сотрудников. Новые технологии помогают бизнесу оптимизировать работу персонала - и, к примеру, экономить на аренде офисного пространства, перенося рабочие места в дома своих сотрудников, при этом не теряя ни в оперативности, ни в качестве. Новые интернет-технологии позволяют менять тип коммуникаций с клиентами, конкурентами, регуляторами, инвесторами. На один уровень с привычными методами публикации новостей компании - рассылка пресс-релизов и организация пресс-конференций - выходят корпоративные блоги и онлайн-трансляции.
Интернет становится одной из ключевых тем в диалоге бизнеса с государством. Деловых союзов офлайна с онлайном становится все больше, и их примеры убеждают в том, что интернет может быть таким же серьезным и прибыльным делом, как и любая отрасль национальной экономики. Тот факт, что Министерство экономического развития России на регулярной основе проводит мониторинги интернет-отрасли, еще раз это доказывает. В начале этого года, к примеру, МЭРТ объявил, что электронная торговля в России каждый год увеличивается на 40% и есть данные, позволяющие утверждать, что в российском интернете находится один процент от общего объема товарооборота.
Один из примеров взаимодействия государства и интернет-бизнеса - сотрудничество холдинга eHouse с ФГУП "Почта России" в рамках инициативы "Кибер Почт@". На сегодняшний день этот проект насчитывает десять тысяч пунктов коллективного доступа в 82 регионах РФ, а концу 2006 года "Почта России" планирует довести их число до двадцати тысяч. Холдинг eHouse и "Почта России" планируют совместно продвигать услуги электронной коммерции среди россиян через открытые на почтовых отделениях интернет-пункты - то есть пользователи смогут заказывать товары через интернет, оплачивать и получать покупки на обыкновенной почте.
Компании самых разных направлений используют сайт как корпоративный буклет, как средство для поиска клиентов и канал продаж, как пиарный и аналитический инструмент. Для компаний, создающих интернет-сервисы, главной бизнес-моделью является реклама. Вида рекламы в интернете два - это реклама контекстная (как текстовая, так и графическая) и медийная (баннерная). Контекстная реклама - это такая реклама, которая показывается пользователю в зависимости от содержания сайта, на котором он находится. Наиболее эффективна поисковая реклама (один из видов контекстной), так как реклама, которую видит пользователь, отвечает на его запрос поисковой машине (такую рекламу можно, например, увидеть на страницах поисковой выдачи Яндекса - справа от основного ответа поисковой машины).
Существует мнение, что контекст вытеснит медийную, то есть баннерную, рекламу. Скорее всего два этих вида будут развиваться, взаимно дополняя друг друга. Год назад три ведущих портала российского интернета - Mail.ru, Рамблер и Яндекс - готовили совместный доклад о состоянии рынка интернет-рекламы в России. Тогда был сделан прогноз удвоения рекламы в 2005 году. Причем предполагалось, что медийная реклама вырастет примерно на 60-70% и составит 50-60 млн. долл., а контекстная реклама будет расти быстрее и приблизится к медийной. Теперь, через год, можно подтвердить, что прогнозы оказались достаточно точны. В 2005 году общий оборот интернет-рекламы составил 100 млн. долл., из них контекстная реклама - 35-40 млн.
При этом есть уверенность, что у интернет-рекламы в России существует большой потенциал роста. Очевидно, что аудитория интернета еще далека от насыщения. По данным фонда "Общественное мнение", в России интернетом пользуется 20% населения, тогда как в США или странах Западной Европы этот показатель составляет 60-70%. В 2005 году каждый пользователь интернета в России принес 5 долл. рекламных денег (оборот в 100 млн. долл. на 20 млн. пользователей) - по сравнению со 120 долл. в США. Вообще интернет-реклама пока занимает непропорционально маленькую долю всего рекламного рынка. По данным АКАР, вся реклама в 2005 году достигла 5,01 млрд. долл., то есть на интернет пришлось 2%. В западных странах эта доля составляет 5-7%.
Телевидение и мобильная связь развиваются такими же бурными темпами, как и интернет. Причем в некоторых случаях можно говорить не о параллельных непересекающихся мирах, а о конвергенции различных медиаканалов. Одновременное развитие интернета и телевидения приводит к двум значительным последствиям: приобретает популярность практика развития видео- и аудиотрансляций в сети (к примеру, проекты Rambler Vision и Rambler Audio) и интерактивное телевидение с использованием SMS-сервисов. Рамблер не так давно объявил, что в скором времени пользователи Rambler-ICQ смогут создавать и отправлять SMS-сообщения непосредственно из программы-клиента ICQ на телефоны российских абонентов мобильной связи. SMS-сервис в ICQ открывает дополнительные возможности для рекламодателей. К слову сказать, рекламные возможности ICQ уникальны благодаря качеству рекламного контакта и видам таргетинга. Размещение рекламы непосредственно в сообщениях ICQ обеспечивает высочайшее качество контакта благодаря отсутствию конкурирующей рекламы и какого-либо отвлекающего контента. Таргетинг может осуществляться не только по полу, но и по узким возрастным группам, что невозможно ни при каких других видах рекламы. Эти процессы дополняют друг друга и не мешают, то есть аудитория не "вытесняется". В результате появляется так называемый эффект синергии - то есть незапланированное и неосознанное использование сотрудничества индивидов, преследующих собственные цели, но действующих при этом в одном направлении. Телеканал, мобильный провайдер и интернет-портал имеют одно название, что убеждает потребителя, рекламодателя в единстве и целостности трех этих составляющих. Мультимедийность подобных площадок повышает эффективность рекламных кампаний.
Серьезный, взрослый бизнес требует такого же отношения к себе, налаженной структуры связей внутри рынка. В этом году известные российские интернет-компании (Бегун, Демос, Mail.Ru, Озон, Рамблер, РБК, HeadHunter, Яндекс) объявили о проведении первой конференции "Интернет и бизнес", которая пройдет 20-21 апреля в подмосковном пансионате "Бор".
Формат конференции предполагает доклады известных экспертов и широкое обсуждение как в рамках заседаний, так и в ходе круглых столов с участием всех заинтересованных гостей мероприятия. На конференции будут созданы комфортные условия для плодотворного общения участников не только в залах, но и в кулуарах, там, где на любой встрече профессионалов происходит множество полезных встреч и разговоров.
Конференция ориентирована в первую очередь на профессионалов интернет-индустрии, а также на представителей любых бизнес-сообществ, заинтересованных в развитии своей отрасли при помощи интернет-технологий. К работе на конференции будут приглашены авторитетные и уважаемые деятели российского интернет-бизнеса, а также представители государственных структур.
Программа конференции включает темы: аудитория российского интернета, ее динамика и перспективы; бизнес-модели интернет-компаний; законодательная база ведения бизнеса в сети; состояние и перспективы рекламы в интернете; телекоммуникационные услуги (VoIP, ISP, ASP и т.д.); информационная безопасность; интернет и традиционные СМИ; инновационные технологии и бизнес-модели Web 2.0; коммуникационные сервисы и социальные сети; онлайновые платежи, электронная торговля; E-recruitment и телеработа; мобильный интернет. Организаторы конференции приглашают всех заинтересованных специалистов к участию в формировании программы. Участие в конференции бесплатное. Все подробности и регистрация участников - на сайте www.c-ib.ru.
В день официального объявления о проведении конференции генеральный директор компании Яндекс Аркадий Волож сказал, что хорошо помнит "Бор" образца 1997 года, когда он впервые "живьем" увидел многих известных сегодня в интернете персонажей. По его словам, тогда интернет был просто приятным хобби, а теперь рунет уже дорос до собственной бизнес-конференции.
Есть некоторая доля абсурда в задаче, которую взваливают на себя интернет-компании, когда заявляют, что современный рунет - это уже не "чистое поле", а бизнес-пространство, которое способно самостоятельно и регулировать правила игры внутри отрасли, и организовывать процессы вокруг себя. Представьте изобретателя телефона Александра Белла, объясняющего предпринимателям и коммерсантам, что его изобретение способно совершить революцию в бизнесе.
|