Для зарегистрированных пользователей |
|
Google, Google и ничего кроме Google
Александр Амзин
Google - это своего рода феномен. Всего за полтора года рыночная стоимость компании выросла примерно в пять раз, и 9 января акции Google штурмом взяли планку в 470 долларов. Успех компании широко обсуждается в прессе и на бирже.
Корпорация уже создала и поддерживает огромное число проектов, но еще несколько из них, похоже, никогда не будут реализованы, хотя и обсуждаются интернет-сообществом не первый год.
Так, уже больше года Google якобы собирается выпустить собственную операционную систему под кодовым названием Google OS. Перед самым новым годом эта городская легенда даже конкретизировалась - Los Angeles Times написала о том, что поисковик почти договорился с сетью магазинов Wal-Mart о продаже дешевых компьютеров с предустановленной Google OS. Компьютеры, конечно, предполагалось называть Google PC или Google Cubes.
Кроме того, вот уже года полтора пользователи ждут, когда Google осчастливит их открытием зарегистрированного когда-то домена под названием Gbrowser.com. Аналитики предполагают, что речь идет о браузере, разработанном Google. Тем временем пока никакого браузера не появилось.
Несмотря на то, что ни один из этих проектов не был представлен широкой публике, а история с Google PC и Wal-Mart была официально опровергнута компанией, ведущие брокерские конторы и рейтинговые агентства не только не понизили прогнозы по цене на акции, но и подогрели интерес инвесторов, еще больше повысив ожидаемую цену. И, несмотря на то, что с самого выхода Google на рынок аналитики один за другим отмечают признаки нарождающегося "пузыря", оценка риска покупки акций Google обычно ниже, чем, например, у Microsoft.
О правильном направлении
Интересно, что сравнительно недавно определяющим фактором роста самого популярного поисковика стали непрофильные инициативы. Менеджмент Google резко сменил направление своих новых продуктов и услуг. Ранее компания использовала "интенсивную терапию", улучшая качество поиска, чувствительность рекламных объявлений к контексту страницы.
Вот уже несколько месяцев Google кует для себя "когорту верных", шаг за шагом создавая образ некоего среднестатистического пользователя Google, активно использующего программные продукты корпорации в своей повседневной работе и учебе.
Действительно, с ноября 2005 года, когда пользователи получили целый набор инструментов для обработки информации под названием Google Desktop 2, были выпущены несколько продуктов, сделавших поисковик гораздо ближе к пользователю.
Так, через неделю после выхода из стадии "беты" Google Desktop 2 интернетчики получили "персонализированный поиск", который анализирует их интересы и пытается выдать наиболее релевантные результаты. Кроме того, персонализация коснулась и главной страницы поисковика, которая в течение нескольких лет оставалась неизменной.
При этом Google открыла программный интерфейс (API) для написания приложений для этой страницы, благодаря чему владельцы веб-сайтов смогли получить дополнительную возможность для привлечения посетителей.
Кроме того, поисковик предложил размещать свою информацию в специально созданной базе данных Google Base, бросив вызов сразу нескольким сервисам и, отдельно, одному из крупнейших сайтов бесплатных объявлений Craigslist.
День 6 января ознаменовался сразу тремя сообщениями Google о новых сервисах и продуктах. При ближайшем рассмотрении оказалось, что Google OS, Google PC и Google Browser они не заменят. Пользователи явно ожидали большего подарка на Новый год.
Шаг первый. Google Pack
Интернет-рынок в США близок к точке насыщения. Почти у каждого пользователя существуют собственные пристрастия в том, что касается выбора любимого поисковика, почтовой службы, сайта для ведения блога и прочих повседневных действий, связанных с интернет-серфингом. При этом не существует универсального способа переманить таких пользователей у конкурентов - при сравнимом качестве поиска и других сервисов интернетчик остается там, где ему удобнее.
Поэтому компания Google решила завоевать лояльность пользователей, только что купивших компьютер. Договорившись с несколькими партнерами, компания выпустила набор их и собственных продуктов, позволяющих оснастить компьютер почти всем, что необходимо для эффективной работы в Интернете.
Google Pack |
Браузер: Firefox с Google Toolbar
Защита от spyware: LavaSoft Ad-Aware
Защита от вирусов: Norton AntiVirus 2005 SE
Медиаплеер: RealPlayer
IM-клиент: Trillian
Чтение PDF: Acrobat Reader 7
Просмотр картинок на домашних устройствах: Gallery Player
Программы Google: Picasa, Google Earth, Google Pack Screensaver, Google Desktop, Google Toolbar, Google Talk |
Стоит отметить, что состав Google Pack предполагается со временем расширять - в специальной программе Google Updater, облегчающей скачивание компонентов Google Pack, предусмотрена возможность получения новых программ. Можно с большой долей вероятности предположить, что в будущем в состав Google Pack в рамках недавнего соглашения о стратегическом партнерстве с Sun войдет система OpenOffice, которая предложит неплохую альтернативу Microsoft Office тем пользователям, которые еще не успели сравнить две офисные системы.
Это тем более похоже на правду, что солидная часть компонентов Google Pack предлагает замену продуктам Microsoft (в частности, ее браузеру Internet Explorer, программе Microsoft Antispyware, готовящемуся антивирусу от Microsoft, программе Microsoft Media Player и интернет-пейджеру MSN Messenger). С другой стороны, будет достаточно грустно, если окажется, что ведущий поисковик, известный своим творческим подходом ко всему, предлагает всего лишь отказаться от продуктов Microsoft.
Шаг второй. Google Video Store
Кроме того, 6 января стало известно о том, что компания Google открывает видеомагазин. Само по себе это заявление новостью не является - еще при открытии сервиса Google Video представители корпорации заявляли, что собираются создать нечто подобное, но подробности известны не были.
Предполагается, что новый сервис Google Video Store привлечет тех людей, которые не смотрят телевизор и хотят выбирать, что смотреть. Google уже удалось договориться с корпорацией CBS, которая станет поставщиком интересных зрителям передач, включая известные сериалы, игры NBA и популярные видеоклипы. Стоит отметить, что все эти записи не будут прерываться рекламой.
Продавать свою видеопродукцию в Google Video Store смогут все желающие. Для каждого видеоклипа можно указать стоимость просмотра, а также установить защиту от копирования.
Google Video Store станет прямым конкурентом iTunes Video, набирающему все большую популярность благодаря новой модели плееров iPod, способных проигрывать видео. Создатели магазина обещают привлечь владельцев iPod специальной оптимизацией для проигрывания видео на их устройствах.
Шаг третий. Google и Motorola
Неугомонная поисковая компания также объявила об альянсе с Motorola. Предполагается, что теперь в сотовые телефоны Motorola будет интегрирован поиск от Google. В пресс-релизе не уточняется, как это выглядит, однако следует думать, что Google недаром перед Новым годом выпустила мобильную версию почтовой службы Gmail.
Тут надо отметить, что обычно мобильным достижениям Google уделяется не очень много внимания. Оно и понятно - большая их часть корректно работает только в США, что создает у российских интернетчиков иллюзию, будто парой мобильных версий сайтов все и заканчивается.
Конечно, это не так. Google не только активно интересуется мобильным рынком, но и собирается продвигать собственные беспроводные технологии. Так, недавно корпорация запатентовала технологию, позволяющую быстрее передавать данные по беспроводному стандарту связи CDMA. Кроме того, у Google уже есть опыт работы с покрытием Wi-fi обширных площадей недалеко от своей штаб-квартиры. Мелочи, вроде поддержки запросов по SMS, являются очевидными.
Партнерство на этом рынке с ведущим производителем сотовых телефонов очень важно для Google, так как в будущем позволит достаточно глубоко проникнуть на развивающийся рынок смартфонов и беспроводного интернета, имеющий свои характерные особенности.
Заключение
То, чем сейчас занимается Google, все больше походит на сбор войск перед решительной атакой на конкурентов по всем фронтам сразу. Все три первых шага в новом, 2006, году, направлены на заключение партнерских соглашений с другими компаниями.
При этом важно уточнить, что, например, в Microsoft не считают Google основным конкурентом. Как заявил глава компании Билл Гейтс, гораздо больше на роль конкурента подходит такой гигант, как IBM.
Так или иначе, Google решил привлечь к борьбе за место под биржевым солнцем другие компании. Возможно, внутренняя структура компании уже сформировалась, и теперь поисковику придется выбирать, какой конкурент для него главный.
Вряд ли это IBM.
|