Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

ПАСПОРТ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

В соответствии с постановлением правительства РФ от 18 ноября 2005 года № 687 с 1 января 2006 года должна начаться выдача паспортно-визовых документов нового поколения. Речь идет о паспортах с электронным чипом, содержащим так называемую биометрическую информацию о владельце. Это будут заграничные паспорта, и сначала начнут их выдавать в пилотных зонах - Москве, Калининградской области, Литве и Германии. Срок сдачи Системы в эксплуатацию по всей территории России - 2007 год. О технологических принципах, которые закладываются в этот проект, в беседе с корреспондентом «НГ» рассказывает заместитель руководителя Федерального агентства по информационным технологиям (Росинформтехнологии), главный конструктор и председатель Совета конструкторов Государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения Александр Панкратов.

   
 
 
 
 
Александр Панкратов: 'Никакой новой информации по сравнению с той, что сегодня заносится в обычные паспорта, ни в чипе, ни в самом биометрическом паспорте не будет'.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
 
 

- Александр Иванович, честно говоря, с ходу даже трудно припомнить - когда в последний раз для реализации подобного проекта создавался институт главных конструкторов. В чем сложность выполняемого проекта? Каковы в связи с этим основные задачи Совета конструкторов, который вы возглавляете?

- Во-первых, невероятно короткие сроки. За 2,5 года мы должны обеспечить выдачу гражданам России загранпаспортов нового образца. Во-вторых, внедрение системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов (ПВД) нового поколения осложняется тем, что необходимо максимально использовать уже существующую инфраструктуру и работающие ведомственные информационные системы различных федеральных органов исполнительной власти - для сохранения вложенных в эти системы инвестиций. К этому следует добавить, что используемые в проекте новые технологии до сих пор в таком масштабе в России не применялись.

Помимо этого внедряемые технические решения необходимо гармонизировать с решениями, используемыми в аналогичных зарубежных системах. Это нужно для того, чтобы на пунктах пограничного контроля мы могли бы читать заграничные паспорта, а российские паспорта, в свою очередь, читались бы соответствующими службами других стран.

В проекте участвует около пятнадцати ведомств, что требует четкой организации их взаимодействия. Это и является одной из задач нашего совета.

В составе совета - 26 человек. В соответствии с распоряжением правительства МВД РФ является заказчиком-координатором проекта, а Мининформсвязи России - заказчиком, отвечающим за создание технологической инфраструктуры системы. Совет состоит из двух блоков: представителей госзаказчиков и представителей основных организаций - исполнителей проекта.

Совет конструкторов - это межведомственный совещательный орган, его решения носят рекомендательный характер. Главный конструктор осуществляет координацию и взаимодействие Мининформсвязи России с государственными заказчиками работ; организует выполнение работ по созданию технологической инфраструктуры Системы, готовит предложения по ее техническому проекту и интеграции с сопряженными государственными информационными системами, содержащими персональные данные. Среди функций главного конструктора - рассмотрение предложений по корректировке состава работ и приоритетам их бюджетного финансирования; подготовка заключений и согласование технико-экономических обоснований и контрактов (договоров) на выполнение работ; согласование спецификаций программно-технических средств, необходимых для функционирования различных компонент Системы, и так далее.

- «Технологическая инфраструктура Системы». Не могли бы вы подробнее рассказать, что она в себя включает?

- Прежде всего это действительно мультипроект. И в рамках этого мультипроекта предполагается использование функционирующих на сегодняшний день ведомственных сетей и систем.

Технологическая цепочка работы с Системой выглядит так. Человек заполняет анкету, пишет заявление, фотографируется и приносит эти документы в местное паспортно-визовое подразделение. Его данные (включая цифровую фотографию) направляются в Центр персонализации, где их внесут в чип и паспорт. После этого готовый паспорт возвращается в паспортно-визовую службу, где его вручат владельцу.

Важно подчеркнуть, что никакой новой информации по сравнению с той, что сегодня заносится в обычные паспорта, ни в чипе, ни в самом паспорте не будет. В чип записывается только та информация, которая печатается в бланке паспорта - цифровая фотография, ФИО, пол, дата и место рождения, адрес места жительства. Используемый при внесении данных в паспорт метод лазерной гравировки существенно повысит уровень защиты документа от подделки, да и чип надежно защищен электронно-цифровой подписью (ЭЦП) от несанкционированного доступа.

Процедура оформления паспорта, как видим, стандартная, но внедрить ее надо во всех подразделениях паспортно-визовой службы России и в консульских загранучреждениях. В общей сложности получается около 5000 объектов.

Поскольку новый паспорт с электронным чипом также должен проверяться и читаться соответствующими службами, специальные считывающие устройства установят на всех пунктах паспортно-визового контроля.

Архитектура системы многоуровневая. На нижнем уровне, в паспортно-визовых подразделениях, устанавливаются автоматизированные рабочие места (АРМ): компьютер и периферийное оборудование. Компьютеры связаны общей сетью. На более высоком уровне - региональном - создаются центры обработки данных. Далее - федеральный уровень, на который замыкается вся Система.

В новый электронный паспорт будет занесена ваша цифровая фотография, ФИО, дата и место рождения.Фото Артема Житенева (НГ-фото)Единое информационное пространство Системы обеспечит ее межведомственный сегмент, включающий центр изготовления паспортно-визовых документов; центр персонализации документов нового поколения; единую телекоммуникационную инфраструктуру; удостоверяющие центры в области электронной цифровой подписи и центры регистрации ЭЦП; центр технологического обеспечения и антикризисного управления; а также орган криптографической защиты Системы и центр дистанционного обучения ее пользователей.

Главная цель всей нашей деятельности - создать защищенный паспорт и технологическую инфраструктуру, которая обеспечивала бы работу с ним соответствующих уполномоченных федеральных органов и создавала бы комфортные условия для граждан при пересечении границы государства.

- Уже определено, какие биометрические данные будут заноситься в чип?

- В соответствии с рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ИКАО) приняты три основных биометрических параметра: обязательный - цифровая фотография, а также два факультативных, то есть на усмотрение страны, - отпечатки пальцев и рисунок радужной оболочки глаза. В России на сегодняшний день принята только цифровая фотография.

- Это двухмерная или трехмерная, 3D-фотография?

- Двухмерная, в формате 2D. Обращаясь в паспортно-визовое подразделение, человек может либо сам предоставить фотографию, которая затем будет сканироваться, либо фотографироваться в специальной кабинке с цифровым фотоаппаратом. Фотография в электронном виде будет передаваться в Центр персонализации паспортов.

- Предусматривается ли возможность вносить дополнения, изменения в биометрические паспорта, ведь цифровые технологии развиваются очень быстро?

- В мировом сообществе сейчас все ориентируются в основном на цифровую 2D-фотографию. Но многие государства декларируют, что через 1-2 года будут вводить дополнительные биометрические параметры - отпечатки пальцев, 3D-фотографии. Поэтому, чтобы оптимизировать процесс разработки и последующего развития системы, мы будем в нашем проекте отрабатывать и дополнительные возможности. Так, головным разработчиком Системы, НИИ «Восход», создан экспериментальный стенд, на котором будут отрабатываться перспективные технологии. В ряде стран уже анонсированы, например, технологии сканирования ладони, а не только отпечатков пальцев или радужной оболочки глаза.

- На каких принципах будут выбираться поставщики программно-технического обеспечения (ПТС)?

- Все закупки ПТС, в соответствии с действующим законодательством будут проводиться на конкурсной основе. Естественно, учитывая характер создаваемой Системы паспортно-визовых документов, приоритет будет отдаваться отечественным ПТС, особенно в области специального программного обеспечения. Это позволит не только гарантировать необходимый уровень защищенности, но и станет важным стимулом для освоения отечественной промышленностью новых технологий и серийного производства соответствующих компонентов.

Естественно, что проекты такого масштаба, как наш, должны способствовать развитию рынка информационных технологий в России. Появляется спрос, который является катализатором развития отечественной промышленности. Кстати, в функциях главного конструктора предусмотрено «обеспечение приоритетного развития отечественного производства программно-технических компонент Системы».

- Приоритет при реализации данной Системы прежде всего - защита персональных данных. Сегодня, когда практически в любой уличной палатке можно купить компакт-диски с базами данных Центрального банка, налоговых органов или Пенсионного фонда, этот вопрос более чем актуален. За счет каких средств и мероприятий предполагается обеспечить конституционное право граждан на защиту персональных данных?

- Защита персональных данных - это действительно одна из приоритетных задач, которую мы должны решить при создании Системы паспортно-визовых документов нового поколения. Здесь впервые в государственной системе такого масштаба широко используется электронно-цифровая подпись, причем в двух аспектах. С одной стороны - для защиты внутреннего документооборота, с другой - для защиты информации в самом чипе. То есть информация, которая будет записана в чип, «закрывается» еще и электронно-цифровой подписью. Если у вас не будет ключа, вы не сможете ни прочитать эту информацию, ни тем более внести в нее изменения.

- Допустим, я потерял или у меня украли паспорт с чипом. Что меня ожидает?

- Одно из преимуществ нового защищенного паспорта состоит в том, что он с высокой степенью вероятности гарантирует, что никто посторонний не сможет этим паспортом воспользоваться. Чип вскрыть невозможно, а персональную информацию и цифровую фотографию, нанесенные методом лазерной гравировки, даже в промышленных условиях нельзя подделать. Поэтому на этот счет можно не беспокоиться.

Вообще говоря, у паспорта с биометрической информацией три несомненных преимущества: использование защищенных персональных данных повышает доверие к документу со стороны иммиграционных и пограничных служб; этим паспортом нельзя воспользоваться постороннему человеку; новый паспорт дает возможность повысить эффективность борьбы с терроризмом и незаконной миграцией.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 08.01.2006  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100