Для зарегистрированных пользователей |
|
Хостинг в России: скромные прибыли, большие перспективы... Часть 1. Хостинг за спасибо
Чтобы уберечься от таких неприятных неожиданностей, владельцы "серьезных" сайтов платят за размещение своих интернет-проектов деньги, в обмен на которые помимо домена, дискового пространства и прочих услуг получают некоторые права. Родившись как бесплатный дополнительный сервис интернет-провайдеров, веб-хостинг сегодня - это отдельная (и часто немалая) статья доходов компаний.
О том, что бесплатный хостинг хорош разве что для студентов, испытывающих свои силы в освоении специальности веб-мастера, или владельцев "хомяков" (от homepage) писалось уже не раз. Качество и надежность сервиса стремятся к нулю - здесь прослеживается аналогия с бесплатными услугами эпохи социализма в нашей стране. Следовательно, опираться на такой сервис серьезный бизнес не может. Тогда что же такое бесплатный хостинг - завуалированная маркетинговая акция, сопутствующая услуга ISP-провайдера, позволяющая ему генерировать дополнительный трафик и готовить клиентов к платному хостингу или что-то еще? И имеет ли вообще бесплатный хостинг право на существование, кроме как в виде бесплатной услуги интернет-провайдера?
Дмитрий Степанов, руководитель Хостинг-Центра РБК:
"Массовый бесплатный хостинг в его чистом виде, думаю, в ближайшее время умрет совсем и в том виде, в котором он существовал в 1998-2000 годах, когда клиенту давалось в аренду 10-20 Мб дискового пространства, а также практически весь набор инструментариев (PHP, SSI а, порой, даже базы данных), но ничего не требовалось взамен, уже не вернется. Я вижу лишь три возможных модели существования бесплатного хостинга, но ни одна из них не может в силу разных причин претендовать на былую массовость:
- Условно бесплатный хостинг, при котором клиент обязан размещать на страницах своего сайта рекламу, как, например это реализовал РБК в рамках своей популярной бесплатной почтовой службы "Hotbox". Для успешного воплощения этой модели должны быть выполнены два основных условия: наличие у хостера сильной системы продаж рекламы (на основе собственных ресурсов хостера или же силами агентств-партнеров) и жесткая модерация претендентов на бесплатный хостинг (исходя из требований рекламодателей). В противном случае затраты на поддержку таких клиентов попросту не окупятся.
Однако такой хостинг большинству коммерческих организаций по очевидным причинам не подходит: во-первых, размещение чужой рекламы на своих сайтах для них, конечно, неприемлемо, а во-вторых, им необходим индивидуальный подход и оперативное выполнение их специфических требований, а это при бесплатном хостинге им обеспечено быть не может.
Бесплатный хостинг может также предлагаться в качестве дополнительных услуг к прочим платным: информационным лентам, услугам связи (в частности, доступу в интернет), размещению рекламы и пр., однако бесплатность такого хостинга также весьма условна: в этих случаях расходы на хостинг попросту заложены в стоимость основного продукта (информационной ленты, доступа в интернет и пр.).
- Часть хостинг-провайдеров предоставляет потенциальным клиентам так называемый бесплатный тестовый хостинг на короткий срок для того, чтобы те смогли оценить качество сервиса и затем приобрели предоставляемые хостером услуги. В первую очередь тестовый хостинг востребован опытными клиентами, уже хостящимися где-либо и желающих поменять своего хостинг-провайдера. Для хостера же это наглядный способ демонстрации качества своих услуг.
Едва открывшись, мы (Хостинг-Центр РБК) сразу же столкнулись с тем, что потенциальные крупные клиенты желают посмотреть наши услуги "своими глазами". Для крупных клиентов, мы, конечно же, открывали и открываем такие тестовые аккаунты, в июне мы планируем открыть тестовый хостинг для всех. В его рамках любой желающий сможет в течение недели бесплатно тестировать наш хостинг прежде чем разместить у нас свой сайт.
- Настоящий "чистый" бесплатный хостинг предоставляет хостерами на спонсорских или благотворительных началах, в рамках различных социальных и, прежде всего, образовательных программ (размещение сайтов учебных заведений: школ, колледжей, университетов и пр., их учебного и преподавательского состава).
Хостинг-Центр РБК сейчас также активно разрабатывает подобные программы и планирует представить их уже летом этого года".
Сергей Дружинин, маркетолог ISPserver.com:
"Во-первых, сам по себе бесплатный хостинг не является бизнесом. Он может только сопутствовать. Во-вторых, качество такой услуги всегда будет очень низко. В-третьих, присутствовать бесплатный хостинг все равно будет по многим причинам. Но это не означает, что он представляет собой какую-либо опасность для рынка платного хостинга".
С г-ном Дружининым солидарен Мартин Громов, руководитель хостинга AGAVA, который считает, что бесплатный хостинг будет существовать в том или ином виде (и как дополнение к услуге "доступ в интернет" и как отдельная услуга), однако по своим возможностям и качеству услуг он всегда будет уступать платному и никогда не сможет удовлетворить потребностей более или менее серьезных и хорошо посещаемых проектов.
По мнению Георгия Георгиевского, генерального директора компании Rusonyx, бесплатный хостинг как сопутствующая услуга провайдера доступа в интернет необходим по нескольким причинам. "Эта услуга привычна для пользователей, и они ожидают наличия у себя, после подключения, некоей странички под "тильдочкой", на которой можно заняться освоением HTML и основ построения сайтов. Бесплатный хостинг для многих абонентов выступает в качестве "стартовой площадки" для перехода к платному хостингу вебсайта. Кроме того, он позволяет лучше узнать, как и зачем делаются сайты, как их правильно создавать, раскручивать и поддерживать".
Перспективы специализированных бесплатных хостингов (chat.ru, narod.ru), как считает г-н Георгиевский, также вполне определенны: "Они являются привлекательной возможностью для начинающих владельцев вебсайтов реализовать небольшие коммерческие проекты, насыщать личные сайты интересной информацией, приобретать провайдеро-независимый и анонимный почтовый ящик. Кроме того, бесплатный хостинг может являться источником прибыли для компаний, продающих рекламу на нем. Тем не менее, дальнейшее развитие бесплатных хостингов не может быть очень активным в плане появления новых функциональных возможностей (таких как CGI-скрипты и подобное), так как у хостинговых провайдеров для удовлетворения подобных требований существуют платные услуги".
"Наверное, существуют инвесторы, которых можно убедить в перспективности бесплатной (рекламной) модели оказания услуг хостинга, но это все "от лукавого", - считает Игорь Федотченко, генеральный директор компании METRIC. - "Такая модель мало эффективна и с точки зрения реального бизнеса, и с точки зрения предоставления необходимых качественных сервисов".
Следует отметить, однако, что такие доверчивые инвесторы, о которых говорит г-н Федотченко, в свете печальных событий на NASDAQ и прочих высокотехнологичных площадках, по-видимому, совсем вымерли, как динозавры в свое время. Как показал неудачный опыт компании Port.ru, рекламная бизнес-модель, основанная на бесплатном хостинге, оказалась нежизнеспособной. С другой стороны, как сопутствующая услуга ISP-провайдера, бесплатный хостинг экономически целесообразен и поэтому вполне имеет право на жизнь, когда он используется для привлечения потенциальных клиентов на платные услуги. Так, к примеру, считает Александр Красников, генеральный директор ООО "Бест Хостинг":
"Как правило, бесплатный хостинг предоставляется с минимальным объемом дискового пространства, ограниченным трафиком и ограниченной функциональностью. Как только клиенту становится "тесно" в этих рамках, ему предлагают дополнительные услуги за отдельную плату. При таком подходе явно прослеживается интерес провайдера и некоторые плюсы для пользователей домашних страничек и маленьких сайтов. На мой взгляд, такой подход перспективен, обеспечивает провайдеру дополнительную рекламу своих услуг и приток потенциальных клиентов на платный сервис. Этим путем идут крупные провайдеры, которые могут легко нести затраты на поддержание бесплатного хостинга.
Другой часто используемый подход - предоставление бесплатного хостинга под странички, когда вместе с показом страниц сайта происходит показ баннеров, открытие дополнительных окон с рекламной информацией. Меня такой подход несколько раздражает показом навязчивой рекламы. Нетребовательный пользователь порой закрывает глаза на такие "неудобства" за бесплатные услуги хостинга. С развитием бесплатного хостинга без обязательной рекламы такие хостинг-услуги будут постепенно умирать".
"При грамотном подходе бесплатные сервисы вообще и бесплатный хостинг в частности способны привлечь колоссальную массу потенциальных клиентов и, в конечном счете, оказываются наиболее эффективным средством (по критерию стоимости привлечения одного клиента)", - считает Антон Яковлев, директор ЗАО "Новые информационные технологии (НИТ)".
Провайдеры хостинга не скрывают своих надежд на то, что "бесплатные" клиенты, почувствовав границы бесплатного хостинга, рано или поздно станут платить за хостинг деньги. К примеру, Максим Азаров, владелец и президент E-Neverland Network, сообщил, что для его компании бесплатное размещение сайтов является одним из каналов привлечения новых платных клиентов. Преимущество бесплатного хостинга "Free ENELIS" от E-Neverland Network состоит в том, что компания предоставляет возможность размещения сайта с доменом второго уровня.
"Еще одним направлением в предоставлении бесплатного хостинга для привлечения клиентов мы считаем обмен рекламного участия (а иногда и участия в управлении проектом) в известных проектах (например skateboarding.ru или zbookpro.net) на их бесплатное размещение на коммерческих серверах и техническую поддержку нашими специалистами", - отметил г-н Азаров.
Итак, как полагает большинство опрошенных нами экспертов, любимый частными лицами и небольшими фирмами бесплатный хостинг имеет право на существование. Как отмечает Артур Еналиев, технический директор ООО "Бест Хостинг", в настоящее время в интернете практически не осталось интернет-серверов, занимающихся предоставлением только бесплатного хостинга в чистом виде. Подобные проекты, по его мнению, или вливаются в крупные порталы, или совсем исчезают из Сети (в качестве примеров г-н Еналиев приводит российский narod.ru, влившийся в Yandex и сайт Geosities, поглощенный Yahoo). Кроме того, как заметил г-н Азаров, большинство бесплатных сервисов можно называть бесплатными только условно: баннеры, размещенные на сайтах принудительно - один из возможных методов оплаты бесплатного хостинга. С другой стороны, не исключено, что практически каждый провайдер имеет несколько любимчиков, которых он размещает бесплатно на площадках для платных клиентов. Однако, в целом такие клиенты погоды не делают.
"Наметившаяся тенденция к стремлению компаний создавать сообщества пользователей (community) также позволяет сказать, что бесплатный хостинг имеет перспективу существования и развития", - считает г-н Еналиев.
"Направленность бесплатного хостинга - персональные страницы и некоммерческие проекты - ниша довольно большая, и желающих воспользоваться подобными услугами будет много еще долгое время", - считает Александр Капралов, системный администратор АПИК "ЭФКО".
|