13 марта федеральный закон "О рекламе" в новой редакции был подписан президентом Путиным. В принятом 22 февраля Госдумой и одобренном 3 марта Советом Федерации законе, помимо прочего, определен ряд положений, непосредственно касающихся распространения рекламной информации через интернет.
|
Так, согласно пункту 1 статьи 18 закона, распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. "При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. "Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием", - говорится в тексте документа. По пункту 2 этой же статьи "не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки)".
Закон вступает в действие с 1 июля 2006 года. Понятно, что применительно к веб-среде, эти ограничения с последующими "карательными мероприятиями" коснутся, прежде всего, работников спам-индустрии. Не вполне ясен, однако, механизм "отлова" злоумышленников, который станет применяться на деле. Кроме того, необходимо ведь еще доказать, что именно конкретный человек (или организация) занимался незаконной рекламной рассылкой.
Игорь Ашманов, управляющий партнер компании "Ашманов и партнеры" допускает, что новые положения закона "О рекламе", вступив в силу, смогут несколько усмирить спаммеров: "Проблема может стать менее насущной, поскольку рассыльщикам, возможно, придется чаще напрягаться, делая хитрые пассы по технической части, чтобы доказать наличие согласия адресата. Возможно это при условии, что жалобы на организатора рассылки будут поступать часто".
Игорь Ашманов по просьбе "Вебпланеты" навскидку предложил вариант применения 18-й статьи: "Дело борьбы со спамом пойдет лучше, если жалобу в соответствующую инстанцию можно будет отправить по интернету. Возможно, предприятие окажется более успешным, если вопросом займется какой-нибудь крупный интернет-сервис, Mail.Ru, к примеру. Если почта „Мейла" будет охраняться и антиспам-фильтрами, и некими юридическими методами, то выиграют от этого, думаю, все. А желающих идти жаловаться на спам в суд, понятно, будет очень мало".
В законодательстве европейских стран существуют аналогичные ограничения. В директиве Европарламента 2002/58/ЕС от 12 июля 2002 года говорится, что использование автоматических систем дозвона, факсов или электронной почты для целей прямого маркетинга не допускается. Исключение составляют случаи, когда существует на то предварительное согласие потребителей.
В России ответственность за рассылку спама предусмотрена статьёй 14.3. КоАП РФ, в соответствии с которой нарушение распространителем рекламы законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 2000 - 2500 руб, на должностных лиц - 4000 - 5000 руб, на юридических лиц - 40 000 - 50 000 руб, - поясняют юристы челябинской компании "Советник". |