Для зарегистрированных пользователей |
|
Хостинг в России: скромные прибыли, большие перспективы... Часть2.Коммерческий хостинг
Как только речь заходит о более-менее серьезном бизнесе, связанном с использованием интернета, бесплатный хостинг оказывается совершенно неконкурентоспособным по сравнению с профессиональным хостингом как по ассортименту оказываемых услуг, так и по гарантиям и качеству обслуживания. "Коммерческим хостингом пользуются все те, для кого сайт - это инструмент бизнеса, влияния, элемент корпоративного имиджа, или есть еще какая-либо существенная причина его наличия. Если сайт работает постоянно и приносит реальную пользу, то относительно неважно, $15 или $30 платить в месяц", - считает Максим Захаренко, руководитель PARKING.RU.
Существует ли сейчас в России платежеспособный спрос на услуги хостинга? Можно ли говорить о том, что коммерческий хостинг переживает в настоящее время в России подъNм? Каковы перспективы коммерческого хостинга? - все эти вопросы мы задали экспертам.
Большинство из них довольно уверенно заявили, что спрос на размещение интернет-серверов компаний на чужой территории действительно существует и имеет тенденцию к росту. К примеру, вот мнение Дмитрия Степанова, руководителя Хостинг-Центра РБК:
"Платежеспособный спрос на услуги хостинга безусловно существует, и в последние полгода наблюдается его ощутимый рост. Я склонен связывать его, прежде всего, с общим оживлением деловой активности в стране, а также с ростом количества российских пользователей Сети.
Сегодня интернет - реальный инструмент бизнеса, и это понимание приходит постепенно к российским компаниям: они заказывают разработку своих интернет-представительств у профессиональных веб-интеграторов, учатся использовать CRM, закрывают свои zhiguli_severnoe_butovo2000@yahoo.com, переносят свои сайты и почту с бесплатных GeoSites на профессиональный хостинг, хостинг с круглосуточной технической поддержкой, с системой резервного копирования, с надежной, современной и высокоскоростной технической площадкой.
Значительное снижение цен на такой хостинг, безусловно, тоже сыграло свою роль: теперь, когда за профессиональный качественный хостинг требуют в среднем всего $10-20 в месяц, экономить на качестве работы своего сайта, "парадной двери" бизнеса, попросту невыгодно".
Прозорова Светлана, генеральный директор .masterhost отметила, что "количество ежедневных регистраций по сравнению с прошлым годом выросло на десятки процентов".
"Спрос есть всегда, и отмечается он еще с 1997-98 года, когда мы вышли на рынок, но значительный рост нами зафиксирован с середины 1999 и до 2001 года. Ежемесячный прирост клиентов у ENELIS тогда был заметен (в ноябре и декабре 2001 года расширение клиентской базы составляло около 40-60 коммерческих сайтов). Сейчас же мы замечанием некоторое замедление отмеченного ранее повального спроса. По нашим данным, это связано, прежде всего, с перенасыщением предложения хостинга и стабилизацией рынка", - считает Максим Азаров, владелец и президент E-Neverland Network.
То, что спрос существует, но его объемы оставляют желать большего, подтверждает и Денис Имшенецкий, директор компании НетХауз. "Последнее время открылось много хостинг-провайдеров, но чаще всего это либо очередной клон "Вэльюхоста" или фирма-однодневка с 10-50 клиентами", - отметил он.
По мнению г-на Азарова, коммерческий хостинг, который примерно с 2000 года развивается весьма хаотично, сейчас входит в период стабилизации и оздоровления. "В итоге должна сформироваться более-менее четкая карта крупных игроков, а всевозможные хостеры-однодневки должны отмереть. Только тогда потенциальный клиент сможет разобраться в брендах и их особенностях, возможностях, качестве. Нынешний же потребитель услуг платного хостинга, не ориентирующийся в особенностях рынка хостинга в Рунете, просто теряется в обилии всевозможных хостеров", - считает г-н Азаров.
Среди других негативных черт российского рынка хостинга Максим Азаров отметил небольшое число лиц, готовых платить за хостинг, политику демпинга и др. "Для нашей компании российский рынок - это перспективное направление, но опираться на него в полной мере сейчас нельзя", - заявил он.
Какой же хостинг имеют в виду эксперты, отмечая рост этого сегмента рынка?
Как считает г-н Захаренко, чем выше для компании значение онлайновых операций, тем, соответственно, больше готовы платить компании за качество услуг. Он отметил рост практически во всех сегментах рынка хостинга, а особенно - на рынке недорогого хостинга статических сайтов, не использующих каких-либо серьезных систем.
"Для владельцев таких сайтов уже важно, чтобы сайт был доступен в интернете и располагался в своем доменном имени, но еще не важно, чтобы сохранялась конфиденциальность, чтобы обеспечивалась целостность и репликация данных и т.п. Поэтому сегодня растет рынок дешевого хостинга. Он, действительно, переживает бум, в ближайшей перспективе эта тенденция сохранится, но в среднесрочной перспективе на этом рынке недорогого хорошего хостинга выкристаллизируется несколько лидеров, которые смогут построить наиболее эффективный процесс обслуживания и сумеют привлечь максимальное количество клиентов. Именно они смогут существенно сократить свои издержки, а значит остаться конкурентноспособными", - считает г-н Захаренко.
"В этой тенденции и заключаются перспективы коммерческого хостинга - усложнение сопровождаемых систем, повышение безопасности, повышение удобства взаимодействия клиентов со своими системами, финансовые гарантии и страхование рисков, специализация на решении задач для отдельных горизонтальных и вертикальных рынков", - добавил он.
В качестве примера г-н Захаренко привел хостинг систем на платформе Windows, на котором специализируется возглавляемая им компания PARKING.ru: "Эта платформа сама по себе требует повышенного внимания, а ведь на ней устанавливаются еще и прикладные решения клиентов. Что важно на этом сегменте для клиента: производительность, отказоустойчивость, удобство управления, обеспечение достаточного уровня безопасности и конфиденциальности, гарантии. Конечно, обеспечение этих свойств требует наличия современной физической инфраструктуры, опытного сертифицированного персонала, современного оборудования, лицензионного использования программного обеспечения и многих других затрат. Хорошо дешево не бывает, поэтому уже сегодня многие клиенты готовы платить и 30$ и 50$ за гарантии работоспособности".
Однако если "дешевый" хостинг переживает бум, то, по мнению г-на Захаренко, рынок выделенного хостинга (размещение и аренда сопровождение физических серверов) остается на сегодня самым неразвитым. "Тривиальная услуга - размещение сервера с холодной перезагрузкой по требованию - вот все, что предлагается везде. В единичных местах дополнительно предлагается в аренду само оборудование", - отметил он. При этом, по его словам, "уже сегодня многие компании с удовольствием воспользовались бы комплексными решениями (так называемый managed-хостинг): аренда, размещение оборудования, аренда необходимого программного обеспечения, администрирование базового и прикладного программного обеспечения, обеспечение безопасности сервера внешней и внутренней, мониторинг подсистем, статистика и отчетность, надежное резервирование данных - вот далеко не полный перечень требуемых услуг. Отсутствие этой комплексности ведет к отсутствию передачи провайдеру больших корпоративных проектов, а значит, к недостаточно быстрому развитию рынка".
Сергей Дружинин, маркетолог ISPserver.com, констатируя наличие платежеспособного спроса на услуги хостинга, заметил, что "особого подъема рынка" нет.
"Рынок развивается не очень быстро и значительно отстает от западного даже по проникновению услуги. В связи с чем перспективы безусловно есть, но далеко не самые радужные. Рынок требует достаточно больших капиталовложений с очень небыстрой по российским меркам отдачей, а также умения долго и упорно двигаться к поставленной цели", - считает г-н Дружинин.
Одна из основных проблем хостинга, которая даже ставит под вопрос само его существование - это обеспечение конфиденциальности данных, размещаемых у сторонней организации. Частично эту проблему может снять кодирование на основе "сильных" криптоалгоритмов, которое предлагает ряд российских компаний. Но если, к примеру, в США существуют провайдеры хостинга, которые предлагают такое кодирование хранимых данных, то в России, по словам Алексея Резниченко и Евгения Суржикова из компании "Андэк", пока ни один из провайдеров не предлагает такой услуги.
Кроме того, по мнению Игоря Черепанова, генерального директора ООО "СитИ-М", компаниям, связавшим свой бизнес с интернетом, "для осознания и освоения правильных подходов явно не хватает грамотного ИТ-консалтинга". Как отметил Георгий Георгиевский, генеральный директор компании Rusonyx, хостинговым компаниям важно найти свою нишу и покупателя. Главное, по его словам, не экономить на развитии сервисов и не отставать от "прогресса". Подъем, по мнению г-на Георгиевского, в российском хостинге уже произошел, и в настоящее время наблюдается даже некоторый регресс. Он видит перспективы коммерческого хостинга в переходе от технологий коллективного (shared) хостинга, к технологиям выделенных виртуальных серверов.
Георгий Георгиевский (Rusonyx): виртуальный выделенный сервер - хостинг по-новому
Основная трудность в ведении хостинговых проектов, по мнению генерального директора компании Rusonyx Георгия Георгиевского, заключается в насыщенности современного рынка. Но эта ситуация, по его словам, весьма благоприятна для компаний, предлагающих новые перспективные технологии. Более подробно о положение дел на рынке хостинг-провайдеров Георгиевский рассказал в интервью CNews.ru.
CNews.ru: Насколько велико разнообразие предложений на российском рынке хостинга сегодня?
Георгий Георгиевский: В настоящее время рынок хостинга в России достаточно развит. Однако, несмотря на то, что многие операторы предлагают различные тарифные планы традиционного хостинга, клиент в результате получает ограниченную услугу...
CNews.ru: Что Вы понимаете под традиционным хостингом?
Георгий Георгиевский: Традиционный хостинг, предлагаемый большинством провайдеров, - это разделенные (shared) между всеми пользователями ресурсы одного компьютера-сервера и одной системы. Для того, чтобы неосторожные действия одного пользователя не повлияли на работу других, хостер накладывает ряд системных и ресурсных ограничений, которые часто не позволяют сайтам клиентов работать "на полную катушку". Кроме того, хостеры не дают пользователям доступ к управлению системой, а также возможность устанавливать и конфигурировать собственное произвольное программное обеспечение. В качестве альтернативы подобному ограниченному хостингу обычно предлагается физическое размещение компьютера пользователя в ДатаЦентре провайдера. Эта услуга способна удовлетворить любые фантазии талантливых создателей сайтов, но часто бывает им "не по карману", так как слишком дорого стоит. Тем не менее, существует оптимальный вариант, который предлагает наша компания. Это виртуальный выделенный сервер, совмещающий в себе дешевизну традиционного виртуального сервера и широкие возможности физического хостинга.
CNews.ru: За счет чего виртуальный выделенный сервер способен обеспечить подобную универсальность?
Георгий Георгиевский: Виртуальный выделенный сервер - это полноценная UNIX-система, пользователь которой является ее хозяином и может совершать в ней любые операции. Поэтому для тех, кому не хватает традиционного, простого хостинга, а возможности или желание покупать услуги физического хостинга отсутствуют - виртуальный выделенный сервер является весьма подходящим вариантом. Основное преимущество виртуального выделенного сервера по сравнению с физическим хостингом - более низкий уровень затрат на оборудование (hardware) и сопровождение системы. Также, в случае виртуального выделенного сервера, решены многие вопросы системной безопасности, а все необходимое программное обеспечение уже установлено и настроено, что позволяет клиенту практически не тратить время на подготовку к эксплуатации этой услуги. Кроме того, пользователь получает удобный веб-интерфейс управления виртуальным выделенным сервером, что дает возможность обращаться к этой услуге специалистам, не имеющим глубоких знаний системного администрирования.
CNews.ru: Что же мешает, по Вашему мнению, крупным хостинг-провайдерам включить в свой пакет услуг предложение виртуального выделенного сервера? Ведь, как известно, рынок IT, как никакой другой, быстро реагирует на новые технологии?
Георгий Георгиевский: К сожалению, в большинстве случаев крупные компании, имеющие стабильное положение на рынке хостинга, не стремятся активно завоевывать новые ниши. Одной из причин такого поведения, по моему мнению, является устоявшаяся клиентура таких провайдеров, успешность их традиционных схем работы. Ведь большинство потребителей услуг хостинга уже сделали свой выбор и "привыкли" к своим провайдерам. Поэтому, наша задача сегодня - изменять сложившиеся стереотипы, привлекая новых клиентов качеством и актуальностью наших предложений. Стоит заметить, что в большинстве случаев это удается - наши услуги востребованы и обретают популярность на рынке, особенно среди "новичков", которые оптимистично воспринимают новые технологии.
|