Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Инновационная инфраструктура Московской области, на примере г. Королева.

Андрейкин А., Бакулина Я., Дегтярева В., Козлов Д., Сурин М.

Для описания инновационной инфраструктуры МО первоначально необходимо проанализировать политику Федерального правительства, региональных властей, а также администрации на местах в области поощрения инноваций.

Среди наиболее существенных мер со стороны Федерального законодательства, способствующих развитию инновационной инфраструктуры можно назвать следующие:

1. Целевое финансирование инновационной деятельности Минэкономики и Минфином

2. Разработка системы высокорискового финансирования инновационных наукоемких проектов

3. Финансирование из внебюджетных фондов

4. Участие в высокорисковом финансировании за счет средств, предоставляемых на возвратной основе.

5. Отнесение расходов, связанных с разработкой наукоемкой высокоэффективной техники на себестоимость продукции.

6. Выступление залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам юр. и физ. лиц, осуществляющих инновационную деятельность.

7. Принятие долевого участия в создании хозяйствующих субъектов

8. Финансирование повышения квалификации , подготовки для малого предпринимательства в научно- технической сфере.

9. Финансирование научных экспертиз, исследований, конференций, выставок.

Таким образом, среди общих источников финансирования можно назвать средства из Внебюджетных и бюджетных фондов, добровольных взносов предприятий, учреждений , организаций и граждан, международных организаций.

Со своей стороны, региональные власти стараются способствовать и контролировать развитие инновационной деятельности в МО. В частности, закон МО «О НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ» определяет

основные цели государственной научно - технической политики МО:

а) развитие и эффективное использование научного, научно - технического и образовательного потенциала Московской области для социально - экономического развития и повышения уровня жизни населения Московской области;

б) создание инновационной среды, обеспечивающей превращение научных достижений организаций научно - производственного комплекса в рыночную конкурентоспособную продукцию;

в) привлечение инвестиций в научно - производственный комплекс для подъема производства и создания новых рабочих мест, в том числе на основе развития технологий двойного применения и конверсии;

г) удовлетворение потребностей Московской области в высококвалифицированных научных и инженерно - технических кадрах на основе интеграции науки и образования.

Принципы реализации научно - техническая политика МО:

а) признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил Московской области;

б) выбор и государственная поддержка приоритетных направлений научной, научно - технической и инновационной деятельности в Московской области;

в) распределение средств, выделяемых на научную, научно - техническую и инновационную деятельность из бюджета Московской области и внебюджетных фондов Московской области, по государственным программам Московской области и проектам, отбираемым на конкурсной основе, после проведения их обязательной государственной экспертизы в соответствии с законодательством;

г) приоритетное финансирование завершенных этапов научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, выполняемых в рамках государственного заказа Московской области;

д) гласность и открытость информации о расходовании средств, выделяемых на научную, научно - техническую и инновационную деятельность;

е) интеграция научной, научно - технической, инновационной и образовательной деятельности посредством создания учебно - научных комплексов на базе высших учебных заведений и научных организаций, находящихся в ведении Российской Федерации или Московской области;

ж) стимулирование научной, научно - технической и инновационной деятельности через систему налоговых и иных льгот;

з) поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

и) привлечение научной общественности к решению проблем сохранения, развития и использования научного, научно - технического и инновационного потенциала Московской области;

к) развитие международного научного, научно - технического и инновационного сотрудничества Московской области.

Пути осуществления государственного регулирования научной, научно - технической и инновационной деятельности органами государственной власти МО:

а) бюджетного финансирования научной, научно - технической и инновационной деятельности;

б) предоставления финансовой помощи субъектам научной, научно - технической и инновационной деятельности за счет средств областного бюджета;

в) введения системы налоговых льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;

г) участия органов государственной власти Московской области в качестве учредителей (соучредителей) научных организаций, организаций инфраструктуры, обеспечивающих деятельность организаций научно - производственного комплекса, с закреплением в их пользовании объектов, находящихся в областной собственности, и предоставлением дополнительных ресурсов;

д) участия в формировании государственных программ Российской Федерации в научно - технической сфере, затрагивающих интересы Московской области;

е) контроля за соблюдением государственных норм и стандартов;

ж) инициирования в соответствии с законодательством процессов банкротства и перевода на внешнее управление научных организаций, имеющих систематические задолженности перед бюджетом Московской области;

з) аккредитации научных организаций, находящихся в ведении Московской области;

и) государственной экспертизы научных, научно - технических и инновационных проектов, а также результатов проведенных в рамках данных проектов работ, финансируемых за счет средств бюджета Московской области;

к) государственных гарантий Московской области инвесторам и содействия инновационной деятельности;

л) принятия нормативных правовых актов в сфере научной, научно - технической и инновационной деятельности и осуществления иных полномочий, предусмотренных законодательством.

5. Государственное регулирование научной, научно - технической и инновационной деятельности в наукоградах, расположенных на территории Московской области, органами государственной власти Московской области осуществляется путем участия органов государственной власти Московской области в реализации комплексных программ социально - экономического развития наукоградов, в которых для каждого наукограда определяются основные направления социально - экономического развития, приоритетные для этого муниципального образования направления развития науки и техники, конкретные меры государственной поддержки, источники финансирования с указанием разделов расходной части бюджетов всех уровней в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Интеграция научной деятельности и образования в МО осуществляется:

а) путем участия студентов, преподавателей и сотрудников учебных заведений в научной, научно - технической и инновационной деятельности;

б) через систему подготовки и переподготовки научных кадров в высших учебных заведениях и научных организациях;

в) путем создания сети учебно - научных и учебно - производственных комплексов на базе высших учебных заведений, научных организаций и организаций научно - производственного комплекса;

г) через создание инфраструктуры инновационной деятельности (технопарков, бизнес - инновационных центров) при высших учебных заведениях и образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования;

д) путем использования и передачи научных знаний в образовательном процессе, издания учебных пособий на основе новых методик обучения;

е) путем привлечения студентов и преподавателей к участию в научных конкурсах, конференциях, выставках.

2. Поддержка интеграции научной деятельности и образования в Московской области обеспечивается путем:

а) участия органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления в качестве учредителей (соучредителей) научных организаций и образовательных учреждений, учебно - научных центров и других организаций;

б) финансирования научных, научно - технических и инновационных программ и проектов, выполняемых образовательными учреждениями в интересах Московской области, содействия проведению конкурсов, выставок, конференций с участием студентов и преподавателей;

в) финансирования молодежных научных или образовательных программ;

г) учреждения стипендий для студентов, имеющих успехи в учебе и научной деятельности, высших учебных заведений, расположенных на территории Московской области.

3. В целях государственной поддержки интеграции научной деятельности и образования:

а) не менее 10% средств, выделяемых из областного бюджета на поддержку малого предпринимательства, должно направляться на финансирование образовательных или наукоемких проектов, осуществляемых студентами и аспирантами и выпускниками высших учебных заведений или научными работниками;

б) при реализации программ подготовки и переподготовки кадров за счет средств областного бюджета должны привлекаться преподаватели и научные работники государственных образовательных и научных учреждений, расположенных на территории Московской области, с расходованием на эти цели не менее 30% средств, направляемых на оплату труда преподавателей;

в) ежегодно должны выделяться из средств областного бюджета 100 стипендий лучшим студентам высших учебных заведений, расположенных на территории Московской области, в соответствии с положением, утверждаемым Губернатором Московской области.

Финансирование научной, (или) научно - технической и (или) инновационной деятельности в Московской области:

1. Финансовое обеспечение научной, (или) научно - технической и (или) инновационной деятельности в Московской области основывается на множественности источников финансирования и его целевой ориентации и осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

2. Государственное финансирование научной, (или) научно - технической и (или) инновационной деятельности в Московской области осуществляется в соответствии с законодательством на основе сочетания финансовой поддержки государственных научных организаций и целевого финансирования конкретных научных, научно - технических и инновационных программ и проектов.

3. Финансирование научных организаций, находящихся в ведении Московской области, осуществляется по установленным нормативам за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на текущие расходы соответствующих отраслей.

4. Объем ежегодных бюджетных ассигнований, выделяемых на проведение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ в интересах социально - экономического развития Московской области, в том числе в рамках долевого финансирования государственных программ Российской Федерации, государственных программ Московской области и соответствующих муниципальных программ в сфере научной, научно - технической и инновационной деятельности, составляет не менее 1% расходной части областного бюджета без учета внебюджетных фондов, консолидированных в областной бюджет.

5. Проекты государственных программ Московской области должны предусматривать в объемах финансирования расходы на научно - техническое сопровождение в размере не менее 0,5% от объема средств, выделяемых на реализацию соответствующих государственных программ Московской области.

Государственная поддержка и льготы, предоставляемые научным организациям на территории Московской области :

1. В целях усиления государственной поддержки, социальной защищенности научных и инженерно - технических работников, повышения эффективности использования научно - технического потенциала Московской области, развития прогрессивных форм организации научной, (или) научно - технической и (или) инновационной деятельности научным организациям, зарегистрированным на территории Московской области, предоставляется право на получение следующих видов государственной поддержки и льгот напрямую или через бюджеты муниципальных образований Московской области, на территории которых научные организации зарегистрированы:

а) финансирования своей деятельности в соответствии с государственной программой Московской области поддержки и развития научной, научно - технической и инновационной деятельности в Московской области, иными государственными программами Московской области и соответствующими муниципальными программами;

б) получения государственных гарантий Московской области за счет средств областного бюджета;

в) льготного кредитования за счет средств областного бюджета;

г) получения средств областного бюджета через бюджеты муниципальных образований, на территории которых научные организации зарегистрированы;

д) дополнительного социального обеспечения научных и инженерно - технических работников и иных видов государственной поддержки и льгот, предусмотренных законодательством.

2. Органы местного самоуправления на территории Московской области в соответствии с законодательством могут предоставлять дополнительную поддержку и льготы научным организациям, зарегистрированным на их территории, за счет средств бюджета муниципального образования.

Государственная поддержка и льготы, предоставляемые территориям научно - технического развития в Московской области :

1. Населенные пункты, расположенные на территории научно - технического развития, и организации научно - производственного комплекса, зарегистрированные на территориях научно - технического развития, имеют право на получение следующих видов государственной поддержки и льгот, напрямую или через бюджет (бюджеты) муниципального образования (муниципальных образований), в границах территории (территорий) которых расположены территории научно - технического развития:

а) финансирования своей научной, (или) научно - технической и (или) инновационной деятельности в соответствии с государственной программой Московской области поддержки и развития научной, научно - технической и инновационной деятельности в Московской области, иными государственными программами Московской области и соответствующими программами муниципальных образований Московской области;

б) получения государственных гарантий Московской области за счет средств областного бюджета;

в) льготного кредитования за счет средств областного бюджета;

г) получения субвенций из областного бюджета на социально - экономическое развитие в установленном законодательством порядке;

д) льготного режима инвестирования и страхования инвестиций;

е) дополнительного социального обеспечения научных и инженерно - технических работников и иных видов государственной поддержки и льгот, предусмотренных законодательством.

2. Перечень и порядок ввода и отмены видов государственной поддержки и льгот для территорий научно - технического развития Московской области устанавливаются настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Московской области.

3. Органы местного самоуправления на территории Московской области в соответствии с законодательством могут предоставлять дополнительную поддержку и льготы территориям научно - технического развития, входящим в границы их территории (территорий), за счет средств бюджета (бюджетов) муниципального образования (муниципальных образований ).

В рамках программы развития наукоградов МО правительство выделило 1 млрд.р. из Федерального бюджета.

Основные Наукограды Московской области:

  1. Балашихинский район
  2. Долгопрудный
  3. Дубна
  4. Жуковский
  5. Звездный городок
  6. Истринский район
  7. Климовск
  8. Королев
  9. Красноармейск
  10. Краснознаменск
  11. Лыткарино
  12. МО Химкинский район
  13. Протвино
  14. Пущино
  15. Реутов
  16. Троицк
  17. Фрязино
  18. Черноголовка
  19. Юбилейный

Основные научные организации:

  1. «Экотехнополис»
  2. Ассоциация Технопарк «Черноголовка»
  3. Всероссийский научно-исследовательский институт Физико-технических и радиотехнических измерений
  4. Государственный научно-исследовательский институт прикладной микробиологии
  5. инновационный научно-технологический центр «Экобиотехнопарк»
  6. институт физики высоких энергий
  7. Истринский научно-технологический комплекс
  8. летно-исследовательский институт им. М.М.Громова
  9. НЦ РАН в Черноголовке
  10. Пущинский НЦ РАН
  11. Региональный центр инновационной деятельности и трансфера технологий
  12. Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований
  13. Троицкий НЦ РАН
  14. Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского

Организации, предоставляющие услуги в организации производства и коммерциализации технологий:

  1. Учебно-деловые и опорные центры Морозовского проекта «Нахабино» Орехово-Зуевский учебно-деловой центр Морозовского проекта «Савва»
  2. Технопарки Ассоциация Техноапрк Черноголовка Инновационный научно-технологический центр «Экобиотехнопарк» и «Экотехнополис»
  3. Бизнес-инкубаторы

Ведущие отрасли промышленности:

Машиностроение, радиоэлектронная, химическая, легкая, черная металлургия, металлообработка, стройматериалы, деревообрабатывающая, художественные промыслы.

Рассмотрим инновационную инфрастуктуру МО на примере наукограда г. Королева.

О городе

Город Королев (до июля 1996 года - г. Калининград Московской области) носит имя выдающегося ученого, академика Сергея Павловича Королева - основателя практической космонавтики. 13 мая 1946 года было принято Постановление Совета Министров СССР об организации ряда научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских бюро и заводов по созданию ракетного вооружения для обороны страны. На базе завода создается НИИ-88, который стал головным центром по разработке ракет с жидкостными двигателями. Конструкторское бюро этого НИИ, а также Совет Главных конструкторов, который объединил ведущих ученых страны данной отрасли, возглавил С.П. Королев. Начинают развиваться предприятия, которые, в последствии, сформировали мощный ракетно-космический комплекс. Здесь трудились такие выдающиеся ученые как А.М. Исаев, М.К. Янгель, В.П. Глушко, В.П. Мишин, В.Ф. Уткин, Ю.А. Мозжорин и многие другие.
Сегодня Королев - центр ракетно-космической промышленности, лидер передовой отечественной науки. 12 апреля 2001 года, в День космонавтики, Президент России В.В. Путин подписал Указ №416 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Королеву Московской области».
По состоянию на конец 2001 года население Королева составляет 160 816 человек, из них 59,9% трудоспособного возраста. На предприятиях и в организациях города работает 61,9%, непосредственно на предприятиях научно-производственного комплекса - 48,4%. На конец 2001 года уровень безработицы составил 0,82%.
По уровню образования населения город Королев занимает одно из первых мест в России: примерно 67% жителей имеют высшее или среднетехническое образование, на предприятиях научно-производственного комплекса работают академики РАН и РАЕН, профессора, 113 докторов и 881 кандидатов наук, изобретатели и рационализаторы.
Статусу наукограда соответствует комплекс стандартов, характеризующих уровень жизни горожан: хорошие жилищные условия, развитая городская инфраструктура, высокое качество предоставляемых услуг, чистая и эстетичная городская среда - именно на это направлены целевые программы: «Реформа жилищно-коммунального хозяйства», «Энергоресурсосбережение», «Устойчивое развитие города» и другие. Эта работа по достоинству оценена на федеральном и областном уровнях: на протяжении нескольких лет Королев признается наиболее благоустроенным городом Подмосковья. Большой успех - второе место в конкурсе на самый благоустроенный город России за 2000 год.
В 2001 году в городе введено в строй 118 тысяч квадратных метров жилья в основном за счет средств населения.

Организации в составе НПК

· Открытое акционерное общество Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева и акционерное общество закрытого типа «Завод экспериментального машиностроения» Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королёва - создатели пилотируемых кораблей «Восток», «Союз», станции «Мир», комплексов «Энергия - Буран», участники работ по Международной космической станции, программам «Морской старт», «Ямал».

· Акционерное общество закрытого типа «Завод экспериментального машиностроения» входит в состав ОАО РКК «Энергия» им. С.П. Королёва. Открытое акционерное общество Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева и акционерное общество закрытого типа «Завод экспериментального машиностроения» Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королёва - создатели пилотируемых кораблей «Восток», «Союз», станции «Мир», комплексов «Энергия - Буран», участники работ по Международной космической станции, программам «Морской старт», «Ямал».

· Головной научно-исследовательский институт Российского авиационно-космического агентства. В его составе работает Центр управления полетами космических кораблей и станций.

· Государственное унитарное предприятие Конструкторское бюро химического машиностроения им. А.М. Исаева - головной разработчик ракетных двигателей для космических объектов.

· Государственное унитарное предприятие Научно-производственное объединение измерительной техники - головное предприятие по средствам измерения физических параметров, сбору, регистрации и обработке информации.

· Государственный Научно-производственный центр «Звезда-Стрела» - обеспечивает разработку и производство специальной ракетной техники.

· Открытое акционерное общество «Композит» - разработчик новых материалов для ракетно-космической и авиационной техники.

Инфраструктура

7 августа 2000 г. администрацией города Королева учрежден Фонд «Центр развития наукограда», который является базовым звеном инфраструктуры инновационной деятельности наукограда.

Перспективы

Имеющийся в городе интеллектуальный, научно-исследовательский и производственный потенциал дает возможность при наличии финансовой поддержки развивать г. Королев как современный технопарк федерального значения, центр коммерциализации и внедрения новых перспективных технологий, материалов и конкурентоспособной импортозамещающей продукции.

В Программе развития города как наукограда на 2002-2006 гг. подготовлены к реализации проекты создания музейно-туристического комплекса российской космонавтики и регионального бизнес-центра наукоградов московской области. Большое значение в Программе развития наукограда придается совершенствованию и развитию системы высшего образования, средних и среднеспециальных учебных заведений.

На развитие г. Королева как наукограда Правительством РФ 19.3 млн.р..


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 03.02.2006  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100